К ПРОБЛЕМЕ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Эфендиева А. А.
Россия, г. Москва, ГБОУ ЦДиК «Коньково
Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: Сб. материалов II Международной научно-практической конференции / Отв. ред. Алехина С. В. М.: МГППУ, 2013
Воспитание, взращивание самостоятельного, уверенного в своих силах, вдумчивого и широко образованного человека стало основным принципом современного образования.
Именно в русле такого «созидательного», «гуманного» образования появляется и новая тенденция – интегрированное образование.
Речь идет о приеме в общеобразовательные школы детей с ограниченными возможностями, о необходимости включать их в социальную среду в школьном возрасте, о том, чтобы дать им возможность учиться вместе с обычными детьми по стандартным учебным курсам.
Попытка не делить детей на «здоровых и нездоровых», «обычных и необычных», на наш взгляд, чрезвычайно конструктивна.
Адаптировать ребенка к реальной жизни лучше всего среди сверстников, в динамично работающем коллективе. Это позволяет ребенку научиться адаптироваться в группе, переключаться на те системы ценностей, которые господствуют в коллективах. Школа становится местом, где реализуются идеи общества, живущего по принципам равноправия и взаимного уважения.
Опыт функционирования детских коллективов говорит о том, что необходимо подготовить почву, атмосферу в том классе, куда приходят дети с ограниченными возможностями.
Не секрет, что их появление вызовет волну разноплановых эмоций. Возникнут новые взаимоотношения в цепочке «учитель – ученики», возникнут трудности физического характера. Возможно, чаще будет прерываться динамичный ход урока. Все это вызывает в коллективах волнения, подпитывает застарелые проблемы.
В основе таких трудностей – естественное, природное стремление личности ориентироваться в окружающем мире с позиций «свои – чужие», «похожие – непохожие». Такое деление помогает в ряде ситуаций оценить обстановку, наладить групповой контакт, установить связи в коллективе.
Однако в нашем случае мы опасаемся острого, негативного отношения к «особенным» детям. Высмеивание, принижение, игнорирование такого ребенка с целью повысить свою значимость, свою самооценку абсолютно недопустимы.
Подобные проблемы проявления нетерпимости знакомы многим взрослым – учителям, родителям, психологам и социальным работникам. Они связаны с проявлением интолерантного отношения в коллективах к детям других национальностей.
В обоих случаях действует схожий механизм деления мира на «своих и чужих». И в обоих случаях складывающаяся нетерпимая атмосфера губительно действует на тех ребят, за счет которых самоутверждается коллектив.
Таким образом, перед нами стоит задача не просто сглаживать острые углы, а принципиально воздействовать на сами основания, порождающие конфликты.
Мы не просто гасим агрессию, недовольство. Мы формируем в учебном коллективе такой фундамент взаимных отношений, который бы исключил упрощенные, неосознанные действия.
Нам представляется, что это станет возможно в том случае, когда члены группы признают, что люди различаются в своих индивидуальностях, что они имеют право сохранять свои отличительные черты.
Необходимо подготовить членов коллектива к трудному процессу принятия другого, другой картины мира. Необходимо научить учащихся искать и находить положительные моменты в такой разности и такого совместного существования.
Специалисты ЦДиК «Коньково» реализуют такие задачи в рамках программы «Развитие стратегий толерантного поведения у подростков».
Эта программа рассчитана на учащихся 5‒7 классов и проводится в ряде школ ЮЗАО с 2007г.
Толерантность в данном подходе понимается как сложное установочное образование личности. Она выражается в терпимости к чужому образу жизни, чужим обычаям, традициям, нравам, иным чувствам, мнениям и идеям. Толерантность личности проявляется в критических ситуациях межличностного и внутриличностного выбора тогда, когда выработанные нормы разрешения встающих перед личностью проблем не срабатывают, а новые нормы или стереотипы находятся в стадии формирования. Толерантность личности проявляется и, в известном смысле, возникает в проблемно-конфликтных ситуациях взаимодействия с представителями других групп.
Подготавливая программу «Развитие стратегий толерантного поведения у подростков» мы ставили перед собой следующие цели:
- сформировать отношения к «другому» не как к «чужому», а как к «ближнему»;
- повысить уровень социокультурной компетентности учащихся;
- повысить психологическую устойчивость личности.
Перед ведущим стоит важнейшая психологическая, просветительская и педагогическая задача: развитие социальной чувствительности и формирование толерантной личности.
Вслед за исследователями и практиками, осуществляющими в разных странах схожие по целям программы, мы определили, какими чертами должна обладать толерантная личность.
1.Знание самого себя.
Толерантные люди больше знают о своих достоинствах и недостатках. Относясь критично к себе, они не стремятся во всех своих бедах винить окружающих.
2. Защищенность.
Толерантный человек обычно чувствует себя защищенным. Поэтому не стремится защищаться от других людей и групп.
3. Ответственность.
Толерантные люди не перекладывают ответственность на других.
4. Ориентация на других.
