Левша: держась за мир другой рукой


Татьяна Ахутина

Доктор психологических наук, профессор, заведующая лабораторией нейропсихологии факультета психологии МГУ, заведующая лабораторией исследования трудностей обучения ИПИО МГППУ, профессор кафедры "Возрастная психология" МГППУ

11:00 12/08/2011 РИА-НОВОСТИ    

Примерно для каждого седьмого человека на Земле использование левой руки является предпочтительным, однако "леворукость" в разное время служила источником всевозможных легенд и слухов, левшей недолюбливали и долгое время пытались переучивать. Каковы причины развития "леворукости"? Каковы особенности воспитания и обучения ребёнка-левши? Стоит ли переучивать ребёнка пользоваться правой рукой? С какими трудностями сталкиваются левши в современном мире? Накануне Международного дня левшей, который отмечается 13 августа, на эти и другие вопросы ответит доктор психологических наук, профессор, заведующая лабораторией нейропсихологии факультета психологии МГУ, заведующая лабораторией исследования трудностей обучения ИПИО МГППУ, профессор кафедры "Возрастная психология" МГППУ, член Международного общества культурно-исторической психологии и психологии деятельности (ISCAR), член Международного нейропсихологического общества INS Татьяна АХУТИНА.

ответы на вопросы

  • Кристина Трухан, Москва: Уважаемая Татьяна Васильевна, ответьте, пожалуйста, действительно ли леворукие, как правило, отличаются неординарными способностями, или это миф? Стоит ли их переучивать, не опасно ли это? Существует ли какая-то официальная статистика по леворуким, их количеству в мире, кто ее ведет? И какие конкретно проблемы есть у левшей в настоящее время, например, в России? Спасибо за внимание. Очень интересная тема.
  • Татьяна Ахутина : Дорогая Кристина, левши бывают разные, поскольку причин возникновения левшества много. С одной стороны, существует наследственное левшество, когда у человека хорошо работает правое полушарие мозга и хорошо работает левое полушарие. В этом случае, возникают дополнительные возможности у мозга. Так, при дихотическом прослушивании, т.е. когда одновременно на правое и левое ухо предъявляются разные короткие сигналы, например, слоги или короткие слова, то правши показывают преимущество при распознавании сигналов правым ухом (их обрабатывает левое полушарие), а левши могу демонстрировать почти одинаково высокое восприятие сигналов, подаваемых в левое и правое ухо. Не случайно, что многие знаменитые ученые, художники, государственные деятели были левшами. Не так давно Национальное бюро экономических исследований США сообщило, что левши-выпускники вузов, зарабатывают на 13-21% больше в зависимости от длительности обучения, чем однокурсники-правши. Ученые из университета Джона Хопкиса в США называют сходные цифры: 15% и 26%, но они говорят только про левшей-мужчин. Российские ученые при исследовании одаренных школьников тоже пришли к любопытным выводам. Школьники-правши - целеустремленнее и работоспособнее, тогда как левши и амбидекстры показывают нетривиальные решения, при этом они более эмоционально ранимы, чем правши. Это говорится о первой группе левшей - тех, кто удачно могут реализовывать свои возможности. Сразу поясню, что амбидекстры – это люди, одинаково владеющие и левой и правой рукой, у них часто и левый глаз или левое ухо являются ведущими. Кстати, "ухость" и "глазость", как и "рукость" могут быть разными, поэтому обычно составляют профиль левшества, какие рука, глаз и ухо являются ведущими. С другой стороны, есть вынужденное левшество, которое возникает в связи с проблемами левого полушария после дородовой травмы, родовой травмы, различных видов проблем с мозгом ребенка. В этом случае, правое полушарие должно компенсировать функции левого полушария, но оно для этого не приспособлено. Там возникает эффект "переполнения" (overcrowding), оно в первую очередь отражается на "исконных" функциях правого полушария – зрительно-пространственных функциях. Когда я говорю об "исконных" функциях, я имею в виду известные факты о том, что у правшей за зрительно-пространственные функции отвечает, главным образом, правое полушарие, а за речевые – левое. Речь таких левшей может (но не обязательно) развиваться хорошо, но как показывают последние исследования, некоторые "правополушпрные" речевые функции могут страдать. Дети-левши в своих рассказах по картинке могут легко отклоняться от темы, предлагать нереалистические основания для поступков героев, такие особенности у детей-правшей мы видим при относительной слабости функций правого полушария. Таким образом, "переполнение" чаще, но опять же необязательно может вызывать определенную слабость правополушарных функций. Продолжая тему про разнообразие левшей, надо сказать, что есть и промежуточная группа левшей, у которых левое полушарие не очень пострадало, однако возникает проблема межполушарного взаимодействия, и если оно не оптимальным образом организуется, то могут возникать разные проблемы эмоциональные или когнитивные, т.е. познавательные, в частности, трудности в обучении. Однако здесь, как и в предыдущем случае существует большое разнообразие вариантов. Приведенное здесь деление – это некоторое упрощение картины. В мире около 15% левшей с большими колебаниями по географическому и возрастному признакам.
