СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Крайнева Е. И.

Россия, г. Великий Новгород, ОАОУ НИРО

 

Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: Сб. материалов II Международной научно-практической конференции / Отв. ред. Алехина С. В. М.: МГППУ, 2013

 

На сегодняшний момент сложился взгляд на инклюзию как на позитивное условие коррекции и развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Однако становится заметным позитивный педагогический эффект слияния детей с разными способностями и возможностями в едином образовательном пространстве.

Методология и методы коррекционной работы актуальны для психорегуляции современного ребенка – это антропологическая особенность нового времени, превращающего взгляд на «неврозы» как обыденное состояние человека. Поэтому традиционная коррекционная работа, опирающаяся на фундаментальные труды отечественных психологов, раскрыла свои потенциалы заново и приобрела инновационный смысл.

Инклюзивное обучение предполагает активное совместное участие в образовательном процессе каждого ребенка вне зависимости от его способностей и образовательных потребностей. И, безусловно, главным принципом развития инклюзивных подходов в образовании является соблюдение интересов каждого ребенка. Для учителя это означает, что он должен разработать и внедрить в свою педагогическую практику такие методы и практические приемы, которые направлены на развитие каждого ребенка в классе [1]. Для организации такого обучения учителю необходимо ответить на несколько ключевых вопросов:

- какие знания ребенку важно получить, чтобы обучение стало доступным и комфортным, и, главное, формировало социальные и жизненные компетенции?

- как необходимо изменить стиль ведения урока, чтобы все дети смогли эффективно усвоить материал и развиваться?

- что поможет ученикам учиться лучше и быть успешнее в образовательном взаимодействии?

Социально-педагогические позитивные эффекты инклюзии заключаются в том, что «обычные» школьники приобретают необходимый жизненный опыт взаимодействия с «особыми» ‒ опыт взаимопонимания, сочувствия и милосердия. Кроме того, у каждого ребенка время от времени возникают ситуации, снижающие его успешность в образовании. Методический потенциал инклюзии позволяет поддержать такого школьника в ситуативно обусловленных затруднениях в учебе. Важно чтобы  педагоги обладали методической компетентностью использования приемов и способов инклюзии в разных ситуациях жизни школьников.

Опыт работы по осуществлению инклюзивного образования показывает, что дети готовы и легко включаются в совместную деятельность. К сожалению, этого нельзя сказать про родителей. Очень важно при организации инклюзивного образовании выстроить взаимодействия с родителями. Много полезного можно извлечь из общения и сотрудничества педагогов и родителей. Это касается родителей всех учеников, но особенно тех, у которых дети имеют ограниченные возможности здоровья. Родители постоянно находятся вместе со своим ребенком. Они опробовали уже не один способ его обучения и воспитания и, как правило, отлично знают подход к своему ребенку. Этот родительский опыт, несомненно, может оказать огромную помощь учителю во взаимодействии с ребенком. Конечно, не все родители откликнуться на приглашение педагога к сотрудничеству. Умение организовать диалог с родителями, привлечь их к участию в мероприятиях, к совместному обсуждению образовательных потребностей детей в инклюзивном обучении и воспитании – одно из приоритетных направлений деятельности современного педагога. В этом контексте педагоги должны обладать андрагогическими коммуникативными компетентностями.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это категория школьников, имеющая достаточно четкие специфические характеристики, связанные с состоянием здоровья, которое препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.

Диапазон различий в развитии детей с ОВЗ чрезвычайно велик: от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до детей с необратимым тяжелым поражением центральной нервной системы. От ребенка, способного при специальной поддержке «на равных» обучаться вместе с нормально развивающимися сверстниками, до детей, нуждающихся в адаптированной к их возможностям индивидуальной программе образования. При этом столь выраженный диапазон различий наблюдается не только по группе с ОВЗ в целом, но и в каждой входящей в нее категории детей. Потребности учеников с ограниченными возможностями схожи во многих аспектах, зависят от тяжести нарушений, с которыми приходится иметь дело, да и самим нарушениям могут быть присущи свои характерные черты.

