В сборнике представлена модель организации и технологии инклюзивной практики в дошкольных образовательных учреждениях. Материалы, включенные в рекомендации, были разработаны и на протяжении последних 12 лет апробировались в ГОУ детский сад комбинированного вида № 1465 и ГОУ детский сад № 288 Центрального округа г. Москвы, работающих в рамках совместного проекта ЮНЕСКО и Департамента образования города Москвы «Московское образование: от младенчества до школы» под руководством М.М. Цапенко, экспериментального проекта ЦОУО «СТРИЖИ» (Стремление к инклюзивной жизни), Городской экспериментальной площадки «Апробация модели психолого-педагогического сопровождения интегративного процесса в образовательном учреждении» на базе ЦППРиК «Тверской» Центрального окружного управления образования.
В сборнике представлены теоретические, практические и методические аспекты интеграции и социализации детей с особенностями развития, их обычных сверстников. Основой настоящего издания стало обобщение и анализ деятельности сотрудников ГОУ № 1465 с 1997 по 2007 г., где с 2003 года работает Городская экспериментальная площадка «Внедрение современных психолого-педагогических технологий в работу интегративного образовательного учреждения» (научный руководитель к.пс.н. Анна Владимировна Семенович).
В сборнике рассматриваются практические и методические аспекты интеграции и социализации детей с нарушениями развития. Основой настоящего издания стало обобщение и анализ деятельности сотрудников ГОУ № 1465 с 1997 по 2005 г., где с 2003 года работает городская экспериментальная площадка «Внедрение современных психолого-педагогических технологий в работу интегративного образовательного учреждения» (руководитель проекта – к.пс.н. Семенович Анна Владимировна).
Предлагаемый вашему вниманию сборник содержит информацию о государственных образовательных учреждениях системы Департамента образования города Москвы, на базе которых открыты Службы ранней помощи. Представлены методические материалы по организации Служб ранней помощи на основе опыта СРП Москвы и Санкт-Петербурга.
НОВОЕ
Корепанова И. А., Львова А. Д.Особенности игры в инклюзивной группе детского сада // Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: Сб. материалов II Международной научно-практической конференции / Отв. ред. Алехина С. В. М.: МГППУ, 2013 Москва, Россия
Серия «Инклюзивное образование». Выпуск 5/ отв.ред. Т. Гусева. – М.: Центр «Школьная книга» 2010. Создание служб сопровождения семей с детьми с раннего возраста, в том числе с детьми с ОВЗ в контексте перехода к новому этапу общественного развития, следует рассматривать как один из основополагающих аспектов развития инклюзивного образования и образования в целом.
Включение особого ребенка и его семьи в социальное взаимодействие именно на начальном этапе, фактически, определяет всю дальнейшую траекторию - либо по пути гуманистических и «включающих» отношений между людьми, либо маргинализации и социальной изоляции семьи «особого» ребенка. В связи с этим данное методическое пособие приобретает высокую актуальность и практическую значимость и его можно рассматривать как фактически универсальное средство подготовки будущей толерантной социальной среды, как в дошкольном, так школьном образовательном учреждении.
Заложенные в раннем возрасте гуманистическое отношение к «инаковости» отзываются в зрелости толерантностью и социальным принятием. Для широкого круга специалистов: психологов, специальных педагогов, социальных педагогов служб ранней помощи и детских садов и других специалистов, включенных в сопровождение детей раннего возраста.
Антонова Е.А. Самара, РоссияРанняя специальная помощь в инклюзивном образовательном процессе // Инклюзивное образование: методология, практика, технология. – 2011. Материалы международной научно-практической конференции 20-22 июня 2011: под ред. С.В. Алехиной. – М.: МГППУ, 2011.
Гориненко Е.Н. Воронеж, РоссияСоциальное партнёрство на рынке дошкольного образования // Инклюзивное образование: методология, практика, технология. – 2011. Материалы международной научно-практической конференции 20-22 июня 2011: под ред. С.В. Алехиной. – М.: МГППУ, 2011
Еремина А.А.Коррекционно-педагогическая работа с детьми со сложной структурой дефекта Программа формирования продуктивных видов деятельности у детей в условиях интегративного обучения. Программа развития движений у детей с нарушением интеллекта дошкольного возраста в интегративной группе. Авт.-сост. А.А. Еремина. Под ред. Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой. – М.: РУДН, 2007. – 30 с.
Данные программы адресованы работникам дошкольных групп, отделений психолого-педагогических и медико-социальных центров (ППМСЦ) и раскрывают содержание работы по формированию продуктивных видов деятельности в разновозрастной группе при работе с детьми с различными функциональными возможностями.Материал программ распределен по этапам обучения, в которых учитываются особенности становления продуктивных видов деятельности, возможности к обучению детей с учетом актуального уровня развития. Сроки прохождения каждого этапа определяются индивидуально.
В основе выбора определенного этапа обучения для конкретного ребенка лежит состояние его целенаправленной деятельности как показателя психического развития.Каждая программа строится на использовании основных видов детской деятельности, в том числе и продуктивной: рисовании, лепке, конструировании. Предложены методические материалы по развитию ориентировки в пространстве, развитию общих движений у детей с интеллектуальной недостаточностью.
Книга, которая перед вами, – это рассказ о том, при каких условиях дети с ограниченными возможностями развиваются, подчиняясь закономерностям развития нормальных детей. Другими словами – как нормализовать условия обучения и воспитания детей-инвалидов.
В книге представлен практический опыт абилитации и реабилитации глухих и слабослышащих детей дошкольного и школьного возраста в разных условиях воспитания и обучения – в семье, в детском саду и в школе. Данный опыт базируется на теории, лежащей в основе психолого-педагогической «Системы формирования и развития речевого слуха и речевого общения у детей с нарушениями слуха», существующей и эффективно работающей с 1966 года. Основным педагогическим средством построения учебного процесса в этой Системе является конструирование взрослым (родителем, воспитателем, учителем) собственного педагогического поведения.
В книге предложена методология, способы и средства, для того чтобы взрослый мог организовать эффективное учебное и воспитывающее пространство в условиях инклюзивного образования.
Исследования показали, что использование данного метода активизирует речевое развитие детей с нормальным слухом. Поэтому рекомендации по организации общения и формированию речи и речевого слуха у детей с нарушениями слуха оказываются чрезвычайно полезными в обучении слышащих детей. Метод успешно применяется в инклюзивной практике.
Моржина Е.В. Москва, РоссияИз опыта организации интегративных групп в Центре лечебной педагогики // Инклюзивное образование: методология, практика, технология. – 2011. Материалы международной научно-практической конференции 20-22 июня 2011: под ред. С.В. Алехиной. – М.: МГППУ, 2011
Ремезова Л.А., Курицина О.В. Самара, РоссияИнклюзивное дошкольное образование детей с нарушением зрения // Инклюзивное образование: методология, практика, технология. – 2011. Материалы международной научно-практической конференции 20-22 июня 2011: под ред. С.В. Алехиной. – М.: МГППУ, 2011