ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ, СОПРОВОЖДАЮЩИХ ДЕТЕЙ
С АУТИСТИЧЕСКИМИ НАРУШЕНИЯМИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

 

Ковалец И. В.
Республика Беларусь, г. Минск, Национальный институт образования

 

Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: Сб. материалов II Международной
научно-практической конференции / Отв. ред. Алехина С. В. М.: МГППУ, 2013

 

Как отмечается Организацией Объединенных Наций, особую обеспокоенность у  мирового сообщества вызывает «высокая доля детей, страдающих аутизмом, во всех регионах мира». При этом аутизм рассматривается как постоянное нарушение развития человека, которое проявляется в течение первых трех лет жизни, является следствием неврологического расстройства, характеризуется отрывом от реальности, отгороженностью от мира, отсутствием или парадоксальностью реакций на внешние воздействия, пассивностью и сверхранимостью в контактах со средой в целом. Как указывается в Резолюции ООН, для оказания помощи детям с аутизмом требуется «осуществление долгосрочных программ медицинской помощи, обучения, профессиональной подготовки и терапии правительствами, неправительственными организациями и частным сектором» всех стран. Включение в жизнь общества лиц с аутистическими нарушениями определяется специалистами и родителями во всем мире как важнейшая социальная и психолого-педагогическая задача. Исследователи отмечают, что численность детей с аутистическими нарушениями за последние десять лет выросла во всем мире в десять раз. Мировые тенденции увеличения числа лиц с аутизмом подтверждаются статистическими данными и по Республике Беларусь: дети с аутизмом составляли от 0,1% – в 2002 г., до 0,32% ‒ в 2010 г. от общего количества детей с особенностями психофизического развития.

Особенности развития при аутизме требуют от специалистов понимания закономерностей данного вида нарушения и оказания коррекционной помощи детям в условиях особой организации образовательной среды, по особым, разработанным специально для данной категории детей, методикам, программам, пособиям. Однако до настоящего времени в нормативных документах Республики Беларусь отсутствовала такая нозологическая группа детей, как дети с аутистическими нарушениями, отсутствуют и учреждения образования для указанной категории детей, что, несомненно, сказывается и на научно-методическом обеспечении образовательного процесса для детей с аутистическими нарушениями. В настоящее время в Кодекс Республики Беларусь об образовании  планируется включить новую нозологическую группу детей с особенностями психофизического развития – дети с аутистическими нарушениями. Это обусловливает актуальность разработки научно-методического обеспечения образовательного процесса и подготовку педагогических кадров для работы с детьми данной категории.

Современные данные Ф. Аппе, Е. Р. Баенской, В. М. Башиной, В. Е. Кагана, И. В. Ковалец, К. С. Лебединской, М. М. Либлинг, И. И. Мамайчук, О. С. Никольской, Т. Питерса и других исследователей по рассматриваемой проблеме позволяют конкретизировать типичные проявления аутизма. Основная проблема заключается в том, что при аутизме нарушается способность ребенка к социальным навыкам, контактам с другими детьми и взрослыми. У детей с аутистическими нарушениями часто встречаются ограниченные и повторяющиеся модели поведения. Интеллектуальное развитие ребенка может быть различным – от глубокой интеллектуальной недостаточности (умственной отсталости) до нормы, а в некоторых случаях может быть и гораздо выше, чем у его сверстников. Вместе с тем при достаточно высоком уровне интеллектуального развития такой ребенок без поддержки взрослого может быть практически беспомощен в быту – с трудом ориентируется в новых помещениях, не запоминает дорогу из класса в класс, может уходить из учреждения образования без ведома взрослых и потом не иметь возможности вернуться обратно, может не реагировать на задания педагога классу, поскольку не соотносит их адресность к себе лично как к ученику этого класса, может реагировать неадекватно на обращения других людей. Все эти и другие трудности обусловлены первазивностью аутизма, т. е. всепроникающим характером нарушения развития.

Ребенка с аутистическими нарушениями необходимо постоянно обучать, направлять и предлагать более адекватные варианты реагирования в разнообразных ситуациях. Только человек, постоянно общающийся с таким ребенком и осуществляющий его психолого-педагогическое сопровождение, знающий особенности развития детей с аутизмом, специфику методики работы с ними, сможет помочь и самому ребенку и объяснить другим людям – детям и взрослым, как правильно общаться с таким необычным ребенком, сможет научить его дружить и поможет стать полноправным учеником в школе, участником инклюзивного образования. В каком бы учреждении образования ни обучались дети с аутистическими нарушениями, практически всегда они нуждаются в постоянном психолого-педагогическом индивидуальном сопровождении специалиста, который знает данную категорию детей и сумеет своевременно поддержать и оказать адресную, адекватную помощь конкретному ребенку. Только психолого-педагогическое сопровождение ребенка с аутистическими нарушениями в процессе обучения учителем-дефектологом, специализирующимся на работе с такими детьми,  будет способствовать наиболее качественному формированию способов коммуникации и учебных навыков, поможет обеспечить эффективное включение детей с аутистическими нарушениями в процесс инклюзии, в социум. Однако в настоящее время отсутствуют научно-обоснованные разработки по определению структуры и содержания, а также порядка оказания услуг по психолого-педагогическому сопровождению детей с аутистическими нарушениями в образовательном процессе.

