ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ДИСТАНЦИИ
МЕЖДУ ЗДОРОВЫМИ СТУДЕНТАМИ И ЛИЦАМИ
С ОВЗ НА СТЕПЕНЬ ТОЛЕРАНТНОСТИ В СОЦИУМЕ
Гладилина Л. С.
Россия, г. Москва, СПК МГППУ
Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: Сб. материалов II Международной
научно-практической конференции / Отв. ред. Алехина С. В. М.: МГППУ, 2013
В последнее десятилетие определилась положительная динамика в интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья в общую образовательную среду. Трансформация отношения к людям с особыми нуждами связано как со степенью информированности общества об их проблемах, так и с развитием новейших технологий в сфере распространения информации и социальных отношений [4].
В реальности уже второе десятилетие в России образовательная интеграция реализуется опытным переносом и адаптированием к отечественным условиям, модификацией отработанных и зарекомендовавших себя за рубежом форм образовательной интеграции.
В качестве приоритетного направления развития системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья рассматривается организация их обучения и воспитания совместно с другими детьми. Реализация в России инклюзивного образования ставит вопрос о необходимости смены методологии внедрения интеграционных инноваций в систему образования [1].
Встает задача проектирования жизненного пространства, обеспечивающего повышение чувства собственной ценности и уверенности в себе у лиц с ОВЗ. В таком проектировании необходимо учитывать установки «нормальных» людей по отношению к людям с ОВЗ. В анализе отдельных исследований по этой тематике (Сloerkes, 1980) [6] был сделан вывод, что установки «нормальных» людей по отношению к людям с ОВЗ колеблются от ярко выраженных позитивных до в целом негативных. Те группы людей с инвалидностью, которые больше всех других соответствуют социальным нормам «полноценных», ранжируются наиболее высоко; люди с нарушениями, которые не могут следовать нормативным требованиям, такие как психически больные или умственно неполноценные, занимают самое низкое место [5].
Толерантное отношение к лицам с ОВЗ – это всегда выбор самого здорового человека. Выбор – это личное дело каждого индивидуума. Тем не менее за содержанием понятия «выбор» стоит принципиально новая и важная реальность. Выбор как педагогическая категория присутствует в исследованиях, касающихся профессионального самоопределения. Именно выбор позволяет соотнести внешние обстоятельства и внутренние побуждения-потребности личности [2].
Данное динамическое исследование проведено для оценки изменения уровня толерантности здоровых студентов к студентам с ограниченными возможностями здоровья. В данном исследовании рассматривается изменение социальной дистанции у лиц с ОВЗ и здоровых студентов в ссузе, реализующем программу инклюзивного образования.
Дистанция социальная [лат. distantia ‒ расстояние] ‒ восприятие различия социального статуса участниками социального взаимодействия [3].
Основой пилотажного исследования явились измерения социальной дистанции как одного из проявлений толерантности у студентов колледжа посредством анкет, разработанных С. Б. Федоровым под руководством Л. М. Шипицыной в Институте специальной педагогики и психологии (2000), адаптированных лабораторией социально-психолого-педагогического сопровождения лиц с ОВЗ СПК МГППУ к условиям обучения в средних специальных учебных заведениях, реализующих программу инклюзивного образования. Для проведения детального исследования изменения социальной дистанции были использованы:
- Методика диагностики коммуникативной установки В. В. Бойко.
- Методика определения степени выраженности эмпатийных способностей В. В. Бойко.
- Шкала социальной дистанции Э. Богардуса для студентов без патологии развития.
- Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса.
- Методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда.
- Методика «Q-сортировка» В. Стефансона для студентов с ОВЗ.
В первичном анкетировании приняли участие 222 человека: 66 человек с ОВЗ и 156 человек без патологии развития; в повторном – 222 человека: 66 человек с ОВЗ и 156 человек без патологии развития.
Анкетирование охватывало студентов 1‒4 курсов.
Оценка распределения полученных данных производилась по критериям асимметрии и эксцесса. Для определения значимости полученных данных динамического исследования групп использовался критерий Т-Вилкоксона.
