15 сентября 2015 года в г. Москве стартовал Всероссийский семинар-совещание по обмену опытом лучших практик реализации ФГОС обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной и специальной (коррекционной) школы.

Первый день семинара прошел в здании  Министерства образования и науки РФ. В работе семинара приняли участие 1040 человек. Из них  210 человек работали в зале, а и 830 специалистов участвовали в видеотрансляции мероприятия.

Участниками семинара стали специалисты органов государственной  и муниципальной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования, специалисты психолого-медико-педагогических консилиумов (ПМПк) общеобразовательных организаций, апробирующих ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью; представители институтов дополнительного профессионального образования, представители общественных организаций, решающие проблемы образования обучающихся с ОВЗ из 43 субъектов Российской  Федерации.

Государственную политику реализации федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной и специальной (коррекционной) школы представил на пленарном заседании Сильянов Евгений Александрович, директор Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства образования и науки Российской Федерации.  Академик РАО, д.п.н.,  профессор, директор ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования» Малофеев Николай Николаевич говорил о важности поддержки процесса внедрения стандартов научными организациями, а  к.псх.н., доцент, проректор по инклюзивному образованию ГБОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет Алехина Светлана Владимировна, как основное условие успешности внедрения стандартов, поставила вопрос готовности педагогических кадров.

На двух секционных заседаниях первого дня семинара были выслушаны доклады представителей 7 субъектов Российской Федерации.

Непосредственные разработчики  ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью  - Ильина Светлана Юрьевна, д.п.н., профессор, заведующая кафедрой олигофренопедагогики и Красильникова Ольга Александровна, д.п.н., профессор кафедры сурдопедагогики ФГБОУ ВПО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена» остановились в своих выступлениях на организации образования обучающихся с легкой умственной отсталостью и  обучающихся с нарушением слуха в свете требований ФГОС.

Первый заместитель министра общего и профессионального образования Свердловской области, к.э.н.  Пахомов Алексей Александрович осветил практику работы по апробации и введению федеральных государственных образовательных стандартов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в Свердловской области, Спиридонова Надия Габдуловна, начальник отдела образования Комитета по образованию города Санкт-Петербурга говорила о практике апробации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью.

Региональная специфика апробации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью была представлена в выступлениях Хотько Светланы Валерьевны, заместителя председателя Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области, Марьенкиной Оксаны Владимировны, начальника отдела специального (коррекционного) образования и учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Министерства образования Омской области, Барковской Ларисы Юрьевны, начальника отдела специального, дополнительного, физкультурно-спортивного образования и воспитания Министерства образования Калининградской области, Пушкиной Татьяны Владимировны, ведущего специалиста отдела общего образования Министерства образования Республики Карелия, Морозовой Ирины Викторовны, начальника Управления общего образования Министерства образования Московской области, Ильиной Анной Владимировной, руководителем Центра научно-методического сопровождения обучения детей с особыми образовательными потребностями ГБОУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования». Проректор по учебной работе ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края» Гарднер Валерия Валерьевна в своем выступлении подчеркнула важность комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья при внедрении ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью.