СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ
 ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ЛИЦ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ
(СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ)

 

Аржаных Е. В.
Россия, г. Москва, ГБОУ ВПО МГППУ

 

Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: Сб. материалов II Международной
  научно-практической конференции / Отв. ред. Алехина С. В. М.: МГППУ, 2013

 

В настоящее время имеющиеся официальные статистические данные, связанные с обучением лиц с инвалидностью в учреждениях общего и профессионального образования, позволяют лишь в самом схематичном виде представить особенности этого процесса. Сбор первичной информации от образовательных учреждений, реализующих образовательные программы для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, осуществляется по типовым формам государственной статистической отчетности. Неоднородность системы показателей, отсутствие ряда важных характеристик деятельности учреждений, осуществляющих обучение лиц с инвалидностью, затрудняют формирование сводных итогов по всему кругу образовательных учреждений.

Попробуем систематизировать существующие данные.

Несмотря на превалирующее в экспертном сообществе мнение о неуклонном росте численности детей с инвалидностью в России, официальная статистика свидетельствует об обратном. Данные, приведенные ниже, в таблице, показывают, что за последние 10 лет в Российской Федерации наблюдалось устойчивое снижение численности детей-инвалидов. Но вряд ли это можно с уверенностью рассматривать как положительный тренд. На протяжении рассматриваемого периода менялся подход к определению инвалидности (критерии и процедуры), что скорее всего отразилось на статистике детской инвалидности.

Таблица

Численность детей-инвалидов в возрасте 0‒17 лет [1], человек

 

2000*

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Российская Федерация

554 867

617 096

620 342

604 944

583 550

561 881

556 907

527 126

506 636

495 378

495 330

г. Москва

20 944

20 222

24 507

25  693

25 881

25 199

24 915

24 113

23 712

24 092

24 832

 

* В возрасте 0‒15 лет.

Показательным фактом является, то, что численность детей-инвалидов в Российской Федерации никогда не совпадала с численностью детей с инвалидностью, получавших социальные пенсии, причем эти показатели расходились в некоторые годы достаточно сильно (таблица).

Таблица

Численность детей-инвалидов в Российской Федерации в возрасте до 18 лет, получающих социальные пенсии (на конец года), тыс. человек

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

675

658

642

624

593

573

554

529

515

519

541

 

Что касается структуры причин инвалидности у детей, то значительно доминируют заболевания, к которым относятся психические расстройства и расстройства поведения (24,3%), болезни нервной системы (22%) и врожденные аномалии (пороки развития), деформации и хромосомные нарушения (18,9%). В ряде случаев эти заболевания сопровождаются нарушением интеллектуальных функций, что затрудняет обучение детей, в дальнейшем снижает возможность их участия в трудовой деятельности.

В Москве в 2010 г. по данным Госкомстата численность детей-инвалидов до 18 лет составила 24 832 человека. Как видим, динамика этого показателя в г. Москве не отражает общероссийскую позитивную тенденцию сокращения численности детей с инвалидностью.

Данные, предоставленные региональной общественной благотворительной организацией инвалидов (РОБОИ) cо ссылкой на Департамент социальной защиты населения Москвы, отличаются от данных Госкомстата. По информации РОБОИ, в 2010 г. в Москве проживало 27 834 ребенка-инвалида (в возрасте 0‒17 лет), 60% из которых – представители мужского пола. В возрастной группе 15‒17 лет, представители которой могли бы в ближайшие годы стать абитуриентами учреждений профессионального образования, в 2010 г. было 5 877 детей-инвалидов. Но далеко не все из них претендуют на получение не только высшего образования, но и среднего профессионального образования.

В Москве, как и в целом по России, наиболее частыми причинами инвалидности являются три вида заболеваний – врожденные аномалии и пороки развития (19,5%), психические расстройства и расстройства поведения (19,2%), болезни нервной системы (18,4%). Еще раз обратим внимание на то, что именно эти заболевания требуют наиболее значительных усилий по коррекции отклонений в развитии детей средствами образования, которое зачастую ограничивается обучением в специальных группах учреждений начального профессионального образования.

Дети-инвалиды в Москве получают общее образование в специальных коррекционных образовательных учреждениях, школах надомного обучения и школах, реализующих программы инклюзивного образования. В настоящее время доступной для изучения является статистика по специальным коррекционным образовательным учреждениям (как по г. Москве, так и по России). По данным Мосгорстата [2], в 2010 г. в Москве функционировало 80 школ для детей с ограниченными возможностями здоровья, в них проходило обучение 11 690 человек. Более половины этих образовательных учреждений – школы для умственно отсталых детей (вспомогательные) – 34 школы и для детей с задержкой психического развития – 11 школ. Потенциальными абитуриентами образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования в первую очередь являются выпускники специальных коррекционных школ для незрячих и слабовидящих (7 школ, в которых в 2010 г. проходил обучение 721 человек), для неслышащих, слабослышащих и поздно оглохших (8 школ, 1 036 учащихся), для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (8 школ, 1 371 учащийся).

