ПРАКТИКА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ЛИЦ
С ОВЗ И ЧЛЕНОВ ИХ СЕМЕЙ (РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
И СТРУКТУРА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАСЕДАНИЙ КЛУБА ОБЩЕНИЯ)

 

Юдин М. Г.
Россия, г. Москва,  ГБОУ ЦПМСС «Открытый Мир»

 

Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: Сб. материалов II Международной
научно-практической конференции / Отв. ред. Алехина С. В. М.: МГППУ, 2013

 

Права лиц с ОВЗ на участие в жизни общества и защита их интересов закреплены федеральным законодательством и рядом подзаконных актов. Но, остается недооцененной область психологических проблем семей лиц с ОВЗ и их потребность в эмоциональной поддержке. Также нет четкого, общепринятого понимания, как ребенка с ОВЗ интегрировать в общество и каким образом обеспечивать включение в процесс социализации. Наши наблюдения и практический опыт показали, что для обеспечения эффективной социализации необходима многоуровневая, многокомпонентная структура сопровождения процесса социально-психологической реабилитации. Специально организованная структура психологической реабилитации лиц с ОВЗ и ее эмоциональная составляющая – являются важнейшими, взаимодополняющими аспектами ресурсного обеспечения процесса психологической реабилитации. 

При появлении ребенка с ОВЗ его семья выпадает из привычной социальной ниши: сокращается привычный круг общения на работе,  ограничиваются или становятся невозможными желаемые формы досуга и т. д. Семья прежде всего начинает испытывать дефицит общения. Эффективной формой работы для решения вышеописанных проблем являются организации клубов общения.

С 2012 г. на базе центра психолого-медико-социального сопровождения «Открытый Мир» города Москвы работает такой клуб. Он предназначен для всех, кому по роду своей профессии или по жизненным обстоятельствам доводится заниматься с детьми, имеющими трудности в различных сферах развития – познавательной, эмоционально-волевой, речевой, двигательной,  а также проблемы в поведении и общении. Также встречи адресованы всем тем, кто заинтересован в личностном развитии и профилактике профессионального и эмоционального «выгорания».

Цели клуба общения:

-     интеграция детей с ОВЗ и членов их семей в общество;

-     реализация комплексного подхода в оказании помощи и обеспечении доступной среды лицам с ОВЗ и их семьям, их социальная адаптация, формирование системы целей и ценностей, способствующих самореализации личности;

-     формирование толерантного  отношения общества к лицам с ОВЗ;

-     помощь специалистам, работающим с данной категорией детей.

-     Основными методологическими принципами деятельности клуба общения являются:

-     принцип системности из семейной терапии (М. Боулиби, А. Черников). Участники клуба и общество, рассматриваются как система, соответственно, изменения в одной части системы влекут за собой изменения во всей системе;

-     принцип деятельностного подхода (А. Леонтьева) – личностный рост участников с ОВЗ и формирование толерантности у участников с нормой развития происходит в целенаправленной деятельности, осуществляемой во время заседаний Клуба общения;

-     принцип конгруэнтности (К. Роджерса) из лично ориентированной терапии – все участники находятся в контакте со своими чувствами и в соответствии эмоциональных и телесных проявлений. Воспринимаются с позиции безоценочности и безусловного приятия, и в позиции – на равных.

Встречи проводятся 1-2 раза в месяц в течение года, от 45 минут – до полутора часов. В зависимости от уровня развития и состояния реабилитантов встречи проходят в малых ‒ 2-3 семьи и другие члены Клуба, или в больших группах ‒ 5-7 семей и другие участники.

Каждая встреча состоит из 3 блоков: психологический блок, творческая мастерская, свободное общение.

Практика определила следующую структуру заседания

5-7 минут: Приветствие. Объявление темы, правил. Процедура знакомства (1-2 динамичных упражнения для снятия напряжения и установления доверительных отношений).

5-7 минут. Упражнение  (психолого-социально-педагогической направленности) для повышение самооценки и личностного роста участников.

10-15 минут Упражнение формирующее, развивающее. Направленное на приобретение знаний, умений навыков адаптивных коммуникаций. Отработка навыков поддержки и повышение самооценки членов группы (за счет комплимента, похвалы  поддержки и др. приемов)

15-30 минут творческая мастерская (совместная деятельность по изготовлению чего-либо своими руками).

5 минут. Подведение итогов. Песня в кругу (закрепление позитива, создание чувства единства и теплой атмосферы). Ритуал прощания (для закрытия ситуации тренинга).

После окончания заседания ‒ свободное общение участников: обмен впечатлениями, обмен адресами, информацией, консультации родителей со специалистами.

Ресурсное обеспечение проведения заседаний Клуба общения:

1.         Выбор координатора всей деятельности.

2.         Разработка положения о деятельности Клуба.

3.         Определение целевой группы, критериев, по которым набирают участников, количество участников, которое можно вовлечь в деятельность Клуба, составление списков участников.

