Наш эксперт - Самсонова Елена Валентиновна, руководитель Городского ресурсного центра по инклюзивному образованию г. Москвы.

Многое изменилось в отношении инклюзивного образования за последние годы. Прежде всего - законодательная база. Если мы раньше говорили о каком-то частном опыте, каких-то уникальных площадках, где происходило совместное обучение детей, нормативно развивающихся и с особенностями развития, то сейчас на основе законодательной базы это стало массовой практикой.Я думаю, что еще достаточно времени пройдет, прежде чем это правильно заработает, потому что должны быть механизмы, которые начнут эту практику реализовывать.

Инклюзия – это когда хорошо всем в образовательном пространстве, а для этого надо много усилий приложить. Но обратного хода нет: дети имеют право учиться там, где хотят родители. И все большее число родителей, приводят своих детей в массовые школы и требуют, чтобы создавались условия, благоприятные для их обучения. По закону любая школа должна принимать учеников с ограниченными возможностями здоровья.

Готовность школы – процесс динамический. Появляется такой ребенок – и школа создает условия под этого ребенка, то есть она меняется в зависимости оттого, какие приходят дети. Например, я подготовлю среду для глухих детей, а придет ребенок незрячий. Что делать? По закону, любая ситуация должна разрешаться так, чтобы школа меняла свою среду, подходы и так далее. Если нет пандуса, мы придумываем, как сделать так, чтобы ребенок заехал не только на первый этаж, но и выше. Если нет лифта и старое здание, возможно, мы расположим класс на первом этаже. Каждый раз это не только творчество педагога, но еще и административное творчество.