ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГОПРОЦЕССА
В ДЕТСКОМ САДУ, РЕАЛИЗУЮЩЕМ ИНКЛЮЗИВНУЮ ПРАКТИКУ

 

Азизова Д. Б.
Найяр О. Г.
Россия, г. Москва, ГБОУ ЦРР ‒ детский сад № 272

 

Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: Сб. материалов II Международной научно-практической конференции / Отв. ред. Алехина С. В. М.: МГППУ, 2013

 

ГБОУ ЦРР – детский сад №272 уже 4 года успешно реализует инклюзивную практику. В каждой группе детского сада обучаются дети с особыми образовательными потребностями (в дальнейшем ОВЗ).  Включение детей  в группу происходит с минимальными переживаниями для участников процесса, особенно для ребенка, благодаря  четко простроенной преемственности со структурным подразделением «Лекотека». Данное подразделение рассматривается как первоначальная ступень к включению  ребенка с ОВЗ в дошкольное учреждение. Специалисты лекотеки проводят диагностическую, консультативную и коррекционную поддержку и сопровождение семьи и ребенка с ОВЗ. Начиная с индивидуальных игровых сеансов, ребенка постепенно включают в парную, подгрупповую и групповую работу в лекотеке. Затем происходит частичное включение в среду типично развивающихся сверстников, для этого специалисты используют гостевые визиты в группы детского сада, здесь ведется работа по подготовке к включению не только с ребенком, но и со взрослыми (родители, педагоги).

 Несмотря на успешный опыт в области инклюзивного образования, нас не перестает волновать  вопрос  о том,  как грамотно организовать  образовательный процесс  с детьми с ОВЗ в условиях, когда в  массовой группе более 25 детей. Как воспитателю инклюзивной  группы  организовать свою работу так, чтобы типично развивающиеся дети и дети с проблемами в развитии  смогли освоить материал данной возрастной группы. Надо отметить, что в нашем учреждении  группы, в которых реализуется инклюзивная практика, посещают дети с синдромом Дауна, а также дети с проблемами в здоровье.    На каждого ребенка   составляется индивидуальный образовательный маршрут, где указываем все необходимые для конкретного  ребенка образовательные области развития.  Основная проблема в реализации индивидуально-образовательной  программы  ребенка с ОВЗ, посещающего  группу, в которой реализуется инклюзивная практика, возникает у воспитателя.

Педагогам, работающим в группах, реализующим инклюзивную практику, не только необходимо  знать общеобразовательную программу,  по которой работает дошкольное учреждение, владеть знаниями коррекционной педагогики, но еще и ориентироваться в особенностях  психофизического развития детей с различными видами нарушений. К сожалению, далеко не все воспитатели дошкольных учреждений имеют дефектологическое образование, не говоря уже о психологической готовности принять в своей группе  ребенка с проблемами в развитии. Здесь особо значимая роль отводится  поддерживанию положительного эмоционального климата в педагогическом коллективе  и созданию междисциплинарной команды единомышленников,  состоящей из увлеченных своим делом специалистов, педагогов и воспитателей. Это очень важно для создания максимально комфортных условий для детей с особыми образовательными потребностями. В рамках осуществления данной задачи  мы стараемся создавать  необходимые условия  для развития и повышения педагогического мастерства сотрудников. Воспитатели, педагоги   и специалисты проходят курсы повышения квалификации по организации образовательного процесса в инклюзивных группах. Специалисты делятся своими знаниями и практическими умениями с воспитателями, помогают в организации  детских утренников, спортивных мероприятий, родительских собраний, а также проводят для воспитателей мастер-классы, круглые столы, консультации.

Здесь очень важны осуществление полноценного взаимодействия всех участников педагогического процесса  и, конечно же, очень серьезный подход к выбору включаемых детей. Необходимо учитывать, что есть категория детей и она значительная, им нужен не столько индивидуальный подход, сколько индивидуальное сопровождение со стороны специалистов.

Очень важную роль  в организации работы  группы, в которой реализуется инклюзивная практика, отводится педагогу-психологу. Ведь педагог-психолог  вместе с воспитателем помогает ребенку с ОВЗ  социализироваться  и адаптироваться к режимным моментам в группе, способствует формированию у ребенка с ограниченными возможностями здоровья навыков общения, налаживанию адекватного взаимодействия ребенка как со сверстниками, так и со взрослыми.