4.         Заполнение листов первичного осмотра (анамнез, диагностика физических и психосоциальных возможностей и потребностей участника, планирование адресной помощи с исключением возможностей вреда).

5.         Определение основных направлений деятельности.

6.         Разработка проекта программы деятельности Клуба (лучше расписать 8–15 занятий составленных по модулям, для возможных вариаций, и занятия составлять в различных уровнях сложности, учитывая возможные ограничения – физические, психосоциальные, интеллектуальные).

7.         Определение ответственных за обзвон участников (очень энерго- и времязатратная работа, потому что дети с ОВЗ часто болеют, имеют большие ограничения по передвижению, часто принимают различных специалистов или проходят различное лечение). Обязателен контрольный звонок за 3-4 часа до занятия, так как их планы могут резко измениться.

8.         Серьезный вопрос – доставка участников с ОВЗ. Лучше иметь свой микроавтобус со специальным подъемником, для инвалидных колясок. При отсутствии автобуса, можно воспользоваться услугами социального такси, но позаботиться об этом нужно заранее, так как необходимо получить специальные талоны. В Москве такая служба существует.

9.         Необходим ответственный за сопровождение: от автобуса до места проведения занятия (помимо водителя), раздевание, сопровождение процедуры убывания (одевание, посадка в автобус, доставка до дома).

10.     Необходима специальная организация пространства для занятий. Начиная с места подъезда транспорта, пандуса для въезда колясок в здание, минимального расстояния и максимально удобного подъезда до помещения, где будут проходить занятия. Лучше на первом этаже, недалеко от входа. Внутри помещения для занятий не должно быть лишних вещей и мебели, должно быть достаточно свободного пространства для перемещения колясок. Рядом должны находиться медицинские помещения, с дежурящими специалистами и специально оборудованные туалетные комнаты. Для первичных занятий, так называемых малых групп – круглый или квадратный стол для удобного расположения 4‒ 10 человек, в том числе 2‒3 колясочника. При больших группах несколько столов. За каждым столом – сектором обязательно должен быть закреплен специалист (соведущий, ответственный за сектор) и 1‒4 помощника, (участники с нормой развития и «гости») которые сопровождают деятельность 1‒3 детей с ОВЗ. Роль ведущего в такой структуре схожа с ролью футбольного судьи во время проведения футбольного матча. От него зависит насыщенность, темп, вовлеченность и интерес к занятию, при этом главными действующими лицами мероприятия являются все участники. Ответственные за сектора решают задачи обеспечения активности и вовлеченности своего сектора в деятельность заседания. Задача помощников отличается конкретной направленностью своего внимания на обеспечение деятельности детей с ОВЗ и членов их семей, буквально персональная ответственность, как персональная опека в футболе защитником нападающего. Такое распределение ответственности позволяет взаимодействовать всем участникам, как единому целому организму, и в тоже время всем участникам уделяется персональное внимание.

11.     Выбор одного главного ведущего. Желательно, чтобы это был педагог-психолог (необходим опыт ведения групп, желателен опыт коррекционно-развивающей деятельности, семейной терапии; желательно музыкальное или театральное образование или хотя бы чувство ритма).

12.     Необходимо заранее подготовить методические и расходные материалы, а также определить ответственного за их раздачу во время занятий или продумать другие варианты обеспечения материалами.

13.     Подготовка бланков удобной формы регистрации участников.

14.     Организация медицинского сопровождения (если потребуется).

15.     Организация музыкального сопровождения.

16.     Подготовка итогового письменного отчета о проведенной деятельности, координации с другими мероприятиями.

17.     Фотовидеоотчет о деятельности.

18.     Подготовка бланков обратной связи.

После посещения заседаний у участников наблюдалось повышение адекватности собственного представления о себе и восприятия других; рост индивидуальной ответственности за достижение личных целей и решение актуальных коммуникативных задач у инвалидов и членов их семей; актуализация индивидуальных ресурсов, психологическая самокоррекция ‒ приближение к состоянию внутренней гармонии и сбалансированности; рост коммуникативной открытости и качества общения; владение навыками конструктивного социального взаимодействия; развитие способностей к адаптации и творчеству; социализация в обществе.

Таким образом, можно констатировать, что психологическая реабилитация лиц с ОВЗ является многоуровневым, многокомпонентным процессом, требующим тщательной подготовки и организации образовательных, социальных, медицинских и др. структур общества.

 Если Ваша организация не обладает необходимыми ресурсами в полном объеме, не опускайте руки. Здесь представлены ресурсы, с необходимостью которых мы столкнулись во время практики проведения подобных заседаний.

Даже если Вы не сможете организовать систему таких занятий, но сможете организовать только несколько занятий или хотя бы одно, – это станет памятным событием для лиц с ОВЗ! Ведь для большинства из них мир ограничивается их семьей, проблемами и видом из окна их жилища. Так подарите им возможность узнать больше! Подарите им частичку Большого Мира!