Толерантная личность больше ориентирована на себя в работе, в фантазиях, творческом процессе. Такие люди стремятся к личностной независимости больше, чем к принадлежности к общественным институтам и авторитетам, так как им не нужно за ними прятаться.
5.Способность к эмпатии.
Эмпатия – социальная чувствительность, способность дать верные суждения о других людях.
6. Чувство юмора.
Чувство юмора и способность посмеяться над собой – важная черта толерантной личности.
Все эти черты определяют толерантную личность и делают ее отношение к действительности конструктивным, гибким и гуманным. Исходя из выделенных нами позиций, мы задали содержание занятий так, чтоб направить усилия ведущего на формирование этих черт у учащихся.
Поэтому в учебно-методическом плане программы есть такие темы, как: «Зачем нам быть терпимыми. Общение»; «Я и другие»; «Что такое стереотипы»; «Чужой» становится «своим». Как этого достичь»; «Сотрудничество и эмпатия».
Психологи и педагоги, исследующие эту тему, показали, что толерантное отношение к явлениям можно формировать, воспитывать, используя два основных принципа. Это расширение знаний ребенка о многообразии проявлений человеческих обществ и особенностей и обучение новым, не встречавшимся ему методам реагирования (формирование опыта новых переживаний).
Поэтому наша работа направлена:
· На расширение кругозора, дает материал о многообразии культурных, исторических форм человеческих взаимодействий. Рассказывая ребятам о непривычных методах, например воспитания, существующих у других народов, мы тем самым не просто расширяем горизонты, мы закладываем новые основания под формирующееся мировоззрение. Зная о многообразии и непривычности многих человеческих обычаев, учащиеся проявляют больше гибкости и рассудительности в межличностном общении.
· Программа включает в себя игры-тренинги, которые позволяют ребятам почувствовать себя в новой роли. Так появляется возможность ощутить себя «чужим» в ситуации «свои – чужие». На другом занятии у ребят появляется возможность оказаться в «шкуре» человека, имеющего какие-то физические «изъяны».
В процессе реальной работы мы сталкиваемся с трудностями.
Поставленная задача – формирование толерантности – подразумевает наличие вполне сформированной морали. И, конечно, говорить о таких вещах проще со старшими подростками.
Между тем специалистам понятно (и практическая работа это подтверждает), что стереотипы и мировоззрение формируются в значительной части уже к 12 годам. Если мы не повлияем на взгляды ребенка в этом возрасте, мы не пробьемся к его сердцу и душе в юношестве. Старшеклассники лишь кажутся пластичными. Ядро их личных установок, стереотипов, влияющих на реальное поведение, уже будет нам недоступно.
Каждое занятие длится 45 минут и состоит из трех взаимодополняющих элементов:
1.Игра-активатор. Дает возможность ведущему в легкой игровой форме мобилизовать ребят на совместную работу и позволяет завладеть вниманием учащихся.
2.Лекционная часть, информирующая учащихся о тех вопросах социальной жизни, внутреннего мира личности, которые составляют тему занятия.
Лекционная часть предполагает дискуссию с учащимися. В дискуссии выявляется, достигнуто ли понимание материала, какие вопросы требуют дополнительного обсуждения или объяснения.
3. Специальное упражнение, которое в игровой форме дает возможность закрепить новые знания, овладеть новыми стратегиями миропознания, поведения.
Особенностью данной программы является ее адаптированность к условиям общеобразовательных учреждений и возможность включить ее в сетку расписания СОШ. Программа рассчитана на работу в группах от 25 человек и предполагает участие двух педагогов.
Таким образом, исходя из реальных условий школы мы основные усилия направили на сам учебный коллектив, на тех детей, которые должны принять нового, особенного, в чем-то непохожего на них соученика. Без терпимой, толерантной атмосферы в классе не будет результата от педагогических усилий взрослых. Не будет того главного результата, на который мы рассчитываем, интегрируя ребят с ограниченными возможностями здоровья в коллектив общеобразовательной школы.
За период с 2007 года по настоящее время участниками занятий стали более 260 детей.
Хочется отметить следующие особенности осуществления данной программы: во-первых, она рассчитана на многомесячное взаимодействие в учащимися – только при длительном контакте возникает доверительная атмосфера, которая позволит ведущему сделать ценности толерантности реально доступными и значимыми для учащихся. Во-вторых, важна и сама личность ведущего. Этот человек, безусловно, должен разделять эти ценности, неформально преподавать их детям. Важен и широкий кругозор, культурная компетентность специалиста. Для продвижения, приобщения детей к таким новым стратегиям взаимодействия необходимо, чтобы ведущий был по-настоящему привлекательной, авторитетной фигурой.
ЛИТЕРАТУРА
1. Екжанова Е. Письма редактора: Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. М., 2002. № 2.
2. Лебедева Н. М., Лунева О. В., Стефаненко Т. Г. Тренинг этнической толерантности для школьников. М., 2004.
3. Солдатова Г. Может ли другой стать другом. М., 1999.