О МОНИТОРИНГЕ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
В ИНКЛЮЗИВНЫХ КЛАССАХ

 

Алексеева М. Н.
Россия, г. Москва, ИПИО МГППУ

 

Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: Сб. материалов II Международной научно-практической конференции / Отв. ред. Алехина С. В. М.: МГППУ, 2013

 

В учреждениях системы образования, в детском саду, затем в школе ребенок получает опыт включения в социальные группы или исключения из них. Прикладные исследования по данному вопросу показывают, что лишь единицы детей с ОВЗ самостоятельно встраиваются в класс. Большинству детей требуется профессиональная поддержка специалистов.

Для работы с социальной средой инклюзивных классов специалистам необходимо знать ее актуальное состояние, понимать объективную ситуацию социального общения в классе, видеть ресурсы для включения именно этого ребенка с ОВЗ, именно в этот класс.

В процессе включения педагогам важно получать актуальную информацию о состоянии  и развитии этого процесса. Как и любой социальный процесс, включение ребенка в социальные отношения в классе протекает стихийно, под влиянием многих факторов.  Эмоциональные и поведенческие реакции самого ребенка с ОВЗ в отношении класса и других детей класса в отношении ребенка с ОВЗ формируются быстро и трудно контролируемы. Социомониторинг позволяет получить необходимую информацию о текущем состоянии процесса включения, увидеть тенденции, выявить факторы, поддерживающие этот процесс или, наоборот, сдерживающие его. Таким образом, появляется возможность мгновенно определять эффективность педагогических воздействий, корректировать их при необходимости.

И наконец, очень важно, чтобы педагоги, специалисты сопровождения хотели изменить ситуацию, хотели влиять на социальную среду класса, управлять ею, развивать ее. В противном случае, не поможет ни один мониторинг, а инклюзия будет только на словах.

Очень  важно дать специалисту инклюзивного образовательного учреждения – классному руководителю, педагогу, психологу, социальному педагогу, – которому приходится  работать со сложными средовыми ситуациями, организовывать взаимодействие между различными субъектами образовательного процесса, эффективные технологии быстрого анализа каждой конкретной социальной ситуации и оптимизации образовательной  среды в соответствии с индивидуальными возможностями ребенка и особенностями структуры класса.

Для оценки состояния социальной среды класса в процессе включения в нее ребенка с ОВЗ  в качестве инструмента мониторинга может быть использован программно-методический комплекс «Социомониторинг», разработанный в лаборатории мониторинга Ярославского областного Института развития образования (авторы Хабарова О.Е., Балкин А. В.). Поскольку технология разработана с учетом условий проведения массовых скрининговых исследований, это позволяет накапливать информацию и проводить различные виды статистической и графической обработки данных, отслеживать динамику показателей пространства социальных отношений  на групповом и индивидуальном уровнях; она подходит в качестве мониторингового инструмента, позволяющего в динамике по заданным показателям оценивать эффективность процесса включения детей с ОВЗ в массовый класс, а также наблюдать реакции группы на инклюзию.

Ниже перечислены отдельные задачи инклюзивного образования, которые возможно быстро и оптимальным путем решать с помощью данных мониторинга социальных отношений в инклюзивных классах.

·                 Анализ состояния социальной среды класса и подготовка его к включению ребенка с ОВЗ.

·                 Информирование администрации школы и классных руководителей о текущем состоянии процессов включения детей с ОВЗ в класс.

·                 Информационное обеспечение психолого-педагогического сопровождения инклюзивного процесса.

·                 Разработка индивидуальных проектов для включения  детей с ОВЗ в социальную среду класса.

·                 Скрининговые исследования динамики процесса включения детей с ОВЗ на определенной территории или при определенной выборке.

 

В настоящее время Институт проблем инклюзивного образования Московского городского психолого-педагогического университета (www.inclusive-edu.ru), в рамках пилотных проектов, проводит исследование возможностей ПМК «Социомониторинг» для решения актуальных задач инклюзивной практики в средних образовательных учреждениях.

            Приведем  лишь некоторые направления использования социомониторинга в инклюзии:

Анализ состояния социальной среды класса для подготовки ее к включению детей с ограниченными возможностями здоровья. Практика показывает, что в различные классы дети с ограниченными возможностями здоровья входят по-разному. Они могут сразу входить в общение в микрогруппах, могут держаться в стороне и постепенно, с помощью учителя, осваивать пространство общения,  бывают и случаи формальной инклюзии, когда учащийся находится в классе, но ни с кем не контактирует, и учитель больше ориентирован на индивидуальную работу с ребенком. Эффективность процесса  включения зависит от влияния большого количества факторов (как уже говорилось выше), и социомониторинг позволяет выделить ведущий фактор в данном конкретном случае включения ребенка, выбрать оптимальную тактику воздействия  на него. При анализе результатов диагностического среза можно, довольно однозначно, сказать, что  социальное пространство одних классов не подходит для включения любых детей, а в других классах среда более благоприятная для данного процесса.