  • Юлия, Вильнюс: Как отражается леворукость на интеллекте? Моему сыну 40 лет, с малых лет он левша что-нибудь ему грозит?
  • Татьяна Ахутина : Сразу успокою Вас, что Вашему сыну в возрасте 40 лет ничего нового не грозит. Проблемы левшества чаще проявляются в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. И проблемы эти, если они есть, эмоционально-когнитивные, у подростков на первый план могут выйти эмоциональные проблемы. Отвечая на более общий вопрос, как отражается леворукость на интеллекте, могу привести следующие данные. Если построить график, на одной оси которого будут данные измерения интеллекта (например, данные пробы Векслера) от низких цифр к высоким, а на другой – количество испытуемых с этим уровнем интеллекта, то для левшей и правшей мы получим два разных графика. У правшей кривая будет напоминать колокольчик: много людей со средними данными и меньше с низкими и высокими данными. У левшей будет "двугорбое" распределение, т.е. довольно много людей и с низкими и высокими данными. Почему это так, я объяснила, отвечая на предыдущий вопрос.
  • Наталья, Самара: Мой сын левша. На правшу я его не стала переучивать. В этом году пойдет в первый класс. С какими трудностями сталкиваются левши в школе и вообще в современном мире? Каковы причины развития "леворукости"? Каковы особенности воспитания и обучения ребёнка-левши?
  • Татьяна Ахутина : Уважаемая Наталья, левши бывают разные (смотрите в предыдущих ответах). У одних трудности минимальные – им неудобно писать, потому что мы пишем слева направо, и при письме левая рука может закрывать написанное. Простой способ избежать этого – наклонять тетрадку в противоположную от обычной сторону. Трудности других могут быть связаны со снижением темпа деятельности, особенно графической, трудностями автоматизации движений и, частности, написания букв и цифр, с проблемами пространственной ориентировки. Дети-левши могут писать буквы зеркально и им трудно запомнить, что писать надо начинать с левой, а не с правой строны. Любит ли Ваш сын рисовать, ловок ли он в одевании, как хорошо справляется со шнурками? Если нет, я рекомендую Вам обратиться в любой Центр помощи детям и подросткам за консультацией к нейропсихологу.
  • Елена, Ростов-на-Дону: Здравствуйте, подскажите, верно ли бытующее мнение, что у женщины после сорока большая вероятность рождения ребенка-левши?
  • Татьяна Ахутина : Уважаемая Елена, действительно, есть статистика, что у женщины после сорока большая вероятность рождения ребенка-левши. Это, с одной стороны, может быть связано с проблемами вынашивания и рождения ребенка, а с другой – с пока не очень понятными механизмами. Что касается вынашивания и рождения детей женщинами после сорока, сошлюсь на собственный пример. Моей маме было 42 года, когда она меня родила, и я была у нее первым ребенком, роды были тяжелыми. Я амбидекстр с преобладанием правой руки при письме, особой моторной ловкостью не обладаю, что было особенно заметно в дошкольном и младшем школьном возрасте, мои двигательные реакции медленнее по сравнению со средними, но это не помешало хорошо учиться в школе, институте и овладеть профессией.
  • Эльвира, Краснознаменск: Здравствуйте! У меня дочки близнецы по 5,5 лет. Одна левша (она родилась первой на 10 минут) вторая правша. Всего у меня 4 дочки я, муж и старшие девочки и бабушки и дедушки правши. Почему так получилось у близнецов?
  • Татьяна Ахутина : Дорогая Эльвира, существует много причин и много теорий о причинах рождения детей-левшей. В Вашем случае это может быть связано с физическим сдавливанием правых конечностей у одного из близнецов в период их вынашивания. Дети лежат в тесном пространстве и, тем не менее, они двигаются, все матери это хорошо знают. Одна девочка могла более свободно действовать правыми рукой и ногой, в дальнейшем эта тенденция закрепилась, тем более, что генетически, как можно предположить, она была правша. Другая девочка не могла так свободно действовать правой рукой и ногой, она компенсировала это движениями левых конечностей, это предпочтение могло закрепиться. Такие предположения представлены в литературе, но, конечно, это лишь предположения. Вы сравнивали, как одно и то же задание, например, нарисовать домик Ваши дети выполняют правыми и левыми руками? Если девочка-левша намного лучше выполняет задание левой рукой, тренируйте обе руки в двуручных заданиях (например, лепке), но не переучивайте.