Целью специального образования является введение ребенка в социум, по разным причинам выпадающего из него. Преодолеть «социальный вывих», обусловленный ОВЗ, и ввести школьника в социум можно, используя специальным образом построенное образование. Традиционно стратегия инклюзивного образования строиться на ряде позиций:

- начать специальное обучение ребенка сразу же после выявления первичного нарушения развития;

- ввести в содержание обучения ребенка специальные разделы, не присутствующие в программах образования нормально развивающихся сверстников;

- использовать специальные методы, приемы и средства обучения (в том числе специализированные компьютерные технологии), обеспечивающие реализацию «обходных путей» обучения;

- индивидуализировать обучение в большей степени, чем требуется для нормально развивающихся детей;

- обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды;

- максимально раздвинуть образовательное пространство за пределы образовательного учреждения.

Каждая из этих позиций может рассматриваться как «точка роста» для разработки программ повышения квалификации педагогов общеобразовательных школ, работающих в системе инклюзивного образования. Кроме того, эти положения могут обусловливать «инновационный  коридор» экспериментальной деятельности образовательных учреждений.

Несмотря на внутреннее разнообразие категории школьников с ОВЗ, приходится признать необходимость и своевременность разработки и принятия специального образовательного стандарта, который позволит удовлетворить их образовательные потребности. Вместе с тем, коррекционная работа с этой категорией школьников в общеобразовательном процессе складывалась в течение длительного времени и оказалась настолько эффективной, что нашла отражение в новых государственных образовательных стандартах.

Что должна обеспечить программа коррекционной работы ФГОС?

- выявление и учет особых образовательных потребностей детей с ОВЗ;

- осуществление индивидуально-ориентированной медико-психолого-педагогической помощи;

- возможность освоения детьми с ОВЗ образовательной программы

Каков механизм реализации коррекционной программы?

Выстроенное взаимодействие специалистов:

- комплексность в определении и решении проблем ребенка, предоставлении ему квалифицированной помощи специалистов разного профиля;

- многоаспектный анализ личностного и познавательного развития ребенка;

- составление комплексных индивидуальных программ общего развития и коррекции отдельных сторон учебно-познавательной, речевой, эмоциональной-волевой и личностной сфер ребенка и др.

Для реализации программы коррекционной работы ФГОС необходимо разработать и обусловить новые функции системы дополнительного профессионального образования педагогов (ДПО). В этом контексте важно профессионально осмыслить установочную позицию ДПО на внутрифирменное образование, т.е. внутришкольное, для всего педагогического коллектива, включая руководителей и  сопровождающий персонал. Уже существует профессиональный психолого-педагогический опыт непрерывного развивающего взаимодействия с образовательными учреждениями, включающий в себя курсы повышения квалификации, постоянно действующие семинары, индивидуально-консультационную поддержку педагогов, опубликование опыта педагогов, работающих в режиме инклюзии.

Инклюзивное образование на современном этапе – это данность, закрепленная в нормативных актах. Проблемы внедрения инклюзивного образования в образовательное учреждение выдвигает на первый план внутрифирменную курсовую подготовку педагогов, что также позволяет реализовать главный принцип инклюзивного образования «не ребенок подгоняется под существующие в образовательном учреждении условия и нормы, а наоборот, вся система образования подстраивается под потребности и возможности конкретного ребенка». Именно такой вид подготовки позволяет организовать работу, направленную на гармонизацию взаимодействия здоровых детей и детей с ОВЗ, создание атмосферы эмоционального комфорта и взаимопринятия всех участников инклюзивного образовательного процесса.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Банч Г. Включающее образование. Как добиться успеха? Основные стратегические подходы к работе в интегративном классе / Пер. с англ. Н. Грозной и М. Шихиревой. М.: «Прометей», 2005. 88 с.