            Нам еще предстоит изучить и описать параметры социального пространства класса, оптимального  для вхождения в него любого ребенка с выраженными индивидуальными особенностями, т.е. наиболее готового к инклюзии. Подобрать наиболее эффективные методы, приемы, технологии формирования оптимального для инклюзии социального пространства класса и передать их в руки педагогов.

Информирование администрации школы и классных руководителей о текущем состоянии процесса включения детей с ОВЗ в класс. Поскольку в нашей стране практика инклюзии, нормативно-правовое ее обеспечение и научно-методическая поддержка развиваются одновременно, при этом не в ограниченном пространстве отдельных экспериментальных площадок, а сразу во всей системе образования, очень остро стоит вопрос качества включения каждого конкретного ребенка в учебный процесс и социальное пространство класса. Необходимы методы, приемы, технологии, позволяющие быстро получать информацию о процессе включения в каждом конкретном случае, в каждом конкретном классе и дающие возможность очень точно, прицельно, влиять на его эффективность.

Возможности социомониторинга, как скрининговой технологии, позволяющей быстро снимать текущую ситуацию в устойчивых и разработанных параметрах,  просто идеальны для развития данного направления.

По данным замеров большинство детей с ОВЗ, включенных в классы, находятся на начальной стадии адаптации в классном коллективе, отмечено преобладание ориентировочных реакций – дети с ОВЗ присматриваются и прислушиваются к одноклассникам, все остальные – присматриваются к ним. Несмотря на то что в профессиональной среде, особенно среди психологов системы образования, преобладает мнение о том, что дети с ОВЗ в основной массе дезадаптированы в обычных классах, мы такой тенденции по результатам замеров в инклюзивных классах не обнаружили. Из 46 детей с ОВЗ в ситуации дезадаптации находятся только 6 чел., при этом они не единственные такие дети в своих классах, что говорит об особенностях нормообразования и организации взаимоотношений в классе в целом, а не в реакции класса на особенности конкретного ребенка с ОВЗ. Конечно, настораживает факт (замер проводился в конце учебного года), что дети с ОВЗ в отношении остальных детей класса за четыре четверти сформировали отношения с минимальным количеством устойчивых социальных партнеров в зонах общения «хороший знакомый», «близкий друг». Однако, если обратиться к реальности существования системы образования в целом и практике инклюзивного образования в частности, эта особенность вполне объяснима. Длительное время дети с ОВЗ получали образование в замкнутых условиях специальных (коррекционных) образовательных учреждений, практически не пересекались в основных видах деятельности с нормативно развивающимися детьми. Поэтому ни взрослые (родители, педагоги), ни сами дети не имеют опыта общения с детьми с выраженными особенностями развития. Необходима поддержка взрослых, в первую очередь педагогов,  со стороны специалистов, умеющих работать с данной категорией детей. Необходимо научить педагогов, показать им на практике,  как правильно выстраивать взаимоотношения с ребенком с ДЦП, нарушениями слуха, зрения и другими особенностями, тогда и дети смогут по образцу выстроить отношения между собой. Дети ориентированы на общение друг с другом, тянутся друг к другу, но не знают, как организовать общение.

Информационное обеспечение психолого-педагогического сопровождения инклюзивного процесса. Поскольку инклюзия во главу угла ставит не изменение конкретного ребенка под существующие в системе образования условия, а приспособление самой системы образования, самого учебного процесса для учета ею индивидуальных особенностей и возможностей детей, то и основное внимание уделяется изменениям внутри системы образования.

Ключевой фигурой в системе образования, на которую в настоящее время направлены основные ресурсы научного, методического сопровождения, сфера повышения квалификации и переподготовки кадров, является педагог, учитель. Именно он непосредственно работает с классом, с ребенком, включенным в этот класс. Зарубежный опыт показывает, что инклюзия эффективна, когда работает профессиональная поддержка и система сопровождения, развернутые вокруг педагога, включающего ребенка с ОВЗ в деятельность класса. В российском образовании это поддержка коллег, психологов, логопедов, дефектологов, экспертов. На основании данных мониторинга социальных отношений в инклюзивных классах составляются рекомендации, ориентированные в первую очередь на поддержку педагога, и если это необходимо, на поддержку ребенка, с целью включения и адаптации ребенка с ОВЗ в массовом классе.