  • Лариса, Невинномысск: Я родилась левшой, но меня переучили, помню, как привязывали мне руку к парте, сажали рядом беспокойного соседа, который толкам меня слева и не давал писать. Мои родители всегда считали, что моя леворукость - это блажь, и я смогу свободно научиться все делать правой рукой, но не хочу этого делать. Я только пишу правой рукой, но пользоваться ножом ножницами, утюгом и другим так и не научилась. Вся моя жизнь - это стресс! Мне так порой неудобно жить. Кто бы знал! Сын мой женился тоже на левше, но ее родители не переучивали. Мой вопрос! У меня очень плохо всегда было с грамматикой, я плохо учила иностранные языки. Повлияло ли это на мою память?
  • Татьяна Ахутина : Уважаемая Лариса, Вы описали, жестокие методы переучивания леворукости, которые могли привести к обострению эмоциональных проблем, которые встречаются у левшей. Вы пишите, что у Вас много грамматических ошибок на письме, были трудности с изучением иностранных языков. Каков их механизм? Это могло быть следствием как вынужденного левшества, так и эффекта "переполнения", более точно можно было бы сказать при полном нейропсихологическом обследовании.
  • Анастасия, Москва: Здравствуйте! Я от природы левша, но в детстве, понимая, что я не такая, как мои сверстники, решила переучиться. Меня никто не заставлял, я сама, перед тем, как пойти в 1й класс ,заставляла себя привыкать писать, рисовать правой. Сейчас мне уже 20, я пишу правой, но все делаю левой. У меня такой вопрос - как может отразиться переучивание на левше, если оно было осознанным? И, если вам не трудно, расскажите, пожалуйста, главные особенности левшей. Спасибо!
  • Татьяна Ахутина : Уважаемая Анастасия, Вы в детстве были волевым ребенком, переучивание обошлось без эмоциональных проблем, без невротизации. Что у Вас может быть сейчас? – на этот вопрос трудно ответить, потому что существует много причин левшества, и оно в первую очередь накладывает особенности на Вашу психику, а переучивание – дополнительный фактор, хорошо, что оно прошло мягко. Про то, что левши бывают разные и соответственно у них разные главные особенности, я уже писала, отвечая на предыдущие вопросы
  • Екатерина: Здравствуйте! В детстве использовала две руки, родители не понимали левша я или правша, но в садике, как и всех, научили пользоваться только правой рукой. Сейчас (21 год) я заметила, что мне удобно пользоваться как правой, так и левой рукой. Хотела бы научиться писать левой рукой и вообще развить её получше. Как это лучше сделать и невредно ли это?
  • Татьяна Ахутина : Дорогая Екатерина, можно и не вредно развивать сейчас левую руку, но это потребует длительных усилий. Может, стоит заняться спортом, рисованием, да просто чтением? Мне кажется, это будет полезнее и интереснее.
  • Георгий, Челябинск: У меня некрасивый почерк, многие утверждают, что это из-за леворукости. Стоит ли им верить?
  • Татьяна Ахутина : Уважаемый Георгий, некрасивый почерк может быть следствием некоторой слабости зрительно-пространственных функций, которая встречается, как я писала в ответах на предыдущие вопросы, при леворукости.
  • Евгений Кондратьев: Я слышал, что у левшей более развито пространственное мышление по сравнению с правшами, что очень помогает, например, при работе с чертежами, правда ли это?
  • Татьяна Ахутина : Уважаемый Евгений, в ответе на предыдущие вопросы я уже писала, что левши бывают разные. У одного из типов левшей пространственное мышление может быть более развито, чем у правшей, например, как у Леонардо да Винчи.
  • Ирина, Москва: Здравствуйте! Дочка с младенчества все делала левой рукой (ее бабушка и прабабушка, также, левши), но мы ее переучили, и в школу она пошла праворукой. Сейчас дочке 10 лет, делает все правой рукой, но в школе и дома постоянно путает при письме буквы "б" и "д" ("п" и "т", "м" и "н"). Знакомый логопед сказала, что это именно из-за того, что мы ее переучили. Если возможно, подскажите, пожалуйста, чем можно помочь дочке?
  • Татьяна Ахутина : Дорогая Ирина, я советую Вам обратиться к нейропсихологу, чтобы он не только установил механизм проблем в письме, но и составил (или лучше провел) коррекционную программу.