Осуществляется эта работа через  разные формы игровой деятельности с учетом специфики нарушения развития конкретного ребенка в условиях индивидуальных и подгрупповых и групповых игровых сеансов, в режимных моментах и в процессе консультирования педагогов и родителей.

Взаимодействие педагогических работников в процессе  реализации индивидуальной образовательной программы происходит в разных образовательных областях ‒ коммуникации, познание, социализация, игра, художественное творчество, музыка, физическая культура и здоровье, труд.  Совместная деятельность воспитателя, учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога психолога  осуществляется в разных видах деятельности: повседневном общении, специально организованных психолого-коррекционных занятиях,  в различной игровой деятельности, в обучении родителей способам общения с ребенком и т. д.

Цель образовательного процесса работы  с детьми  с проблемами в развитии  является не только социализация и адаптация  детей в обществе, но  и развитие познавательных и речевых способностей детей.   Ведь развитие таких психических процессов, как восприятие, внимание, речь, память, мышление, позволяет ребенку познавать самого себя и окружающий мир, чувствовать себя уверенным среди других людей   и уметь ориентироваться в той или иной  ситуации.

Образовательный  процесс в группах, реализующих инклюзивную практику,  на данном этапе мы выстроили следующим образом:

1. Диагностика индивидуальных особенностей развития ребенка с ОВЗ.

Диагностика проводится воспитателями группы, в которой реализуется инклюзивная практика, учителем-дефектологом, учителем-логопедом, педагогом психологом, социальным педагогом. Результаты диагностики обсуждаются специалистами и воспитателями на психолого-медико-педагогическом консилиуме и являются основой для составления индивидуальной образовательной программы ребенка.

Зная ребенка, его физические и психофизические возможности, мы стараемся   строить образовательный процесс  таким образом, чтобы индивидуальные коррекционно-развивающие занятия включали в себя развитие и коррекцию всех нарушенных функций, через сохранные анализаторы и физические возможности ребенка.

2. Организация совместной жизнедеятельности детей в группе инклюзивного образования.

Все режимные моменты  в группе инклюзивного образования имеют коррекционную направленность и осуществляются при  участии воспитателя,   педагога-психолога и социального педагога, а также  на момент адаптации ребенка в группе активное участие в режимных моментах принимают и родители ребенка с ОВЗ.

3. Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия  специалистов.

В практической деятельности учителя-логопеда, учителя-дефектолога преобладают индивидуальные занятия, так как они позволяют максимально учесть индивидуальные особенности каждого ребенка с ОВЗ.

Цель работы учителя-дефектолога – компенсация дефекта и адаптация детей с ОВЗ  в социальной, развивающей и  бытовой сферах жизни.

Главная задача  учителя-дефектолога ‒ определить индивидуальный маршрут развития и  воспитания  ребенка, оказать педагогическую, коррекционную и консультативную поддержку педагогам и родителям, воспитывающим детей с ОВЗ.  А в дальнейшем подготовить ребенка к обучению в школе.

 Дефектологическое сопровождение обеспечивается включением специалиста во все сферы воспитательно-образовательного процесса. Содержание работы дефектолога представляет собой целостный комплекс мер, направленных на оказание помощи как ребенку в форме занятий и динамического наблюдения за ходом развития, так и родителям, воспитателям в форме консультаций и совместных мероприятий.

Основные формы работы учителя-дефектолога:

 ‒ проведение коррекционно-развивающих занятий (индивидуальных, подгрупповых, групповых);

-изучение деятельности детей в процессе их взаимодействия со сверстниками, в ходе проведения занятий;

-консультативная работа с педагогами и родителями;

-участие в психолого-медико-педагогическом консилиуме, методических объединениях, педсовете.

Исходя из особенностей ребенка учитель-дефектолог выделяет приоритетное направление работы с ним (одно или несколько), которое служит основой для построения коррекционной программы.

Учитель-логопед.  Нередко к нам приходят неговорящие  дети  с синдромом Дауна в возрасте 3 лет. И тогда основными задачами  учителя-логопеда  являются следующие: стимулировать речевую активность ребенка; вызвать желание к невербальному и вербальному  общению; научить понимать обращенную речь.     Важнейшее условие для развития всех компонентов речи ‒  научить ребенка концентрировать свое внимание на  речи.  На первом этапе  работы  по развитию речи с неговорящим ребенком  с синдромом Дауна   мы развиваем понимание обращенной речи.

