ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ
В СОПРОВОЖДЕНИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ПРОЦЕССА

 

Богомягкова О. Н.
Россия, г. Пермь, Пермский государственный  гуманитарно-педагогический университет

 

Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: Сб. материалов II Международной научно-практической конференции / Отв. ред. Алехина С. В. М.: МГППУ, 2013

 

Инклюзивное образование ставит своей основной целью обеспечение равного доступа к получению того или иного вида образования и создание необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми без исключения детьми независимо от их индивидуальных особенностей, прежних учебных достижений, родного языка, культуры, социального и экономического статуса родителей, психических и физических возможностей [1].

Апеллирование к мотивации и инициативам субъектов образовательного процесса ориентирует практику инклюзивного образования на субъектный поход, который определяется рядом исследователей как новая схема анализа, обращенного к «изучению реальной личности и созданию таких моделей, в которых воплощались бы особенности данного общества в данный период времени»[3] (С.Л. Рубинштейн, К.А Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский, Л.И. Анцыферова) [2].

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная приказом президента РФ №271 от 04 февраля 2010г., понимает новую школу как школу для всех. Каждая школа должна быть готова обеспечить успешную социализацию детей с ОВЗ, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. В каждом образовательном учреждении должна быть создана безбарьерная среда, позволяющая обеспечить полноценную интеграцию.

Тьюторское сопровождение в этом случае – это деятельность, направленная на создание и обеспечение условий инициативного образовательного движения и/или профессионального развития согласно индивидуальному запросу сопровождаемого. В сопровождении тьютор опирается на запрос, интересы, возможности и индивидуальные особенности тьюторанта[2].

В рамках тьюторского сопровождения, как правило, происходит выявление и развитие образовательных мотивов, интересов и запросов тьюторанта; самоопределение тьюторанта по отношению к своему образованию и/или профессиональному развитию; выявление и детализация образа будущего, к которому стремится тьюторант; проектирование шага развития тьюторанта; получение тьюторантом опыта самостоятельного анализа своих возможностей и ограничений; получение опыта самоорганизации; формирование умения ставить цели и достигать их; формирование умения делать осознанный и ответственный выбор; поиск образовательных и профессиональных ресурсов для реализации запроса; получение тьюторантом опыта работы с ресурсами различного типа; навигация в ресурсах и возможностях; получение тьюторантом опыта проектирования и анализа образовательных и/или профессиональных проб; накопление тьюторантом стратегий деятельности в различных ситуациях и формирование умения выбирать оптимальную в каждой конкретной ситуации; построение, анализ, корректировка индивидуальной образовательной и/или профессиональной траектории тьюторанта; построение и реализация индивидуальных проектов тьюторанта; формирование образовательной рефлексии тьюторанта.

Отличительной особенность тьюторской позиции является «работа в конкретной ситуации». Это означает, что тьютор в каждой ситуации опирается на запрос, на индивидуальные особенности сопровождаемого и обстоятельства, не подгоняя их под известные шаблоны и стратегии работы. Тьюторское сопровождение носит безоценочный характер и позволяет эффективно добиваться поставленных целей даже во время кризиса и в ситуациях с высоким уровнем неопределенности.

Основной целью практической деятельности тьютора МАОУ «ООШ № 73» г. Перми является создание таких условий обучения, при которых ребенок с ОВЗ достигал бы максимальных успехов. При этом мы имеем в виду не только непосредственный процесс обучения, но и процессы социализации, воспитания.

Поскольку обучение в инклюзивном классе предполагает движение ребенка в образовательном процессе согласно имеющимся стандартам образования, то важнейшей задачей можно назвать создание для ребенка таких условий, которые позволили бы ему максимально эффективно усвоить образовательный стандарт при имеющихся ограничениях здоровья.

Опыт экспериментальной деятельности позволяет выделить основные направления деятельности тьютора.

1.    Планирование системы образовательной, воспитательной и коррекционно-развивающей работы с учащимся.

2.    Непосредственное сопровождение учащегося в рамках образовательного процесса заключается не только в оказании помощи ребенку на уроках и переменах, обеспечении доступности образовательной среды, но и проведении дополнительной коррекционно-развивающей работы.

3.    Мониторинг успешности проводимой образовательной, воспитательной и коррекционно-развивающей деятельности.

4.    Помощь учителю в построении эффективного образовательного процесса. Данное направление касается не только детей с ОВЗ, но и с другими детьми класса, имеющими различные трудности, а также проведения воспитательной работы со всем коллективом в целом.

5.    Самообразование.

Данные направления касаются не только области взаимодействия тьютора и ребенка, но и в целом охватывают сферу применения профессиональных сил специалиста.

В своей деятельности тьютор руководствуется конкретными проблемами ребенка, его интересами и возможностями. В начале учебного года составляется годовой план работы тьютора, в котором определяются основные направления деятельности специалиста. Отличием данного плана от планов других специалистов является отражение имеющихся нарушений и трудностей ребенка в работе специалиста. В частности, это отражается в блоке «Коррекционно-развивающая работа».

Помимо годового плана тьютор ведет дневник наблюдений, составляет комплексную программу сопровождения. На протяжении всего обучения ребенка ведется целенаправленное наблюдение за ним. Имеется в виду не только непосредственная фиксация его учебных достижений и проблем, но и опосредованное изучение его деятельности для отслеживания траектории развития.

