РОЛЬ КУРАТОРА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
ЛИЦ С ОГРАНИЧЕНИЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Коренюгина Т. Ю.
Россия, г. Новочеркасск,
Южно-Российский государственный технический университет
(Новочеркасский политехнический институт)
Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: Сб. материалов II Международной
научно-практической конференции / Отв. ред. Алехина С. В. М.: МГППУ, 2013
Проблемы инклюзивного образования, обсуждаемые в педагогическом сообществе, чаще всего рассматриваются в приложении к лицам с нарушениями зрения, слуха и опорно-двигательного аппарата. Однако в практике высшего профессионального образования преподавателям приходится работать со студентами, имеющим ограничения здоровья по иным соматическим заболеваниям, в том числе болезням сердца, легких, почек, онкологическим заболеваниям. Особенности их здоровья внешне не видны непрофессиональному взгляду. Тем не менее такие студенты вынуждены проходить длительные курсы лечения и реабилитации в лечебных учреждениях, что затрудняет процесс получения профессионального образования и может привести к возникновению психологических барьеров с преподавателями и другими студентами. Куратор учебной группы является тем педагогом, кто в непосредственной близости от проблемы ежедневно решает возникающие проблемы взаимодействия студентов с ограничениями здоровья с вузовской средой.
Воспитательная деятельность куратора включает несколько направлений. Основное направление – психолого-педагогическая поддержка студента с ограничениями здоровья. Куратор обеспечивает адаптацию студента к вузовской среде:
– временную (осуществляет мониторинг промежуточной аттестации, направляет и помогает правильно распределить силы и возможности во временном пространстве семестра);
– пространственную (помогает определять оптимальные маршруты передвижения по территории вуза, особенно лицам, у которых по состоянию здоровья передвижение затруднено);
– социально-психологическую (создает условия для адаптации к различным требованиям различных преподавателей, для адекватного условиям жизнедеятельности позиционирования себя в учебной группе, для самореализации личностного и творческого потенциала студента с ограничениями здоровья в общественной и культурной жизни вуза);
– технологическую (оказывает помощь в реализации технологии индивидуального графика обучения, технологии дистанционного обучения, технологий практического обучения, если их освоение затруднено по состоянию здоровья).
Воспитательная работа с учебной группой включает:
– развитие принимающего поведения студентов по отношению к студенту с ограничениями здоровья;
– организацию взаимопомощи студентов при освоении профессиональных компетенций;
– организацию взаимодействия студентов с разным уровнем здоровья в общественной и культурной деятельности;
– обучение основным правилам поведения, если студенту с ограничениями здоровья внезапно станет плохо;
– обеспечение социальной и психологической поддержки, оказываемой учебной группой во время стационарного или санаторного лечения студента с ограничениями здоровья.
Взаимодействие куратора с преподавателями-предметниками основано на разработке оптимальной стратегии педагогического общения в процессе профессионального образования студентов с ограничениями здоровья по индивидуальным графикам или по технологии дистанционного обучения. В данном случае необходимо избежать патерналистского отношения преподавателей, провоцирующего безответственность и манипуляцию со стороны болеющего студента. Однако недопустимо не учитывать факторы здоровья, вызывающие осложнения в обучении. Это очень сложно, так как преподаватели-предметники, особенно в техническом вузе, не имеют подготовки по специальной педагогике. В связи с этим в вузах необходимо организовать проведение курсов повышения квалификации, позволяющей сформировать компетенции преподавателей-предметников в работе со студентами с ограничением здоровья.
Взаимодействие куратора с родителями студента, имеющего ограничения здоровья, основано на интеграции усилий семьи и образовательного учреждения по оптимизации процесса профессионального образования, максимально учитывающего особенности здоровья обучающегося. Личный контакт куратора и родителей болеющего студента позволяют своевременно реализовывать меры по социальной, материальной, психологической и педагогической поддержке студента с ограничениями здоровья.
Безусловно, работа куратора с учебной группой, в которую интегрированы обучающиеся с ограничениями здоровья, более сложна и ответственна, чем работа со здоровыми студентами, особенно если таких обучающихся несколько, и если у них разные типы заболеваний. Однако, по опыту работы известно, что уровень эмпатии и взаимопомощи в таких группах гораздо выше, причет такое отношение распространяется не только на болеющих студентов, не только на всех членов группы, но и выходит за ее пределы. В группе, в которой я курирую, ребята ведут активную волонтерскую работу, оказывая помощь воспитанникам детских домов, дома-интерната для детей с физическими недостатками, а также добровольно осуществляют социокультурное сопровождение студенческих команд, приезжающих в наш вуз на Всероссийские олимпиады по высшей математике и теоретической механике. Практика показывает, что включение людей с ограничениями здоровья образовательное пространство вуза и гуманизирует социальные отношения.