Развитие движений у ребенка с нарушениями зрения

Т.А.Басилова


 ( отрывок из публикации: Басилова Т.А.О слепых детях с дополнительными нарушениями и проблемах их семейного воспитания.-М.,Рос.гос.б-ка для слепых,2009)

Об авторе: Татьяна Александровна Басилова, кандидат психологических наук, зав. кафедрой специальной психологии факультета клинической и специальной психологии МГППУ

Для развития движений важно постоянно поддерживать с ребенком телесный контакт и стимулировать любую его самостоятельную двигательную активность. Нося его на руках, можно использовать различные приспособления, позволяющие правильно располагать тело малыша на теле взрослого: носить его, прижимая к своей спине животиком или, наоборот, - спинкой к своему животу. В таких позах тело ребенка может свободно ощущать и повторять движения тела взрослого, что положительно сказывается на его развитии. Во время любой двигательной игры, нужно быть очень внимательным к состоянию ребенка и делать постоянные паузы, дожидаясь самых незаметных его сигналов (вокализаций, покачивания или притягивания рук взрослого), говорящих о желании ребенка продолжать качание на коленях или подбрасывание. Продолжать свои действия взрослый должен только после подобных сигналов ребенка.

Нужно помнить, что врожденная и ранняя слепота создает особый риск в развитии двигательной активности ребенка. Отсутствие зрительного контроля делает активные движения ребенка опасными, он часто падает и натыкается на предметы. Такой отрицательный опыт может вести к пассивности ребенка, избеганию лишних движений. У глубоко недоношенных детей это усугубляется их особой предрасположенностью к неинициативному, пассивному поведению. Недостаток передвижения в пространстве компенсируется так называемыми стереотипными движениями на месте – раскачиванием, потряхиванием руками перед глазами, надавливанием ладонями на глаза или уши и другими подобными действиями. Поэтому нужно всячески способствовать его активным движениям, самостоятельному передвижению по дому и двору.

Для его нормального передвижения и ориентировки в квартире очень важно соблюдать постоянство окружающих предметов и их устойчивость. Важно всегда следить за двигательными нагрузками ребенка и поддерживать их. Самыми доступными упражнениями для развития крупных движений являются прогулки, преодоление различных препятствий, лазанье на шведские стенки и лесенки, толкание и кидание мячей и т.д. Для развития мелкой моторики полезно открывание любых дверей, выдвигание ящиков, открывание и закрывание банок и коробок, щеколд и замков, разрезания и разрывание бумаги и т.д.

Но бывают и редкие случаи сочетания тяжелых форм детского церебрального паралича со слепотой, и это результат все той же глубокой недоношенности. Когда слепой ребенок не может самостоятельно передвигаться и действовать с предметами, его спасением может стать компьютер, специально приспособленный для управления простыми голосовыми командами и двигательными операциями. При сохранных интеллектуальных возможностях такой ребенок может учиться, слушая радио- и аудиозаписи.

В случаях слепоты, осложненной тяжелыми нарушениями движений и выраженной умственной отсталостью, некоторым стимулом для развития такого ребенка могут стать доступные двигательные упражнения и музыкальное сопровождение. В самых тяжелых случаях со временем встает вопрос об устройстве такого ребенка в специальное учреждение, где за ним будет осуществляться определенный повседневный уход. Предлагая это, я стараюсь объяснить родителям, что их ребенок может не осознавать и не переживать подобное изменение ситуации. Важно, чтобы у них была возможность подобрать наиболее комфортное учреждение для своего ребенка и следить за условиями его пребывания там.

Оказалась ли статья для Вас полезной?

Оказалась ли статья для Вас полезной?