Наблюдение и подражание

Т.А.Басилова


  ( отрывок из публикации: Басилова Т.А.О слепых детях с дополнительными нарушениями и проблемах их семейного воспитания.-М.,Рос.гос.б-ка для слепых,2009)

Об авторе: Татьяна Александровна Басилова, кандидат психологических наук, зав. кафедрой специальной психологии факультета клинической и специальной психологии МГППУ

 Считается, что потеря зрения препятствует естественному наблюдению за жизнью других людей, сужает круг общения, делает невозможным подражание действиям других людей. Но наблюдение слепого ребенка можно специально организовывать как тактильное и осязательное наблюдение. Это поможет познакомить его с занятиями близких, даст ему понимание того, чем заняты близкие и отчего они сразу не реагируют на его просьбы. Научит участвовать в действиях взрослого и осваивать их путем подражания.

Для этого необходимо учить ребенка осматривать руками действия другого человека. Особенно хорошо это может получаться с помощью других братьев и сестер. Просыпаясь утром, можно вместе с ребенком подойти к кровати брата или сестры и проверить как они спят, вместе разбудить и проследить за их действиями одевания и убирания постели. Расставив вместе тарелки для завтрака на столе, осторожно посмотреть руками, как ест другой ребенок и как собирается в школу. Потом вместе с мамой убрать грязную посуду и вымыть. Посильно участвовать с мамой в приготовлении обеда, доставая по ее просьбе овощи, моя их, очищая и укладывая в кастрюлю. Можно следить руками за стиркой и глажкой белья, уборкой помещения и посильно участвовать во всех этих занятиях. Слепой ребенок даже с дополнительными нарушениями может стать замечательным и постоянным помощником в обычных домашних делах: научиться стирать с помощью стиральной машины, разогревать пищу в микроволновке, готовить бутерброды и простые закуски.

Помня как трудно и долго может складываться такое обучение домашним навыкам, нужно начинать его с раннего детства и никогда не прекращать. Особенно полезной в таком обучении бывает помощь слепых взрослых инструкторов. Наблюдая за совместными действиями слепого ребенка и его слепого и даже слепоглухого наставника мы можем лучше почувствовать другой, более осторожный, медлительный и основательный темп и тип движений слепого и научиться лучше понимать способы их ориентировки. Наградой за все ваши усилия может стать воспитание достаточно независимого в быту и внимательного к жизни других ребенка.

Очень надеюсь, что все вышесказанное поможет вам в воспитании слепого ребенка даже с серьезными дополнительными нарушениями и желаю вам в этом удачи.

Оказалась ли статья для Вас полезной?

Оказалась ли статья для Вас полезной?