Развернувшееся в Республике Беларусь совершенствование специального образования показало недостаточную подготовленность к принятию детей с аутистическими нарушениями в образовательный процесс. Отсутствие учреждения образования для данной категории детей, отсутствие специалистов по психолого-педагогическому сопровождению детей с аутистическими нарушениями в образовательном процессе, проблемы с адресным научно-методическим оснащением образования лиц с аутистическими нарушениями делают крайне необходимыми разработки в данных направлениях.

Учитывая вышеизложенное, а также выпуск 28 Единого квалификационного справочника должностей служащих, утвержденный постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 28 апреля 2001 г. N 53, и внесенные в него изменения, действующие с 1 ноября 2011 г., предлагаем к обсуждению проект «Квалификационные характеристики и функциональные обязанности учителя-дефектолога (аутистопедагога), осуществляющего сопровождение ребенка с аутистическими нарушениями в образовательном процессе».

 

ПРОЕКТ

1. Должностные обязанности

На учителя-дефектолога (аутистопедагога) возлагаются следующие профессиональные обязанности (дополнительно к обязанностям учителя-дефектолога, обозначенным в выпуске 28 Единого квалификационного справочника должностей служащих):

1.1 Предварительно, до начала учебного года, знакомится с ребенком с аутистическими нарушениями, которого будет курировать (сопровождать), и с его семьей.

1.2 Организует адаптивно-адаптирующую среду в учреждении образования, где будет учиться сопровождаемый ребенок с аутистическими нарушениями:

- создает положительную атмосферу принятия ребенка с аутистическими нарушениями другими детьми и педагогами,  для чего знакомит их с данным нарушением развития; презентует ребенка с аутистическими нарушениями, объясняя его интересы, пристрастия, положительные черты и сильные стороны; разъясняет педагогам и детям класса (группы), как правильно общаться с таким ребенком;

- организует учебное место обучающегося в соответствии с аутистическими потребностями ребенка (отслеживает маркирование зон в помещении учреждения образования, использование расписаний, наличие зоны отдыха для ребенка в виде ширмы, «домика уединения» и др., исходя из потребностей ребенка с аутистическими нарушениями).

1.3 Оказывает ребенку с аутистическими нарушениями ежедневную помощь в соблюдении школьного режима дня и распорядка, сопровождает ребенка при переходе из кабинета в кабинет, в столовую, зал физкультуры, туалет и др. помещения учреждения образования.

1.4 Оказывает ребенку с аутистическими нарушениями ежедневную помощь на уроках (занятиях) – сидя рядом с ним (но не за партой), оказывает наводящую и поддерживающую помощь  ‒ направляет или указывает своей рукой, какое задание нужно выполнить в соответствии с инструкцией педагога класса; повторяет задание, данное учителем всему классу, адресуя его непосредственно ребенку с аутизмом и др.

1.5 Отслеживает поведенческие реакции ребенка с аутистическими нарушениями, помогает ему выстраивать адекватные взаимоотношения с детьми и взрослыми, учит уходить от конфликтов, объясняет другим детям и взрослым специфику поведенческих проявлений ребенка с аутистическими нарушениями.

1.6 Раз в два месяца проводит информационно-разъяснительную работу с педагогическим коллективом учреждения образования, знакомя их с личностными особенностями ребенка с аутистическими нарушениям и спецификой работы с ним.

1.7 В начале и в конце учебного года проводит информационно-разъяснительные встречи с родителями других детей класса (группы) учреждения образования.

1.8 Разрабатывает для персонала учреждения образования памятку единых требований к ребенку с аутистическими нарушениями, исходя из его особенностей и потребностей личностного развития.

1.9 Сопровождает ребенка с аутистическими нарушениями в обязательном порядке все первое полугодие обучения в учреждении образования. Через полгода сопровождения комиссия в составе аутистопедагога, психолога, учителя-дефектолога учреждения образования и родителей дает заключение о необходимости дальнейшего сопровождения либо о последующей самостоятельности ребенка с аутистическими нарушениями в образовательном процессе.

2. Должен знать (дополнительно к требованиям к учителю-дефектологу, обозначенным в выпуске 28 Единого квалификационного справочника должностей служащих):

2.1 Особенности психофизического развития детей с аутистическими нарушениями.

2.2 Методики и технологии оказания коррекционной помощи детям с аутистическими нарушениями.

3. Квалификационные требования:

Высшее образование по профилям «Педагогика», «Педагогика. Профессиональное образование» (направление «Специальное образование») или высшее образование по профилям «Педагогика», «Педагогика. Профессиональное образование» и переподготовка по направлению «Специальное образование» со специализацией по направлению «Коррекционная помощь детям с аутистическими нарушениями».

 

ЛИТЕРАТУРА

1.        Ковалец, И. В. Организация и содержание коррекционно-педагогической помощи детям дошкольного возраста с аутистическими нарушениями: дис. … канд. пед. наук: 13.00.03 / И. В. Ковалец. Минск, 2008. 165 с.

2.    Лещинская, Т. Л. Проблемы интегрированного обучения детей с аутизмом / Т. Л. Лещинская // Интегрированное обучение детей с особенностями психофизического развития: монография / А. Н. Коноплева, Т. Л. Лещинская. Минск, 2003. С. 180–193.

3.      Миненкова, И. Н. Содержание коррекционно-развивающей работы при детском аутизме / И. Н. Миненкова // Специальное образование: традиции и инновации: Материалы II Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 8–9 апреля 2010 г. / Бел. гос. пед. ун-т им. М. Танка; редкол. С. Е. Гайдукевич [и др.]; отв. ред. С. Е. Гайдукевич. Минск: БГПУ, 2010. С. 166–168.