В 2010 г. в Москве существовало 168 средних специальных учебных заведений (14 из которых – негосударственные) и 268 вузов (159 негосударственных). Численность студентов высших учебных заведений превысила численность студентов средних профессиональных учебных заведений почти в 10 раз. Потенциально лицо, имеющее инвалидность, может получать профессиональное образование в любом из этих образовательных учреждений. На практике число вузов в Москве, имеющих «некоторый опыт обучения студентов с ограниченными физическими возможностями», составляет 12‒13 (по данным РООИ «Перспектива») (т. е. не более 5% вузов столицы).

Данные официальной статистики, отражающие включенность лиц с инвалидностью в систему профессионального образования, достаточно скудны и позволяют получить лишь самое общее представление о ситуации в этой сфере.

В формах федерального статистического наблюдения за деятельностью образовательных учреждений, реализующих программы среднего и высшего профессионального образования (СПО-1 и ВПО-1), предоставляется лишь информация о численности, приеме и выпуске инвалидов I и II группы, инвалидов детства в соответствующих образовательных учреждениях. Отсутствует информация о распределении лиц с инвалидностью по специальностям и направлениям подготовки, о нозологиях студентов с инвалидностью и т.д.

В 2010 г. в государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего профессионального образования обучалась 21 511 лиц с инвалидностью [4], что составляло 0,37% от общей численности студентов. По программам среднего профессионального образования проходили обучение 14 184 человека (0,7% от общей численности студентов государственных и муниципальных образовательных учреждений среднего профессионального образования). Соответствующие показатели для негосударственных учебных заведений таковы: 1 428 человек (0,12%) – в высших учебных заведениях, 216 человек (0,22%) – в образовательных учреждениях среднего профессионального образования.

В настоящее время доля лиц с инвалидностью в общей численности студентов образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования невелика. Тем не менее за последние 10 лет наблюдался значительный рост численности всех категорий студентов с инвалидностью, особенно получающих высшее образование.

Если в 2000 г. численность студентов с инвалидностью в учреждениях высшего и среднего профессионального образования была сопоставима (7 033 и 6 664 студента соответственно), то в последующие годы произошел существенный разрыв между этими показателями. В этот период был принят ряд управленческих решений, способствующих привлечению лиц с инвалидностью в учреждения высшего профессионального образования. Так, в соответствии с приказом Министерства образования Российской Федерации № 4206 от 12.11.2003 «О совершенствовании профессионального образования инвалидов», среди образовательных учреждений были определены 5 федеральных головных учебно-методических центров по подготовке инвалидов. Кроме того, сказались общие тенденции в повышении популярности высшего образования среди российской молодежи. Но в последние 2 года отмечено снижение как абсолютной численности студентов с инвалидностью, так и доли этой категории в общей численности студентов высших учебных заведений.

В среднем показатели подготовки студентов с инвалидностью в учреждениях высшего профессионального образования определяются состоянием и динамикой развития дневной формы обучения, по которой обучается подавляющее большинство студентов с инвалидностью (84%). Между тем устойчивая положительная динамика численности студентов с инвалидностью в учреждениях высшего профессионального образования, характерная до 2007 г. для всех форм обучения, сохраняется на протяжении 10 лет лишь по заочной форме обучения, которая постепенно получает все большее распространение среди студентов с инвалидностью. Развитие информационно-коммуникационных технологий постепенно переводит заочную форму обучения на новый уровень, повышая ее привлекательность для лиц с инвалидностью.

В негосударственных высших учебных заведениях студенты с инвалидностью обучаются в основном заочно. Численность студентов-заочников превышает численность студентов очной формы обучения в 2,6 раза, что отражает общую ситуацию в негосударственной системе высшего образования.

Подводя итоги статистического анализа, еще раз подчеркнем, что существующие доступные данные не позволяют провести комплексное изучение ситуации в сфере как общего, так и профессионального образования учащихся с инвалидностью. Информация о возрастной структуре детей с инвалидностью, о нозологии инвалидности различных возрастных групп и т. п., которая позволила бы спрогнозировать потенциальный спрос на профессиональное образование в этой социальной группе, выявить основные тенденции развития системы образования для детей-инвалидов, очень ограниченна. Практически отсутствуют показатели результатов обучения лиц с инвалидностью – используемые показатели в основном характеризуют процесс, а не итог (количество учащихся, наполняемость групп и классов). Важным показателем результативности образовательных услуг для лиц с инвалидностью является их социальная адаптация, что также должно найти отражение в составе показателей государственной статистической отчетности.

 

ЛИТЕРАТУРА

1.    Здравоохранение России: Стат. сб. / Росстат.  М., 2011.

2.    Московский статистический ежегодник: Стат. сб. / Мосгорстат. М., 2011.

3.    Образование в Российской Федерации: Стат. сб. М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2012.