Кто может выступать в качестве потребителей мониторинговой информации о состоянии социальной среды класса? Все полученные первичные данные по параметрам анализируются специалистами  по мониторинговым технологиям, и данному виду мониторинга в частности, совместно с экспертами по социально-педагогическому сопровождению инклюзивного процесса.  До потребителей информация, полученная в ходе мониторинга, доводится в виде рекомендаций. Объем и уровень рекомендаций зависят от должностных полномочий и функциональных обязанностей потребителя мониторинговой информации. Администрация образовательного учреждения – сведения об эффективности процесса психолого-педагогического сопровождения инклюзивного процесса и динамике включенности ребенка с ограниченными возможностями здоровья в социальное пространство класса. Специалисты ПМПк – информацию об эффективности реализации ИОП в отношении каждого конкретного ребенка с ОВЗ, о тех социальных факторах, которые тормозят или стимулируют процесс реализации ИОП. Классный руководитель – информацию о состоянии социального пространства класса, рекомендации по оптимизации социальных отношений в  классе для более мягкого включения в него ребенка с различными индивидуальными особенностями. Психолог – информацию по развитию групповых отношений в классе, об индивидуальных особенностях ребенка при реализации социальных отношений. Дефектолог – информацию о вовлеченности ребенка в учебный процесс, особенностях реакций ребенка на различные формы учебного материала, способы его подачи, о ведущих каналах восприятия учебной информации. Родители – рекомендации по поддержке ребенка в процессе адаптации его в классном коллективе, об  укреплении способностей ребенка к социальному взаимодействию, способах развития или компенсации слабых сторон индивидуального социального пространства ребенка.

Мониторинговые исследования всегда проводятся с учетом основных циклов жизнедеятельности объекта мониторинга. В ситуации инклюзивного образования необходимо ориентироваться не только на основные циклы учебного года, но и сроки проектов психолого-педагогического сопровождения групповые или индивидуальные, а также на  сроки реализации отдельных ИОП. В рамках проекта апробации модели психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики, мониторинговые срезы актуально проводить в начале проекта и на стадии его завершения.

Приведем общий план организации мониторинга в инклюзивных классах школы.

1.    Утверждение положения о мониторинге  в школе. Составление графика проведения замеров в инклюзивных классах школы (из расчета времени на 1 замер: 1‒3 классы ‒ 30 мин; 4‒6 классы – 20 мин), утверждение графика администрацией школы, согласование с учителями. Замеры во всех инклюзивных классах должны быть проведены за 1‒2 дня.

2.    Сопровождение координатором ОУ специалиста-метролога во время проведения замеров.

3.    Заполнение анкеты по классу учителем, классным руководителем – 5 мин.

4.    Сбор и организация работы проектной группы (специалисты школы, в т.ч. ПМПк, специалисты окружного ресурсного центра по развитию инклюзивного образования, эксперты)  на территории школы.

5.    Консультационная поддержка специалистов школы в процессе реализации проектов психолого-педагогического сопровождения по телефону, электронной почте, на форуме  в режиме реального времени.

6.    Организация школой и проведение повторного мониторингового среза в инклюзивных  классах.

7.    Сбор и организация работы проектной группы для анализа динамики и обсуждения  результатов психолого-педагогического сопровождения.

По результатам первого  мониторингового среза (на входе в проект), аналитик дает информацию о текущем состоянии социального пространства инклюзивных классов, его особенностях, дает рекомендации специалистам, участвующим в психолого-педагогическом сопровождении по оптимизации этого пространства с целью комфортной адаптации в нем ребенка с ОВЗ. Также аналитик дает сведения о детях с ОВЗ, включенных в классы, об их индивидуальных особенностях в процессе разворачивания социальных отношений, о скорости  работы с информацией, реакциях на среду, сильных сторонах, на которые можно опираться в процессе работы с ребенком по включению его в социальное пространство класса, сторонах, которые требуют компенсации. Информация выдается в виде информационной записки для администрации школы, рекомендаций для классного руководителя, специалистов ПМПк, психолога, дефектолога, родителей.

Специалисты школы, с опорой на данные рекомендации, а также собственные наблюдения, при поддержке экспертов, разрабатывают проекты психолого-педагогического сопровождения группового и индивидуального уровней.

В зависимости от содержания и сроков проекта могут быть запланированы промежуточные и итоговые мониторинговые срезы для анализа эффективности проекта (в случае итогового среза) или для корректировки проекта (в случае промежуточного среза).

По результатам нескольких срезов (как минимум двух) аналитик делает выводы о динамике инклюзивного процесса, произошедшей в результате реализации  проектов психолого-педагогического сопровождения, совместно с группой экспертов анализирует различные факторы, повлиявшие на позитивную или негативную динамику включения ребенка с ОВЗ в социальное пространства класса, проектирует возможные способы и формы дальнейшего повышения эффективности процесса психолого-педагогического сопровождения.

Результаты мониторингового исследования оформляются в форме аналитического отчета для администрации школы, в форме рекомендаций для классных руководителей, педагогов, специалистов сопровождения и членов ПМПк, в форме консультаций для родителей и специалистов школы. Результаты могут быть использованы для демонстрации эффективности деятельности образовательного учреждения как участника проекта по развитию инклюзивной практики на круглых столах, в мастер-классах и на семинарах – в виде презентационных материалов.