Республика Беларусь

Хитрюк В. В. Барановичи, Беларусь Формирование готовности будущих педагогов к работе в условиях инклюзивного образования: компетентностный подход // Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: Сб. материалов II Международной научно-практической конференции / Отв. ред. Алехина С. В. М.: МГППУ, 2013

Лисовская Т. В. Минск, Беларусь Электронные учебно-методические комплексы для организации процесса обучения детей с интеллектуальной недостаточностью как новое ресурсное обеспечение инклюзивного образования // Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: Сб. материалов II Международной научно-практической конференции / Отв. ред. Алехина С. В. М.: МГППУ, 2013

Ковалец И. В. Минск, Беларусь Подготовка педагогов, сопровождающих детей с аутистическими нарушениями в образовательном процессе // Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: Сб. материалов II Международной научно-практической конференции / Отв. ред. Алехина С. В. М.: МГППУ, 2013

Варенова Т. В. Минск, Беларусь Особенности организации и содержания коррекционных занятий в классах интегрированного обучения и воспитания // Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: Сб. материалов II Международной научно-практической конференции / Отв. ред. Алехина С. В. М.: МГППУ, 2013

Варенова Т.В. Минск, Беларусь Развитие интеграционных процессов в образовательном пространстве Республики Беларусь. // Сб.Инклюзивное образование: методология, практика, технология: Материалы международной научно-практической конференции (20-22 июня 2011, Москва) / Моск. гор. психол.-пед. ун-т; Редкол.: С.В.Алехина и др. – М.: МГППУ, 2011

Елена Бельская Воспитание через сострадание
Подробнее...

