Воспитание и обучение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье

«Нормальное воспитание ребенка с самыми тяжелыми и даже множественными нарушениями возможно, если с рождения рядом с ним постоянно находятся любящие взрослые, правильно понимающие основные задачи его воспитания в разные возрастные периоды», - так считает Татьяна Александровна Басилова, кандидат психологических наук, зав. кафедрой специальной психологии факультета клинической и специальной психологии МГППУ.  

  1. Басилова Т.А. Появление в семье ребенка с нарушениями зрения
    отрывок из публикации: Басилова Т.А.О слепых детях с дополнительными нарушениями и проблемах их семейного воспитания.-М.,Рос.гос.б-ка для слепых,2009
  2. Басилова Т.А. Развитие движений у ребенка с нарушениями зрения
    отрывок из публикации: Басилова Т.А. О слепых детях с дополнительными нарушениями и проблемах их семейного воспитания.-М.,Рос.гос.б-ка для слепых,2009
  3. Басилова Т.А. Развитие наблюдения и подражания у ребенка с нарушениями зрения
    отрывок из публикации: Басилова Т.А. О слепых детях с дополнительными нарушениями и проблемах их семейного воспитания.-М.,Рос.гос.б-ка для слепых,2009
  4. Басилова Т.А. Развитие средств общения у ребенка с нарушениями зрения
    отрывок из публикации: Басилова Т.А. О слепых детях с дополнительными нарушениями и проблемах их семейного воспитания.-М.,Рос.гос.б-ка для слепых,2009
  5. Басилова Т.А., Александрова Н.А. Формирование здоровых телесных ощущений как основы эмоционального контакта ребенка со взрослым. Развитие тактильного чувства.
    Отрывок из книги: Как помочь малышу со сложным нарушением развития : Пособие для родителей / Т.А. Басилова, Н.А. Александрова. – 1-е издание. – М. : Просвещение, 2007
  6. Басилова Т.А., Александрова Н.А. Развитие зрительного и слухового восприятия.
    Отрывок из книги: Как помочь малышу со сложным нарушением развития : Пособие для родителей / Т.А. Басилова, Н.А. Александрова. – 1-е издание. – М. : Просвещение, 2007
  7. Басилова Т.А., Александрова Н.А. Развитие игры.
    Отрывок из книги: Как помочь малышу со сложным нарушением развития : Пособие для родителей / Т.А. Басилова, Н.А. Александрова. – 1-е издание. – М. : Просвещение, 2007
  8. Лурье Н.Б. Некоторые особенности воспитания ребенка с глубоким нарушением зрения в семье. Печатается по изданию:
    Некоторые особенности воспитания ребенка с глубоким нарушением зрения в семье // Воспитание ребенка с нарушением зрения в семье (сборник научных трудов) // Под ред. Л.И. Солнцевой и В.П. Ермакова, стр.112–126.
  9. Алехина С.В. Интервью «Терпение родителей и труд специалистов могут принести хорошие результаты в воспитании детей-аутистов»
    Первый канал, Центральное телевидение, 23 мая 2012
  10. Ахутина Т.В. Воспитание и обучение леворуких детей.
    Т.В. Ахутина, зав.лаб. исследования трудностей обучения ИПИО МГППУ, отвечает на вопросы онлайн-конференции по образованию и воспитанию левшей для РИА Новости.Примерно для каждого седьмого человека на Земле использование левой руки является предпочтительным, однако "леворукость" в разное время служила источником всевозможных легенд и слухов, левшей недолюбливали и долгое время пытались переучивать. Каковы причины развития "леворукости"? Каковы особенности воспитания и обучения ребёнка-левши? Стоит ли переучивать ребёнка пользоваться правой рукой? С какими трудностями сталкиваются левши в современном мире?
  11. Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г., Иванова Е.А. Нормализация условий воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (нарушения слуха).
    Москва, 2011 (Инклюзивное образование№7) Книга, которая перед вами, – это рассказ о том, при каких условиях дети с ограниченными возможностями развиваются, подчиняясь закономерностям развития нормальных детей. Другими словами – как нормализовать условия обучения и воспитания детей-инвалидов. В книге представлен практический опыт абилитации и реабилитации глухих и слабослышащих детей дошкольного и школьного возраста в разных условиях воспитания и обучения – в семье, в детском саду и в школе. Данный опыт базируется на теории, лежащей в основе психолого-педагогической «Системы формирования и развития речевого слуха и речевого общения у детей с нарушениями слуха», существующей и эффективно работающей с 1966 года. Основным педагогическим средством построения учебного процесса в этой Системе является конструирование взрослым (родителем, воспитателем, учителем) собственного педагогического поведения. В книге предложена методология, способы и средства, для того чтобы взрослый мог организовать эффективное учебное и воспитывающее пространство в условиях инклюзивного образования. Исследования показали, что использование данного метода активизирует речевое развитие детей с нормальным слухом. Поэтому рекомендации по организации общения и формированию речи и речевого слуха у детей с нарушениями слуха оказываются чрезвычайно полезными в обучении слышащих детей. Метод успешно применяется в инклюзивной практике
  12. Шпаргалки для родителей.
    Материал предоставлен Центром психолого-медико-социального сопровождения «Зеленая ветка» Северного окружного управления образования Департамента образования города Москвы