СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ
С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 

Кулакова Е. В.
Россия, г. Москва,
ФГБОУ ВПО МПГУ, ГБОУ  ЦППРиК «Благо»

Любимова М. М.
ГБОУ  ЦППРиК «Благо»

 

Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: Сб. материалов II Международной научно-практической конференции / Отв. ред. Алехина С. В. М.: МГППУ, 2013

 

В связи с принятием  новых законодательных актов в области образования особо актуальным становится вопрос о создании в общеобразовательных  учреждениях специальных условий для освоения детьми с ОВЗ программы обучения.

Включение ребенка с нарушенным слухом в общеобразовательное учреждение будет эффективным при наличии: нормативно-правовой базы; материально-технического и программно-методического обеспечения; кадровых и методических ресурсов; позитивного изменения  социально-нравственных установок среди участников образовательного процесса.

Основой организации специальных образовательных условий  является нормативно-правовая база обучения и воспитания ребенка с нарушенным слухом, которая основывается  на международных, федеральных, региональных и др. законодательных актах и закрепляется локальными актами учреждения:  Устав, включающий пункт по организации работы с детьми с нарушениями слуха; Положение об  организации инклюзивной практики; Образовательная программа, включающая специальную коррекционно-развивающую программу; Положение о ПМПк; Договор с родителями; Договор между ОУ и ОПМПК, ППМС-центром, с СКОУ (при необходимости); Лицензия на право реализации программ коррекционно-развивающей направленности.

Материально-техническое  обеспечение представлено организованной архитектурной средой учебного и  внеучебного  пространства, а также специальным оборудованием, необходимым для создания комфортных условий  пребывания и обучения ребенка с нарушенным слухом в общеобразовательном учреждении.

В архитектурной среде учреждения должны присутствовать удобно расположенные и доступные  стенды с представленным на них наглядным материалом о внутришкольных правилах поведения, правилах безопасности, распорядках/режиме функционирования учреждения, расписании уроков, последних событиях в школе, ближайших планах и т. д. Кроме того,  необходимо предусмотреть наличие «бегущей строки» на этажах и световой индикации начала и окончания урока в классах и помещениях общего пользования (залы, рекреации, столовая, библиотека и т. д.).

Немаловажным является обеспечение возможности ребенку с нарушенным слухом контактировать с родителями, сверстниками, учителями для получения необходимой информации с помощью телефона  и Интернета образовательного учреждения.

Для осуществления психолого-педагогического сопровождения ребенка с нарушением слуха должен быть создан специальный звукоизолированный кабинет (не менее 15 кв. м.), оснащенный мультимедийной  и аудиоаппаратурой  (доска, компьютер c колонками и выходом в Internet, принтер, сканер, музыкальный центр), а также специальными аудиовизуальными приборами.

Значимой частью работы по созданию специальных условий является организация рабочего пространства ребенка с нарушенным слухом. Важным моментом в организации учебного пространства является выбор парты для ребенка с нарушенным слухом. Рекомендуется ‒ первая парта (около окна или учительского стола) с организацией  достаточного пространства, чтобы ученик с нарушенным слухом в условиях (речевого) полилога имел возможность поворачиваться и слухозрительно воспринимать речь одноклассников.

Программно-методическое обеспечение образовательного процесса представлено основной и специальной (коррекционной) образовательной программами, учебниками, учебными пособиями, включенными в Федеральный перечень рекомендованных Министерством образования и науки РФ, в том числе для специальных (коррекционных) образовательных учреждений I и II вида. Весь учебно-методический комплекс используется в преподавании дисциплин учебного плана.

Индивидуальная коррекционная программа составляется по следующим направлениям: развитие речи, развитие слухового, слухозрительного восприятия речи и формирование/коррекция произношения, формирование/совершенствование коммуникативных компетенций, музыкально-ритмические занятия.

Для проведения коррекционно-развивающих занятий необходимо наличие  методического обеспечения: компьютерные программы для работы над произношением и развитием слухового восприятия; набор аудиодисков со звуками живой и неживой природы, музыкальные записи, аудиокниги; диагностический набор для определения уровня слухового восприятия; дидактический и наглядный материал  по темам (иллюстрации, презентации, учебные фильмы); специальная литература по сурдопедагогике и сурдопсихологии, логопедии, психологии.

