АДАПТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ КУРСОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
СОЦИАЛЬНО–ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА МГППУ

 

Головина Л. Е.
Россия, г. Москва, Социально-педагогический колледж МГППУ

 

Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: Сб. материалов II Международной
научно-практической конференции / Отв. ред. Алехина С. В. М.: МГППУ, 2013

 

Приоритетным направлением работы СПК МГППУ с 1996 года является инклюзивное и интегративное образование. Целевой набор лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) осуществляется по специальностям «Издательское дело», «Программирование в компьютерных системах». Инклюзивно осуществляется обучение по следующим специальностям: «Социальная работа», «Коррекционная педагогика в начальном образовании».

Модернизация среднего профессионального образования требует новых подходов к обучению студентов c ОВЗ в постоянно меняющихся условиях функционирования Социально-педагогического колледжа. Ориентация учебных заведений среднего профессионального образования только на успеваемость  студентов с ОВЗ, передачу им знаний и умений вступила в противоречие с требованиями современной ситуации. Многие выпускники школ обладают качественными знаниями, ориентируются в последних достижениях науки и техники, но у большинства из них возникают трудности в адаптации к новым условиям образовательного пространства колледжа.

В исследованиях Л. В. Елагиной, А. А. Ковалева, В. М. Шумана рассмотрены вопросы воспитания студентов в период адаптации. Ведущая роль в современных отечественных исследованиях отводилась концепциям: интеграции профессиональной и гуманитарной подготовки (Л. А. Волович); гуманитаризации и гуманизации образовательного процесса средней профессиональной школы (Г. В. Мухаметзянова). Различным аспектам исследования процесса адаптации студентов колледжа в зарубежной и отечественной литературе посвящены работы H. A. Агаджаняна, Ю. А. Ажиева М. В., Александровского, В.А. Лекторского, А.Г. Мороз, Б.С. Павлова, П.А. Просецкого, Г. И. Постоваловой, A. A. Реана, Л. Д. Столяренко, A. A. Ширяевой и др. Организационно-педагогические аспекты становления личности студентов педагогического колледжа исследовались в работах таких ученых, как Л. П. Буева, Б. Т. Григорьян, П. С. Гуревич, И. С. Кон, В. П. Тугаринов, И. Т. Фролов и др.

Расширение доступности профессионального образования лицам с ОВЗ, интегрирование их в образовательную среду осложняется рядом препятствующих факторов, имеющих различный масштаб и характер. Так как скорость изменений  в окружающей среде и динамика способностей личности адаптироваться к ним различны.

В колледже студенты с ОВЗ попадают в новые по сравнению со школой условия, которые требуют от них определенных усилий, умений и навыков в организации своей учебной и общественной деятельности. Студент с ОВЗ, оказавшись в новой социальной ситуации, сталкивается с рядом проблем, которые самостоятельно разрешить не может. Эти проблемы обусловлены следующими противоречиями:

- между сложившимися «школьными» формами учебной деятельности, проведения досуга и новыми требованиями, предъявляемыми системой учебного заведения, ориентированными на самостоятельность, инициативность и ответственность;

- между пассивным характером приспособления к новой социальной ситуации, стремлением избегать конфликтов и стремлением развивающейся личности студента с ОВЗ к самореализации;

- между желанием быть взрослым и неспособностью самостоятельно разрешать возникающие проблемы, отвечать за поступки;

- между неадекватным представлением о будущей профессиональной деятельности, студенческой жизнью и реальной действительностью.

В связи с этим особую значимость приобрела проблема формирования активной позиции, мотивации достижений, личной ответственности и самостоятельности индивида. Эффективность форм организации образования, достижение успеха в обучении и желаемых способов самореализации зависят от адаптации студентов с ОВЗ к реальной образовательной ситуации.

Чтобы преодолеть эти трудности, организовать учебную среду и обеспечить адаптацию студентов с ОВЗ к обучению в СПК МГППУ, для этого в колледже существует:

1. Специально организованная среда:

- специально приспособленное здание;

- компьютерные классы.