  • Наталья, Ижевск: Моя внучка, которая идет в первый класс в сентябре этого года, 90% букв пишет в зеркальном изображении, у нее возникает боязнь к написанию текстов. Как успокаивать ее и какие примы использовать в обучении?
  • Татьяна Ахутина : Уважаемая Наталья, Вашу внучку хорошо бы направить в группу подготовки к школе. У нее отчетливые пространственные трудности, над этим нужно работать. Параллельно я бы посоветовала пойти на консультацию к нейропсихологу, чтобы он рассказал, как развивать пространственные функции. Об этом написано в книге Т.В.Ахутиной и Н.М.Пылаевой "Преодоление трудностей учения: Нейропсихологический подход", выпущенной в 2008 г. в издательстве "Питер". Сколько Вашей внучке лет? Я бы рекомендовала с поступлением в школу подождать, чтобы не усилить страх перед письмом и вообще школой.
  • Римма Алексеевна, Железнодорожный: Моему внуку в сентябре исполняется 4 года. Он свободно владеет и правой и левой рукой. Но писать ему лучше левой. Что нам необходимо предпринять? Стоит ли его приучать к праворукости, пока есть еще время до школы. Он проявляет большие способности к математике. В 3 года знал счет до 20 и обратно. Свободно оперирует 3-значными цифрами, знает даты и календарь. Математическим действиям мы его не учим. Но может стоит начать? Спасибо.
  • Татьяна Ахутина : Уважаемая Римма Алексеевна, Вы сами понимаете, что Ваш внук – не стандартный ребенок. Я бы, прежде всего, посоветовала следить за всесторонностью, гармоничностью его развития. Любит ли он подвижные игры? Как взаимодействует с другими детьми? Постарайтесь, чтобы он участвовал в коллективных играх детей – на даче это особенно возможно. Не перевешивает ли интеллектуальное развитие эмоциональное? Любит ли рисовать? Что касается вопроса, какой рукой писать, то предлагайте обе возможности и следите, что он предпочитает. Развивайте обе руки, предлагая игры для двуручной деятельности, например, лепку или "веревочки". Вы помните эту игру, когда на пальцах рук один делает первую конфигурацию веревочки, а другой "снимает", делая на своих пальцах другую конфигурацию? Если у Вас есть какие-то сомнения, я бы на всякий случай предложила пойти с внуком на консультацию к психологу (если Вы живете в Москве, в МГППУ есть психологическая консультация).
  • Светлана, Москва: Мой внук левша, в августе будет четыре года, не говорит до сих пор. Может ли это быть связано с леворукостью?
  • Татьяна Ахутина : Уважаемая Светлана, немедленно идите к логопеду. Если он скажет, что пока можно подождать, не верьте и ищите другого. Сами пытайтесь вызвать простые слова, в том числе звукоподражания: ав-ав, мяу-мяу и пр. Проследите, как хорошо он понимает речевые инструкции, папример, "Принеси из кухни полотенце и маленькую ложку". Над речью надо активно работать, а связано ли это с левшеством – это вопрос в данном случае не такой важный. Не упустите время, сейчас мозг более пластичен, более восприимчив.
  • Наталья: Моему ребенку всего два месяца. Стала замечать, что в рот он тянет только левую руку. Можно ли уже в этом возрасте утверждать, что ребенок - левша?
  • Татьяна Ахутина : Дорогая Наталья, то, что ребенок тянет в рот только левую руку, может быть признаком левшества, но может и не быть, так как предпочтения могут меняться и не один раз.
  • Наталья, Самара: Моей дочери 1 год и 8 месяцев. Замечаю, что многое она берет (предпочитает брать) и делает левой рукой. Когда держит ложку в левой руке, кушает аккуратнее. Если скажешь, возьми в правую - берет в правую. Протестов с ее стороны пока нет. Муж настаивает на том, чтобы все давать ей в правую руку. Считает, что раз леворукость так ярко не выражена, то лучше поощрять правую руку. Говорит, что леворуким жить труднее (из-за того, что большинство предметов, окружающих человека в жизни "заточены" по правшей). Я бы предпочла дать ей свободу выбора. Как быть?
  • Татьяна Ахутина : Дорогая Наталья, развивайте обе руки, подсовывая предметы и слева и справа, давая мячик то в одну, то во вторую руку. Последите, что будет. При большой разнице в развитии рук вопрос отпадет сам собой, при небольшой – под влиянием детского сада она сама выберет правую руку.
  • Ирина, Минск: Здравствуйте! Внучке 3 года 8 месяцев. Рисует, держит ложку-вилку левой рукой. Иногда берет правой, но вскоре перекладывает эти предметы в левую. Конечно, вопрос переучивания периодически возникает, но все же есть сомнения в целесообразности. Хотелось бы знать, как леворукость может быть связана с другими процессами развития, и, конечно же, переучивать ли? А вдруг "процесс пойдет"? Спасибо!
