РОЛЬ ТЕХНОЛОГИЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
В РАЗВИТИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Сунько Т. Ю.
Россия, г. Москва, ИПИО МГППУ

 

Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: Сб. материалов II Международной
научно-практической конференции / Отв. ред. Алехина С. В. М.: МГППУ, 2013

 

Технологии психолого-педагогических практики на уровне начального общего образования понимаются как совокупность методов, средств и способов построения процесса психолого-педагогического сопровождения, воспитания, развития и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Начиная с конца шестидесятых годов прошлого столетия педагогическая технология в профессиональном сообществе понимается не только как использование технических средств обучения, но и как выявление принципов, разработка приемов оптимизации образовательного процесса через анализ факторов, повышающих эффективность образовательной деятельности, оценку применяемых методов.

Предметом технологии обучения является создание системы обучения, поэтому педагогические технологии следует рассматривать как технологии учебного процесса.

Применяемые в инклюзивном пространстве на уровне начального общего образования педагогические технологии должны отличаться доступностью и проверяемостью в способах организации учебного процесса, позволяющих достичь диагностично заданных целей обучения.

В настоящее время в педагогической практике широкую известность получили такие технологии, как Дальтон-технологии, здоровьесберегающие технологии, личностно-ориентированные, информационные технологии, модульные технологии, проектные технологии, технологии проблемного обучения, технологии развивающего обучения и другие, инновационные технологии.

В процессе выбора специалистами и учителями массовых школ методов, средств и способов психолого-педагогического сопровождения и построения процесса воспитания, развития и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья при осуществлении индивидуального подхода к образовательному процессу следует обратить внимание на личностно-ориентированные технологии[4. с. 56-58].

К личностно-ориентированные технологиям, используемым для реализации инклюзивного подхода, можно отнести здоровьесберегающие технологии, которые рассматриваются как совокупность принципов, приемов, методов педагогической работы, направленных на сохранение здоровья детей. Затем Дальтон-технологию, направленную на индивидуализацию учебного процесса посредством развития социального опыта обучающегося через овладение навыками сотрудничества, ответственности и самостоятельности. Далее технологии проблемного обучения, направленные на творческое развитие обучающихся: воспитание навыков творческого усвоения и творческого применения знаний и умений при решении учебных проблем, формирование и накопление опыта творческой деятельности, формирование мотивов обучения, социальных, нравственных и познавательных потребностей.

Вместе с тем в образовательном процессе для формирования научной концепции усвоения опыта в предметных областях деятельности педагогами массовых школ в инклюзивной практике могут быть использованы технологии развивающего обучения при особом внимании к личности обучающегося с ограниченными возможностями здоровья и к его особым образовательным потребностям.

С целью предоставления качественной образовательной услуги к образовательным учреждениям, осуществляющим образовательную деятельность в инклюзивном пространстве, предъявляются требования, в том числе и в части обеспечения образовательного процесса специальными условиями. Одно направление по созданию специальных условий включает построение доступной образовательной среды учреждения; другое направление определяет реализацию оптимальных методов, средств и способов построения процесса воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, подбор методического аппарата учебных материалов, технических средств обучения как коллективного, так и индивидуального использования, применение различных форм коррекционных занятий; третье – обеспечивает процесс психолого-педагогического сопровождения «особых детей» междисциплинарной командой специалистов.

Задачами процесса психолого-педагогического сопровождения в условиях инклюзии являются выявление особенностей развития и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, применение индивидуального подхода в образовательном процессе.

К технологиям психолого-педагогического сопровождения различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья относятся технологии, обладающие основными характерными признаками направленности на проектирование процессов сопровождения.

Перечислим существующие технологии психолого-педагогического сопровождения различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья:

1)     технологии проведения междисциплинарных консилиумов специалистов, которые ориентируют на выстраивание приоритетов и определяют стратегию психолого-педагогического, возможно, медицинского сопровождения;

2)        технологии психопрофилактики, подразумевающие работу по предупреждению дезадаптации включаемых детей, создание благоприятного психологического климата в учреждении, осуществление мероприятий по предупреждению и снятию психологической перегрузки;

3)        технологии выявления особенностей развития ребенка, определения его проблем для дальнейшего включения в процесс адекватной абилитации;

4)        технологии психодиагностики, направленные на определение психологической информации о ребенке или группе детей;

5)        различные технологии коррекционно-развивающей работы и при необходимости технологии, обеспечивающие коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию включаемых детей;

6)        технологии психотерапевтической (индивидуальной и групповой) работы с различными участниками образовательного процесса (педагогами, специалистами, родителями, старшеклассниками, администрацией и др.);

7)        технологии работы со всеми участниками образовательных отношений по формированию толерантного отношения к «другому».

Таким образом, применяемые в системе на уровне начального общего образования технологии психолого-педагогической практики позволяют выстроить при осуществлении инклюзивного подхода не только образовательный процесс детей с ограниченными возможностями здоровья в массовых школах, но и определить будущее развитие нашего образования.

 

ЛИТЕРАТУРА

1.     Инклюзивное образование: методология, практика, технология: Материалы Международной научно-практической конференции (20–22 июня 2011). М.: Московский городской психолого-педагогический университет, 2011.

2.     Кларин М. В. Технология обучения: идеал и реальность. Рига: Эксперимент. 1999. 180 с.

3.     Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL: http://минобрнауки.рф/документы/2974.

4.     Якиманская И. С. Технология личностно-ориентированного образования.  М.: Просвещение, 2000. 87 с.