Международный опыт

Подробнее...

В обзоре кратко изложены материалы специального выпуска журнала «International Journal of Inclusive Education», посвященного проблеме создания инклюзивных школьных сообществ. Рассматриваются точки зрения авторов статей на положение дел в их странах – США, Англии, Дании и Австралии – в свете социальных, политических и экономических реалий, характерных как для общемирового процесса, так и для данных конкретных стран. Отмечаются тревожные тенденции, связанные с ужесточением требований к успеваемости и отчетности, что чревато упрочением практики сегрегации и стигматизации. Приводятся статистические данные, свидетельствующие об увеличении числа специальных (коррекционных) школ и классов, по крайней мере в США и Австралии. Определенный оптимизм авторов связан с развитием педагогики, повышением квалификации учителей, способных творчески анализировать все факторы, влияющие на ход инклюзивных процессов, и находить нестандартные решения в трудных ситуациях.

Подробнее...

В статье представлен аналитический обзор исследований по проблемам инклюзивного образования в развитых странах: США, Великобритании, странах Скандинавии. В работе использованы 18 научных публикаций из психологических изданий США и Европы по инклюзивному образованию в период с 2006 по 2011 гг. Они освещают эмпирические исследования по проблемам практической реализации инклюзивного образования и представлены двумя тематическими группами. К первой группе относятся исследования, направленные на изучение вопросов профессиональной подготовки педагогов к инклюзии: организация системы эффективного обучения педагогов для работы в инклюзивном классе, отношение педагогов к инклюзии как фактор успеха ее реализации, развитие ключевых навыков взаимодействия с особым ребенком и его семьей. Во вторую группу входят исследования, посвященные изучению адаптации детей с особыми потребностями в коллективе условно здоровых сверстников.

Подробнее...

Мельник Ю. В. Ставрополь, Россия Компарация социально-педагогической семантики инклюзивного образования нетипичных детей в странах Запада и России // Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: Сб. материалов II Международной научно-практической конференции / Отв. ред. Алехина С. В. М.: МГППУ, 2013