Надо учитывать, что понимание речи у детей с синдромом Дауна    чаще всего опережает появление экспрессивной речи. Дети с  синдромом Дауна успешно начинают пользоваться жестами гораздо раньше, чем говорить. Именно поэтому  использование жестов  в логопедической  работе  с ребенком  с синдромом Дауна  позволяет  быстрее перейти от невербального общения к вербальному.  Важно, чтобы  жестовое  общение использовал не только учитель-логопед, но и учитель-дефектолог, воспитатель, родители,  чтобы ребенок мог присвоить этот жест и  понимал слово,  которое он обозначает.

Учитель-логопед должен донести  до воспитателей и педагогов очень важную мысль, что при общении  с неговорящим ребенком с синдромом Дауна    нужно выражаться максимально просто и ясно, сопровождая свою речь  простыми жестами, и стараться, чтобы ребенок смотрел на лицо говорящего. 

Основными видами направления работы учителя-логопеда с детьми  с синдромом Дауна    являются:

‒развитие социальной направленности детей  и  взаимодействие детей с синдромом Дауна    со сверстниками  с помощью вербальной и невербальной формы общения;

‒выработка стремления ребенка с синдромом Дауна  к коммуникативной деятельности;

‒воспитание слухового и зрительного восприятия, внимания и памяти;

‒обучение детей умению соотносить (в пассиве) предметы и действия с их словесным обозначением;

 ‒  воспитание общих речевых навыков (развитие подражательности);

 ‒ развитие у детей подражательности, вызывание речевого подражания (речь с движением);

 ‒  выработка правильного речевого дыхания (диафрагмального) и правильной артикуляции звуков;

 ‒ развитие выразительности речи (модуляции голоса);

 ‒ формирование активного словаря;

 ‒ формирование звукослоговой структуры слова с правильным воспроизведением ударного слога;

 ‒ формирование глагольного словаря;

 ‒ пополнение активного словаря детей за счет прилагательных, обозначающих признаки, которые дети могут ощутить ‒ потрогать, увидеть, услышать;

‒ формирование грамматического строя речи;

 ‒  развитие умения правильно отвечать на вопросы;

 ‒ развитие умения согласовывать слова в словосочетаниях;

 ‒ обучение диалогу;

 ‒ восприятие содержания маленьких рассказов, сказок, стихотворений (с опорой на картинки) и ответы на простейшие вопросы по сюжету.

Работа педагога-психолога в группах, в которых реализуется инклюзивная практика,  ведется  по четырем  направлениям:

1. Коррекционно-развивающие занятия с детьми с ОВЗ (индивидуальные, подгрупповые и групповые).

2. Консультативная работа с родителями (по плану и по запросу).

3. Работа с педагогическим коллективом (по плану и  по запросу).

4. Взаимодействие с учреждениями и организациями, реализующими в своей практике  работу с детьми с проблемами в развитии.

Педагог-психолог вместе с остальными специалистами принимает активное участие в составлении и разработке на каждого ребенка с ОВЗ  индивидуальной образовательной программы и  индивидуального образовательного  маршрута.

4. Совместная деятельность   воспитателя и специалистов  в организации образовательного процесса  в  группах, реализующих  инклюзивную практику.

В рамках реализации индивидуальной образовательной программы ребенка  коррекционно-развивающие занятия проводят педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, социальный педагог. Необходимо отметить,  что при  планировании коррекционных занятий специалисты  должны учитывать  содержание общеобразовательной программы данной возрастной группы и строить коррекционные развивающие занятия так, чтобы темы занятий перекликались и дополняли друг друга. Для детей с синдромом Дауна    очень важно многократное повторение и закрепление  одного и того же  материала на разных видов занятиях. Такая структура  образовательного процесса   обусловлена тем, что у детей с синдромом Дауна    решение мыслительных задач  вызывает значительные затруднения. У таких детей наглядно-действенное мышление характеризуется отставанием в темпе развития. У детей с  синдромом Дауна без дополнительной помощи со стороны специалистов развитие в дошкольном возрасте наглядно-действенного мышления значительно отстает в отличие от типично  развивающихся детей. Также у детей с  синдромом Дауна по-иному, чем в норме, складывается соотношение наглядного и словесно-логического мышления.