Здоровье, как одно из условий полноценной жизни человека, вплетено в систему человеческих ценностей. Здоровье – это сама жизнь с ее радостями, тревогами, творческими взлетами и падениями. Не зря ведь 2008 год объявлен в республике Годом здоровья. А закладывается «фундамент прочности» организма с юных лет. Как должен строиться образовательный процесс, чтобы молодое поколение выросло здоровым? И не только физически. Об этом рассуждает начальник управления образования облисполкома Таиса Данилевич.
— С позиций комплексного подхода понятие «здоровье» рассматривается как социальное, физическое и психическое здоровье.
Социальное здоровье – это система ценностей, установок и мотивов поведения в социальной среде. Исследования показали, что самыми главными ценностями в жизни подростков являются здоровье (36%), семья (35%), дружба (19%), и только для 1% детей — милосердие и помощь людям, в то время как именно эти важные качества формируют социальное здоровье как отдельной личности, так и всего общества. И именно такие качества, как чуткость, способность к состраданию, сочувствию, сопереживанию, взаимопомощи и др., формируются у учащихся через включение (инклюзию) детей с особенностями психофизического развития в среду нормально развивающихся сверстников.
Роль среды в воспитании ребенка трудно переоценить. В.П. Кащенко писал, что «если ненормальная, уродливая среда калечит ребенка, создает неудачников, нервных людей, то среда здоровая, приспособленная к особенностям ребенка и желающая считаться с ним, способна воспитать и перевоспитать его».
— Таиса Ивановна! В последнее время все чаще употребляется термин «инклюзивное образование». В чем суть этого понятия?
— Феномен образовательной интеграции в нашей стране отражает не только мировые тенденции в сфере специального образования, но и его национальную структуру. Инклюзивное образование связано с гуманизацией общества, изменением отношения государства в целом к детям с особыми образовательными потребностями.
Инклюзия — это постоянное и активное привлечение детей с особенностями психофизического развития к обучению в условиях, максимально приближенных к условиям обучения их здоровых сверстников, это процесс, где ценятся все различия и многообразие — с одной стороны, и процесс создания условий для благотворного общения и взаимной дружбы между детьми — с другой.
— В каких формах воплощаются идеи инклюзивного образования?
— Следует прежде всего сказать о том, что, понимая исключительную роль инклюзивного образования, Минский областной исполнительный комитет и управление образования Миноблисполкома проводят постоянную политику, направленную на расширение интеграционных процессов. Количество интегрированных классов в школах области ежегодно увеличивается: если в 2000 году было 908 классов и в них обучалось 1.734 детей, то в 2008 г. – 1.404 класса, в которых обучаются 2.565 детей. Открываются интегрированные группы в детских дошкольных учреждениях, на сегодняшний день их 26. 24 центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, где обучаются и воспитываются 476 детей-инвалидов, часть из которых расположена на территории дошкольных учреждений, что позволяет включить детей-инвалидов в среду нормально развивающихся детей. Но мы понимаем, что важно не только создать такие классы и группы, но и добиться того, чтобы детям было комфортно обучаться в них.
Реализовать идеи инклюзивного образования помогают в том числе и такие формы работы, как областное родительское собрание, которое состоялось в январе 2008 года в г. Борисове, одна из его секций так и называлась «Особый ребенок». Родители детей-инвалидов, принявшие участие в работе секции, отметили, что их включение в решение проблем системы образования имеет для них огромное значение наравне с родителями нормально развивающихся детей. Кроме того, наравне с другими талантливыми детьми из учреждений образования области участницей концерта стала девочка, которая пела песню в инвалидной коляске и которую зал провожал овациями. Одним из направлений работы также является реализация в Минской области проекта «Равный старт», который осуществляется в рамках деятельности международной ассоциации «Step by step» (ISSA) при участии ОО «Белорусская лига родителей и педагогов» «Крок за крокам». Управление образования Миноблисполкома явилось первой государственной структурой, поддержавшей инициативы в области инклюзивного образования. Сегодня 13 центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации области используют методологию «Шаг за шагом». Конкретное внедрение проекта осуществляется в шести начальных школах и шести дошкольных учреждениях области (Борисовский, Солигорский, Слуцкий, Дзержинский, Клецкий и Вилейский районы).
— Какие задачи решает данный проект?
— Я бы назвала четыре основные. Это формирование позитивного общественного мнения по отношению к детям с особенностями психофизического развития и их родителям, чтобы дети чувствовали себя равными членами учебного сообщества. Во-вторых, необходимо обеспечить возможность вовлечения каждого ребенка с особенностями психофизического развития в текущую жизнь класса (группы) и участия в учебной деятельности согласно его интересам, способностям и потребностям. В третьих, создать устойчивую региональную модель включения детей с особенностями психофизического развития и их родителей в жизнь общества, основанную на принципах доступного образования, социальной справедливости, участия и сотрудничества. И, наконец, вовлечь родителей, имеющих детей с особенностями психофизического развития, в деятельность школы и детского сада, помочь найти им пути взаимодействия с другими родителями, специалистами и членами общества.
— Нет сомнения в том, что инклюзивное обучение полезно не только для детей с особыми потребностями, но и для обычных детей, членов их семей и общества в целом. В чем его преимущества?
— Преимущества для нормально развивающихся детей в инклюзивном образовании очевидны: дети учатся толерантно относиться к различиям между людьми, налаживать и поддерживать дружеские отношения с теми, кто от них отличается, учатся сотрудничеству и поддержке. У детей развиваются творческие способности и искреннее сочувствие по отношению к другим, появляется понимание тех трудностей, с которыми сталкиваются люди с ограниченными возможностями, воспитывается чуткость в отношении потребностей других людей, они учатся лучше понимать и принимать различия, узнают, что все люди могут преодолеть существенные сложности и добиться успехов. Увеличивается вероятность того, что дети примут на себя значительную социальную ответственность и обретут большую уверенность в себе.
Преимущества для педагогов также очевидны: они лучше понимают индивидуальные особенности всех учеников, овладевают разнообразными обучающими стратегиями, вырабатывают новое понимание различий между детьми и толерантное отношение к ним, овладевают педагогическими методиками, которые позволяют эффективно способствовать развитию детей с учетом их индивидуальных способностей, учатся смотреть на проблемы их глазами.
Инклюзивное образование приносит также пользу и родителям тех детей, у которых отсутствуют специальные потребности. Они узнают, как семьям, в которых есть «особые» дети, приходится справляться с трудностями, учатся помогать им, что укрепляет местное сообщество, а также предлагают образец такого взаимопонимания и взаимопомощи своим детям.
Хочется подчеркнуть огромную роль родительской общественности в том, чтобы ребенок с особыми потребностями был принят не только в среде детей-инвалидов и их родителей, но и родителями нормально развивающихся детей – ведь в их силах помочь детям научиться сопереживать и помогать тем, кто слабее и нуждается в помощи, относиться к ним как к равным.
Таким образом, инклюзивная школа – это современная школа, которая постоянно находится в процессе совершенствования, в поисках современных подходов в процессе воспитания всех детей. Эта школа помогает создать модель инклюзивного общества, в котором различия между людьми приветствуются, где каждый может внести свой вклад в жизнь общества и помочь его развитию.
Значимость инклюзивного образования в формировании социального здоровья трудно переоценить как для ребенка с особенностями развития, так и для здоровых детей. Нам кажется, что развитие инклюзивного образования влечет за собой целый комплекс серьезных изменений, как во всей системе образования, так и ценностных установках в понимании роли учителя и педагогики вообще, так как инклюзия базируется на определенном комплексе ценностей, что является важным, значимым, правильным и обоснованным в воспитательном и образовательном процессе. Ведь как писал Кант: «Человек может стать человеком только путем воспитания.
Он – то, что делает из него воспитание».

Источник: http://mp.minsk.edu.by/main.aspx?guid=1761

Оказалась ли статья для Вас полезной?

Оказалась ли статья для Вас полезной?