Организация образовательного процесса в классе, где обучается ребенок с нарушенным слухом, будет эффективной при условии соблюдения учителем и учеником ряда рекомендаций:

1)        тесное сотрудничество с сурдопедагогом и родителями ребенка;

2)        стимулирование полноценного взаимодействия глухого/слабослышащего ребенка со сверстниками, адаптации в детском коллективе;

3)        организация рабочего пространства педагога и соблюдение им  ряда правил: месторасположение относительно ученика с нарушенным слухом; соблюдение требований к речи педагога; использование наглядного и дидактического материала во время устных объяснений; контроль понимания ребенком заданий и инструкций до их выполнения и т.д.;

4)        организация рабочего пространства ученика с нарушением слуха и его готовность к восприятию материала: месторасположение; наличие исправных слуховых аппаратов/кохлеарного импланта; готовность работать по индивидуальным дидактическим пособиям и т.д.;

5)        включение глухого/слабослышащего ребенка в учебную деятельность на уроке, используя специальные методы, приемы и средства, учитывая возможности ученика и избегая гиперопеки и не задерживая при этом темп проведения урока;

6)        решение некоторых задач коррекционной направленности в процессе урока: стимулирование слухозрительного внимания; коррекция речевых ошибок и закрепление навыков грамматически правильной речи; расширение словарного запаса и пояснение слов и словосочетаний; специальная помощь при написании изложений, диктантов, при составлении пересказов.

Кадровые ресурсы – это прежде всего обязательная специальная подготовка педагогов общеобразовательного учреждения, которым предстоит обучать таких детей. Широкое распространение практики инклюзивного образования детей с особыми потребностями в составе обычных школьных классов предъявляет новые, более высокие требования к уровню профессиональной компетентности педагогов.

В рамках работы с педагогическим коллективом рекомендуется предусмотреть повышение информированности педагогов о детях с нарушением слуха; формирование педагогической позиции; профилактику синдрома профессионального выгорания; обучение педагогов  специальным приемам и методам   коррекционной работы через постоянную систему консультирования и специальных курсов повышения  квалификации.

Необходимо также организовать систематический мониторинг уровня преподавания в инклюзивных классах посредством посещения и анализа уроков.

Кроме того, в школе необходимо предусмотреть наличие специалистов (учитель-дефектолог (сурдопедагог), логопед, психолог, социальный педагог, тьютор), обеспечивающих коррекционно-развивающее сопровождение учащихся с нарушениями слуха, и координатора, который курирует весь процесс  включения таких детей в образовательное пространство.

Методические ресурсы включают консультативно-методическое сопровождение всех участников образовательного процесса специалистами ОПМПК, ППМС-центра, СКОУ, ресурсных центров по развитию инклюзивного образования. Специалисты названных учреждений  помогают педагогическому коллективу школы апробировать и внедрять специальные методы, приемы и средства работы с глухими и слабослышащими детьми в школах, формировать толерантную среду в учреждении и транслировать успешный опыт включения детей с нарушениями слуха.

Позитивное изменение социально-нравственных установок всех участников образовательного процесса ‒ необходимая составляющая организации условий для включения ребенка с нарушенным слухом в общеобразовательную школу. Практический опыт свидетельствует о том, что отношение к детям с нарушениями слуха в школьном сообществе находится между двумя полюсами: жалость и полное неприятие, при этом наиболее сложными группами в отношении принятия таких детей и взаимодействия с ними на равных являются родители здоровых учащихся и педагоги. Формирование социально-нравственных установок учащихся, родителей и коллектива  учреждения возможно в условиях специально организованной работы. Необходимо учитывать, что на первых этапах работа должна проводиться под руководством/при сопровождении опытных специалистов.

Таким образом, создание  специальных условий включения детей с нарушениями слуха в общеобразовательную среду является необходимой составляющей для эффективной социально-образовательной адаптации и дальнейшего гармоничного развития неслышащих/плохослышащих школьников.

 

ЛИТЕРАТУРА

1.          Бадил В. А., Любимов М. Л. Развитие инклюзивной формы образования через (пилотные) инклюзивные классы // Национальный психологический журнал. № 2. М.: Издательство МГУ, 2012.

2.          Кулакова Е. В., Любимова М. М. и др. Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями слуха в общеобразовательной школе: Сборник методических материалов. М., 2010.

3.          Кулакова Е. В., Любимова М. М. и др. Социальная интеграция обучающихся с нарушениями слуха специальных (коррекционных) и общеобразовательных учреждений: Методическое пособие. М., 2013.