По результатам анкетирования были получены следующие данные:
- в ходе обучения у студентов наметилась тенденция снижения количества респондентов, указывающих на неосведомленность об уровне освещения проблем родителей детей-инвалидов, что указывает на развитие навыков поиска данной информации в средствах массовой информации у студентов в процессе обучения. В тоже время увеличилось количество респондентов, указывающих на нехватку сведений о проблемах взрослых инвалидов в средствах массовой информации;
- востребованность источников информации, освещающих проблемы лиц с ОВЗ, претерпела следующие изменения: повысилось значение телевидения как источника информации о лицах с ОВЗ, газет, снизилось значение популярной литературы и своих вариантов получения данной информации, что является показателем значимости СМИ при определении студентами своей будущей профессиональной позиции;
- снизилось число респондентов, отрицательно относящихся к детям с ОВЗ, к лицам с нарушениями зрения, к лицам с нарушениями слуха, к лицам с психическими нарушениями, что свидетельствует о повышении уровня толерантности у студентов к лицам с данными нарушениями;
- снизилось число респондентов, отмечающих доброжелательность как положительную черту личности лиц с ОВЗ, при этом увеличилось число респондентов, отмечающих другие положительные черты личности лиц с ОВЗ, что говорит о более внимательном и критичном отношении к личностным особенностям студентов с ОВЗ со стороны здоровых студентов и самих лиц с ОВЗ;
- отношение к социальным взаимодействиям в различных формах с лицами с ОВЗ претерпело следующие изменения: повысилось положительное и отрицательное отношение к соседству по дому; снизилось положительное и повысилось отрицательное отношение к соседству по квартире; повысилось отрицательное и снизилось равнодушное отношение к родству с лицами с ОВЗ; увеличился разброс положительных оценок на нахождение лиц с ОВЗ в роли подчиненных на работе, отрицательных оценок на нахождение лиц с ОВЗ в роли врача и отрицательных оценок на нахождение лиц с ОВЗ в роли учителя ребенка; повысилось положительное отношение к нахождению лиц с ОВЗ в роли начальника и представителя власти; повысилось отрицательное отношение и снизилось равнодушное отношение к нахождению лиц с ОВЗ в роли психолога/психотерапевта; повысилось положительное и отрицательное отношение к детям с ОВЗ как к одноклассникам ребенка, при этом равнодушное отношение снизилось;
- в отношении респондентов к формам обучения лиц с ОВЗ выявляется тенденция к увеличению числа респондентов, считающих наиболее приемлемой формой обучения для лиц с ОВЗ обучение в школе индивидуального обучения, к снижению случаев выбора обучения на дому как лучшей формы обучения для лиц с ОВЗ;
- увеличилось число респондентов, высказывающихся за сохранение льгот для лиц с ОВЗ при поступлении в вузы и техникумы, при поступлении на работу, при этом снизилось количество высказываний против этого вида льгот; снизилось количество высказываний против льгот в транспорте; количество высказываний респондентов за сохранение льгот при лечении увеличилось, против – снизилось; количество высказываний респондентов за сохранение пенсий по инвалидности увеличилось, также сократилось и количество высказываний против этого вида льгот, что говорит о неоднозначном взгляде респондентов на существующую систему мер социальной поддержки лиц с ОВЗ;
- осведомленность студентов о существовании законов, защищающих права лиц с ОВЗ, в целом увеличилась; число не определившихся с ответом респондентов снизилось, что говорит о повышении правовой грамотности студентов в процессе обучения;
- мнение о необходимости существования специальной программы трудоустройства для лиц с ОВЗ претерпело следующие изменения: увеличился разброс высказываний за существование данной программы, выросло количество респондентов, отрицающих необходимость существование подобной программы; в то же время снизилось количество респондентов, не определившихся с ответом на этот вопрос, что говорит о неоднозначности позиций респондентов относительно вопроса трудоустройства лиц с ОВЗ.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в совместном обучении здоровых студентов и лиц с ОВЗ обращает на себя внимание тенденция к более осознанному пониманию особенностей социального взаимодействия с лицами с ОВЗ у здоровых студентов. Толерантность проявляется в поведенческих аспектах отношения здоровых студентов по отношению к студентам с ОВЗ и наоборот: тенденции к совместному проведению режимных моментов в колледже, снижение социальной дистанции при межличностном взаимодействии и др. В то же время выявлены новые специфические особенности формирования толерантности у студентов без патологии развития к лицам с ОВЗ. Выявлены особенности изменения социальной дистанции у лиц с ОВЗ и здоровых студентов в среднем специальном учебном заведении, реализующем программу инклюзивного образования. Характерно дифференцированное отношение студентов к лицам с различной патологией развития, а также разнонаправленная динамика в отношении к социальным взаимодействиям в различных формах здоровых студентов и студентов с ОВЗ. Динамический характер исследования указывает на стабильность сделанных выводов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алехина С. В. Инклюзивное образование в России // Материалы проекта «Образование, благополучие и развивающаяся экономика России, Бразилии и Южной Африки» [Электронный ресурс]. URL: http://psyjournals.ru/edu_economy_wellbeing.
2. Живицкая А. И. Равные среди равных, или определение статуса людей с ограниченными возможностями здоровья // Инклюзивное образование: методология, практика, технология: Материалы Международной научно-практической конференции (20‒22 июня 2011, Москва) / Моск. гор. псих.-пед. ун-т; Редкол. С. В. Алехина и др. М.: МГППУ, 2011. 11‒13 с.
3. Российская социологическая энциклопедия / Под общей редакцией академика РАН Г. В.Осипова. М., 1998.
4. Шипицына Л. М., Мамайчук И. И. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2004.
5. Щербакова А. М. Роль среды в самореализации человека с интеллектуальной недостаточностью // Инклюзивное образование: методология, практика, технология: Материалы Международной научно-практической конференции (20‒22 июня 2011, Москва) / Моск. гор. псих.-пед. ун-т; Редкол. С. В. Алехина и др. М.: МГППУ, 2011. 44‒45 с.
6. Цубер Й., Вейс Й., Кох У. Психологические аспекты реабилитации // В кн.: Перре М., Бауманн У. Клиническая психология. СПб., 2006.