Формы работы воспитателя, специалистов и педагогов в  группе,   реализующей  инклюзивную  практику:

-Групповая.  Групповая работа строится с учетом плана воспитателя и специалистов группы.  Например, для освоения детьми образовательной области «Познание» и «Коммуникация» воспитатель и учитель-дефектолог проводят комбинированное занятие со всей группой или учитель-дефектолог проводит свое запланированное  занятие согласно тематическому плану. Таким же образом   учитель-логопед и воспитатель организовывают образовательный процесс в группе по освоению образовательных областей «Коммуникация»,  «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество». Педагог-психолог, социальный педагог и воспитатель группы организовывают совместную работу по освоению детьми образовательных областей «Социализация»  и «Безопасность».  Также в рамках реализации образовательного процесса совместные  психолого-педагогические и коррекционные  мероприятия  проводят учитель-дефектолог и педагог-психолог; учитель-логопед и педагог-психолог; социальный педагог и педагог-психолог.

- Подгрупповая (малые подгруппы). На наш взгляд, подгрупповая работа наиболее полезна и конструктивна при обучении ребенка с ОВЗ взаимодействию со сверстниками и  взрослыми. А также она формирует у ребенка с синдромом Дауна навыки поведения в коллективе, умение действовать последовательно, ждать своей очереди для выполнения того или иного действия, действовать совместно  с другими детьми. Организовывая образовательный процесс  в малой подгруппе, воспитатель и специалисты группы объединяют в работу не только типично развивающихся детей, но и имеющих особенности в образовательном развитии, ребенка с синдромом Дауна. Таким образом, мы оказываем психолого-педагогическую и коррекционную поддержку не только ребенку с  синдромом Дауна, но и другим детям.  Взаимодействие специалистов  в организации подгрупповой работы происходит следующим образом, например:  лексическая тема: «Овощи». Эту тему с учетом своих методов и приемов начинает прорабатывать учитель-дефектолог на индивидуальном занятии, затем на индивидуальном  занятии  учитель-логопед; воспитатель совместно с учителем-дефектологом или учителем-логопедом прорабатывают эту тему на подгрупповом  занятии. Также подгрупповые занятия проводят: музыкальный руководитель, воспитатель по физкультуре, инструктор по плаванию, педагоги дополнительного образования совместно со специалистами.

 ‒ Индивидуальная. Индивидуальная работа воспитателя в  группах, в которых реализуется инклюзивная практика, строится с учетом рекомендаций специалистов. Для этого  в каждой группе, в которых реализуется инклюзивная практика, оформлены коррекционные уголки для индивидуальной работы воспитателя с детьми с ОВЗ по заданию специалистов.

3. Детские утренники, досуги и др. 

В подготовке к проведению разных мероприятий с участием детей  с ОВЗ  заняты все педагоги, работающие  в группе инклюзивного образования. Ведь наша задача, чтобы  на утреннике или спортивном мероприятии  ребенок с особенностями в развитии не только пассивно высиживал время, но и активно принимал участие. Ведь это хорошая возможность показать положительные результаты и личные достижения ребенка с ОВЗ, ведь участие ребенка в мероприятии  своего рода отчет педагогов о проделанной работе. В свою очередь  родители,  воспитывающие детей с особенностями в развитии, могут наглядно увидеть,  чему научился  их малыш, и гордиться его достижениями.

Накопленный опыт позволяет сделать вывод о том, что слаженная, дисциплинарная работа  специалистов, воспитателей  и педагогов, основанная на понимании, тесном сотрудничестве и взаимодействии, способная работать в команде, способствует повышению качества образовательного процесса и созданию благоприятного эмоционального климата,  в основе которого уважение к личности ребенка, высокий уровень профессиональной компетентности каждого педагога.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Инклюзивная практика в дошкольном образовании: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Под ред. Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутеповой М.: Мозаика-Синтез, 2011. 144с.

2. Инклюзивное образование: нормализация условий воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями в условиях инклюзивного образования: что важно знать родителям, воспитателям и учителям при обучении и воспитании детей с нарушением слуха: Методическое пособие / Э.И. Леонгард, Е.Г. Самсонова, Е. А. Иванова. Москва: Московский городской психолого-педагогический университет, 2011. 278 с.

3. Истоки: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Л. Г. Парамонова. М.: Сфера, 2013. 320с.

4. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ3 «Об образовании в Российской Федерации».