На первом этапе важным становится установление контакта с самим учащимся и установление доверительных отношений между тьютором и родителями ребенка. Поскольку дети с ДЦП, которые включены в систему общего образования «ООШ № 73»,  имеют свои специфические особенности при установлении контакта, то при первичном знакомстве на этот этап отводится достаточно большое количество времени, поскольку только при установлении достаточно эффективного взаимодействия возможно дальнейшее продвижение работы. Также особого внимания на первом этапе требует построение правильной линии поведения с родителями. Важно уметь донести до родителя идеи и принципы предстоящей работы.

Кроме того, наблюдению подвергается и весь инклюзивный класс. На первом этапе сложности возникают с принятием функционала второго педагога на уроке не только учениками класса, но и их родителями. Важно все время помнить, что класс, в котором обучается инклюзивный ребенок, тоже активный субъект проводимой деятельности.

Параллельно с установлением контакта тьютор занимается выявлением учебных трудностей ребенка, изучением нервно-психического состояния ребенка и изучением коллектива. Результаты данного изучения фиксируются как в дневнике наблюдений, так и в индивидуальной карте развития ребенка. На их основании строится дальнейшая работа. Дневник наблюдений является наиболее полным и подробным документом, отображающим ход образовательного процесса. Если в начале учебной деятельности дневник использовался как способ записи того, чем и как тьютор помогал ученику, то в настоящее время дневник является скорее документом, отображающим трудности и успехи ребенка.

Практика инклюзии в экспериментальной школе № 73 г. Перми обосновала такую форму записи событий дня, в которой отражается поведение ребенка не только во время учебной, но и досуговой деятельности. Отмечается настроение ученика, работоспособность. Всегда делается отметка о состоянии здоровья, проведении параллелей с погодой, общей усталостью, характером изложения материала и т.п. Поскольку именно эти мало принимаемые во внимание тонкости зачастую делают построение коррекционно-образовательного процесса успешным, либо неуспешным.

В дневник записывается вид деятельности ребенка, возникшие трудности или появившиеся успехи, оказанная помощь, характер реакции ребенка на происходящее, выводы и примечания. Записи в дневнике анализируются в конце каждой четверти и на их основании могут вноситься коррективы в годовой план тьютора, через исключение решенных задач или появление новых.

Комплексная программа сопровождения является основным документом, отражающим прохождение ребенком своего индивидуального образовательного маршрута. Она составляется, в том числе, чтобы избежать на практике разрозненной работы специалистов, реализующих собственную коррекционную программу, при построении которой не всегда учитывается суммарная нагрузка на ребенка, а содержание занятий порой дублируется. Поэтому важным в работе тютора является определение условий междисциплинарного взаимодействия специалистов, проведение многоуровневой диагностики развития учащегося. Составленная тьютором комплексная программа должна учитывать системный анализ личностного и познавательного развития ребенка, что позволяет не только выявить отдельные проявления нарушений психического развития ребенка, но и определить причины нарушения, проследить их взаимосвязь и взаимовлияние друг на друга; обеспечение специализированного сопровождения обучения и воспитания ребенка; профилактику перегрузок; взаимодействие работы специалистов. Комплексная программа состоит из нескольких блоков. В первую очередь заносятся данные социального и медицинского анамнеза. Далее заполняются блоки специалистов (тьютора, логопеда, психолога, социального педагога). Одной из главных задач в работе тьютора при построении комплексной программы сопровождения является обеспечение взаимодействия со всеми специалистами, которые работают с обучающимся. Кроме того, тьютор отслеживает, насколько выполняются рекомендации специалистов ПМПК.

Инициатива учащихся инклюзивного класса поддерживается пространственным расположением тьютора в образовательном процессе. Поскольку рекомендованным местом для ребенка является 1-й и 3-й ряд, расположение у стены, то оптимальным расположением тьютора является позиция с угла парты. Тьютор находится с ребенком в момент оказания непосредственной помощи на уроке, постепенно дистанцируясь и предоставляя тьюторанту возможность собственных инициативных действий. В остальное время тьютор может находиться позади класса, осуществлять наблюдение за детьми и выполнять вспомогательные функции по ходу занятия. Также тьютор, по мере необходимости, оказывает помощь другим детям класса.

Результаты и результативность работы тьютора в течение и по итогам учебного года можно проследить в годовом отчете. Показателем эффективности является динамика индивидуального развития сопровождаемого ребенка, его адаптация в классном коллективе и социализация не только в условиях образовательного учреждения, но и за его пределами.

 

ЛИТЕРАТУРА

1.        Малофеев Н. Н. Базовые модели интегрированного обучения / Н. Н. Малофеев, Н. Д. Шматко // Дефектология. 2008. № 1. С. 71‒78.

2.        Наумов А. А. Модель внедрения инклюзивного образования в общеобразовательные учреждения г. Перми /А. А. Наумов, О. Н. Богомягкова. Пермь. 2010. 25с.

3.        Шипицына Л. М. Интеграция – ведущее направление специального образования в России на рубеже XXI века /Л. М. Шипицына // Инновации в российском образовании: специальное (коррекционное) образование 2000. М.: Изд-во МГУП, 2000. С. 12‒17.