СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КАК РЕСУРС РАЗВИТИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Кутепова Е. Н.
Россия, г. Москва, ИПИО МГППУ
Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: Сб. материалов II Международной научно-практической конференции / Отв. ред. Алехина С. В. М.: МГППУ, 2013
Одним из важнейших направлений государственной политики Российской Федерации в области образования является обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов, на образование. Российское законодательство – прежде всего, Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» ‒ предусматривает гарантии прав на получение образования детьми с ОВЗ. Особую актуальность реализация права на образование детей-инвалидов приобретает в связи с Федеральным законом «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» от 3 мая 2012 года. Государства, ратифицировавшие Конвенцию, обязуются развивать инклюзивное образование, в том числе обучение детей с ограниченными возможностями здоровья вместе с обычными детьми.
Впервые в Законе «Об образовании в Российской Федерации» обучающийся с ограниченными возможностями здоровья определен как физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Остановимся на возможности участия СКОУ в создании специальных условий обучения детей с ОВЗ. Согласно тому же закону специфика организации учебно-воспитательной и коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями предполагает необходимость разработки индивидуального учебного плана, обеспечивающего освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося и адаптированной образовательной программы, т.е. образовательной программы, адаптированной для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и, при необходимости, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
Для организации образовательной среды в инклюзивной школе необходимы определенные ресурсы, в частности, организация психолого-педагогического, методического сопровождения образовательного процесса и программно-методическое обеспечение образовательного процесса.
Наличие в СКОУ специалистов дефектологического профиля – дефектологов, учителей-логопедов, олигофренопедагогов, сурдо- и тифлопедагогов ‒ знающих особенности психофизического развития разных категорий детей с ОВЗ и владеющих методиками их обучения и воспитания, и их отсутствие в общеобразовательной школе, позволяет говорить о высокой ресурсности СКОУ как методического центра по сопровождению детей с ОВЗ в системе общего образования. Обратим внимание на то, что признание специального (коррекционного) образовательного учреждения Ресурсным центром не приводит к изменению организационно-правовой формы, типа и вида образовательного учреждения и может как фиксироваться в его Уставе, с возможностью оказания государственной услуги по психолого-педагогическому сопровождению, так и не фиксироваться, а учитываться при установлении стимулирующих выплат к должностному окладу работников образовательного учреждения, которым присвоен статус Ресурсного центра (как это оформлено в Калининградской области). В последнем варианте средства на стимулирование направлений деятельности Ресурсного центра выделяются в рамках целевых программ региона.
Основными направлениями деятельности Ресурсного центра должны стать разработка, апробация и внедрение:
- новых элементов содержания образования и систем воспитания, новых педагогических технологий, форм, методов и средств обучения детей с ограниченными возможностями здоровья как в специальных, так и в общеобразовательных учреждениях;
- вариативных специальных (коррекционных) образовательных программ (дошкольного, общего и дополнительного образования) с максимально широким диапазоном, соответствующим различным возможностям и потребностям детей с различными нарушениями развития;
- новых профилей (специализаций) углубленной трудовой подготовки в сфере начального профессионального образования, обеспечивающих максимальную социальную адаптацию детей с ОВЗ;
- методик повышения квалификации педагогических работников, обучающих, воспитывающих детей с ОВЗ на основе применения современных образовательных технологий;
- практики сетевого взаимодействия образовательных учреждений, направленной на обновление содержания образования и взаимную методическую поддержку.
Последнее направление является достаточно значимым в условиях действия нового закона об образовании, предполагающего, что именно «сетевая форма реализации образовательных программ обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций» и осуществляется на основании договора между организациями, кроме того, «…для организации реализации образовательных программ с использованием сетевой формы несколькими организациями, осуществляющими образовательную деятельность, такие организации также совместно разрабатывают и утверждают образовательные программы».
Например, в соответствии с Законом города Москвы от 28 апреля 2010 года № 16 «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве» (статья 5 «Формы организации образовательного процесса для лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по основным и дополнительным общеобразовательным программам начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования» в целях преодоления обучающимися ограничений возможностей здоровья осуществляется коррекция таких ограничений. Коррекция ограничений возможностей здоровья осуществляется:
- непосредственно государственным образовательным учреждением, если число лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по очной форме обучения, составляет свыше шести человек;
- на основе договора государственного образовательного учреждения, в котором обучаются лица с ограниченными возможностями здоровья, с государственным образовательным учреждением для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, или специальным (коррекционным) образовательным учреждением, если число таких обучающихся составляет менее шести человек или при отсутствии тех или иных специалистов сопровождения (педагогов-дефектологов, сурдопедагогов, тифлопедагогов, психологов, логопедов и др.) в образовательной школе.
При этом данная деятельность должна соответствовать видам государственных услуг (работ), осуществляемых СКОУ.
В соответствии с приказом Департамента образования города Москвы от 01.06.2011года № 382 «Об утверждении Ведомственного перечня государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) государственными учреждениями, находящимися в ведении Департамента образования города Москвы», такая деятельность учреждений предусмотрена. Предоставление психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям, имеющим проблемы в развитии, обучении, социальной адаптации и т. п. предусмотрено образовательными учреждениями для детей, нуждающимися в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, а специальных условий обучения (воспитания) детям с ограниченными возможностями здоровья, детям-инвалидам предусмотрено любыми государственными учреждениями. И, прежде всего, это должны быть специальные (коррекционные) общеобразовательные учреждения I–VIII видов (в соответствии с категорией нарушения у ребенка, включенного в инклюзивную практику).
Организационно-методическое и информационное сопровождение деятельности образовательных учреждений и/или работников образовательных учреждений, реализующих инклюзивную практику, в соответствии с приказом Департамента образования 01.06.2011года № 382 могут выполняться любыми государственными учреждениями, организациями.
Вместе с тем указанная деятельность наиболее эффективно может быть реализована при создании на базе СКОУ ресурсного центра по развитию инклюзивного образования, деятельность которого может быть организована в соответствии с примерным положением, приведенным в приложении.
Основная цель работы такого ресурсного центра – формирование общего образовательного пространства, внутри которого возможно оказание дополнительной коррекционно-развивающей помощи в любом образовательном учреждении на основе сетевого взаимодействия образовательных учреждений различных типов. Ресурсными центрами могут быть определены специальные (коррекционные) школы, школы-интернаты различного вида (для детей с нарушениями слуха, зрения, с интеллектуальными особенностями).
Задачами ресурсного центра могут быть:
· обеспечение сопровождения детей с ОВЗ по профилю ресурсной школы или школы-интерната (зрение, слух, интеллектуальные нарушения), в общеобразовательных учреждениях;
· научно-методическая и консультационная поддержка образовательных учреждений, реализующих инклюзивное обучение детей с ОВЗ;
· обеспечение информационно-психологического сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ.
В целях реализации указанной деятельности СКОУ необходимо внести соответствующие дополнения в устав учреждения. Финансирование такого рода деятельности СКОУ частично может осуществляться за счет дополнительного финансирования, предусмотренного постановлением Правительства Москвы (Постановление № 669-ПП от 29 декабря 2011 года «О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 14 сентября 2010 г. № 789-ПП» (о корректирующем коэффициенте к нормативам финансового обеспечения государственной услуги при обучении детей-инвалидов)).
ЛИТЕРАТУРА
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Федеральный закон от 3 мая 2012 г. №46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов».
Приказ Министерства образования Калининградской области от 13 мая 2009 г. № 462/1 «Об инновационной деятельности государственных областных специальных (коррекционных) образовательных учреждений». Калининград, 2009. [Электронный ресурс]. URL: .