  • Татьяна Ахутина : Уважаемая Ирина, вредно насильственное переучивание при отрицательном отношении к нему ребенка, что бывает чаще всего при значительном опережении в развитии левой руки. Играйте, пробуйте разные руки. Посмотрите ответы на предыдущие вопросы.
  • Сергей, Череповец: По каким признакам можно определить в раннем возрасте ребёнка-левшу? Если ребенок одинаково хорошо справляется обеими руками, нужно ли обращать его внимание на то, какой рукой он пользуется и приучать к правой руке? Ребенок любит кушать правой рукой, а рисовать левой, он будет левшой или правшой?
  • Татьяна Ахутина : Уважаемый Сергей, посмотрите мои ответы на предыдущие вопросы. Я хочу подчеркнуть, что формирование предпочтения одной руки – это длительный динамичный (изменчивый) вероятностный процесс. Ваш ребенок ест правой рукой, а рисует карандашом левой. Дайте ему кисточку в правую руку, возьмите его руку в свою и порисуйте вместе. Такое совместное рисование ему понравится, а потом последите, в какую руку он будет брать кисточку. Чем больше ребенок будет делать действий правой рукой, тем вероятнее, что у него будут развиваться функции левого полушария. Мозг ребенка и консервативен и пластичен, эти тенденции постоянно соревнуются. Если консервативное предпочтение к развитию одного полушария велико, то пластичность – тенденция к изменениям – с ним не справится. Если силы равные, то многое будет зависеть от влияния среды.
  • Игорь Колесников: Правда ли, что в средние века считалось, что левша - это посланник нечистой (злой) силы? И говорят, что в католичестве до сих пор так считают.
  • Татьяна Ахутина : Уважаемый Игорь, Вы правы, действительно левши в народе считались "не правильными", "не праведными", "не правыми" людьми. Во многих языках корень "прав" означает не только правую сторону, но и правое дело, право. Вы знаете выражение "он ходит налево", в нем отголоски того же отношения к левому и левшам. Что касается современного католичества, то я знаю только ситуацию в Польше. Я знакома с верующими поляками, была в монастыре, где воспитывают детей с разными проблемами, в том числе слепых и умственно-отсталых. Там такое отношение к левшам как к недостойным людям невозможно.
  • Завершающее слово Татьяны Ахутиной: Подведем итоги. Итак, левши, с одной стороны, попадают в одаренную часть нашего общества, а с другой стороны, в проблемную. Главное, что я хотела сказать, что левшества не стоит пугаться. Это относится и к "скрытым левшам", когда ребенку рано активно "включили" правую руку, и он по своему социальному воспитанию правша, а по своим предпосылкам левша. Но если ему это не помешало реализовать основные способности, то в будущем у этого человека все будет хорошо. Как воспитывать левшу? На самом начальном этапе развития ребенка его физическое, моторное и психическое состояние сильно взаимосвязаны, и поэтому заботится о них – это означает заботиться о его психике. По мере взросления не нужно забывать, что любому ребенку необходимо гармоническое воспитание, а наше общество подталкивает детей больше к занятиям, нагружающим вербально-логические функции. У детей стало гораздо меньше подвижных игр, а нужно заботиться о том, чтобы ребенок не только читал книги, а играл, начиная с ладушек до футбола. Это полезно и левшам, и правшам. А что касается левшей, то их нужно больше включать в двуручную деятельность, чтобы развивались и правая, и левая рука. Но это должен быть естественный, ненасильственный процесс. Когда мы готовим ребенка к школе, наша задача не в том, чтобы научить его читать или писать, а научить его быть внимательным, удерживать внимание на интересном, полезном материале. Нужно обращать внимание – рисует ли ребенок или не рисует, поскольку у левшей могут быть зрительно-пространственные трудности. То есть если ребенок не любит рисовать, то его надо подтолкнуть рисовать на песке, снегу. Что-то нарисовал взрослый, а такую же рожицу пусть нарисует ребенок. Заботясь об интеллектуальном развитии ребенка, не забывайте о необходимости воспитания эмоций. Быть добрым, чутким, заботливым, ласковым, но и умеющим постоять за себя, за друга – этому нужно учить с раннего детства. Левши и правши здесь требуют разного подхода, левши более ранимы, правши более стойкие. Но воспитание эмоций - это уже тема для другого разговора 

Оказалась ли статья для Вас полезной?

Оказалась ли статья для Вас полезной?