2. Психологическое сопровождение студентов с ОВЗ, которое включает в себя:

- психодиагностические динамические процедуры на всех этапах психологической работы;

- корректировка объема общеобразовательных знаний;

- психопрофилактика и коррекция личностных искажений у студентов с ОВЗ;

- повышение мотивации к процессу обучения в колледже;

- профотбор и профориентация студентов с ОВЗ.

3. Социально-педагогическое сопровождение:

- взаимодействие сопровождающих с учебной частью, методистами, социальными педагогами, преподавателями, родителями;

- контроль посещения учебных занятий, текущих аттестаций, сдачи зачетов и экзаменов, защиты курсовых работ;

- индивидуальная работа;

- содействие в организации учебных практик студентов с ОВЗ, в подготовке дипломных работ к защите;

- выработка рекомендаций по вопросам специфики работы со студентами с ОВЗ.

4. Методическое сопровождение:

- оптимизация форм, методов обучения и изложения учебного материала с учетом индивидуальных особенностей студентов данной группы в рамках образовательного стандарта;

- содействие персональному обеспечению студентов с ОВЗ учебно-методическими материалами по дисциплинам государственного стандарта;

- разработка рекомендаций по организации учебного процесса для  студентов с ОВЗ;

- разработка учебно-методических пособий для  студентов с ОВЗ по учебным предметам ФГОС 3-го поколения;

-  перевод учебных и методических материалов на электронные носители.

Специалистами учебно-производственной лаборатории на каждого студента с ОВЗ, обучающегося в СПК МГППУ, составляется индивидуальная карта, которая содержит в себе следующие документы:

- общие сведения о студенте;

- акт обследования жилищно-бытовых и материальных условий жизни студента;

- анкету студента (структурно анкета включает в себя 5 основных блоков – общие сведения о студентах, социально-бытовые условия проживания, взаимоотношения со сверстниками, взаимоотношения с родителями в семье, обучение в колледже);

- информационную справку о студенте;

- режим дня студента с ОВФЗ.

Учебно-производственной лабораторией социально-психолого-педагогического сопровождения студентов с ОВЗ была разработана программа адаптации студентов с ОВЗ к обучению в колледже. Данная программа включает в себя:

1.        Ознакомительный этап (мероприятия, направленные на знакомство с колледжем: экскурсия по колледжу, классный час; мероприятия, направленные на сплочение и знакомство студентов: туристический слет и «Осенняя психологическая школа»).

2.        Основной этап – проведение тренинговых занятий (Тренинговые занятия направлены на формирование умения общаться, развитие уверенности в себе и на увеличение сплоченности студенческого коллектива).

3.        Заключительный этап (проведение педагогами-психологами тестирования, «Классный час»).

Инклюзивная форма обучения студентов с ОВЗ предполагает формирование в коллективе колледжа атмосферы доброжелательности, признание за студентами с ОВЗ равного права на обучение, осуществление политики равных возможностей, так как начальный этап профессиональной подготовки определяет весь ход дальнейшей жизни человека. Одной из важнейших ступеней на данном этапе является процесс адаптации студентов с ОВЗ к условиям учебного заведения, так как именно в этот момент человек находится в сложной ситуации освоения новых форм деятельности, соотносит свои ожидания с реальной действительностью.

В целом процесс адаптации динамичен и приводит к изменению личности. Эффективность этого процесса определяется потенциалом человека, единством следующих критериев: эмоционального комфорта, вхождением в студенческое общество, отношением к учебе и будущей профессии, сформированностью социально и профессионально значимых качеств. Отсутствие специальных условий, направленных на поддержку студента с ОВЗ в период адаптации в профессионально-образовательном процессе, приводит к проявлению дезадаптивных черт личности.

Из вышесказанного мы можем сделать следующие выводы, что процесс адаптации студентов с ОВЗ к условиям обучения в СПК МГППУ может быть эффективным, если:

1. Принимаются во внимание особенности адаптационного процесса студентов с ОВЗ, проявляющиеся в его индивидуальном характере, динамике, определяемые рядом индивидуально-личностных и социальных фактов.

2. У студента с ОВЗ формируется в процессе обучения положительная установка на будущую учебную и трудовую деятельность.