СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРОЕКТЫ
В ГБУК «ЦЕНТР ДОСУГА И ТВОРЧЕСТВА МОЛОДЕЖИ «РОССИЯ»

 

Простомолотова Т. В., Столярова С. С.
Россия, г. Москва, ГБУК «ЦДиТМ «Россия» Департамента культуры г. Москвы

 

Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: Сб. материалов II Международной
научно-практической конференции / Отв. ред. Алехина С. В. М.: МГППУ, 2013

 

Проблема оказания помощи молодым людям с ограниченными возможностями принадлежит к числу наиболее важных и актуальных, так как рост численности инвалидов выступает в качестве устойчивой тенденции нашего социального развития, и пока нет данных, свидетельствующих о стабилизации положения или об изменении этой тенденции.

Бесспорно, необходима содержательная деятельность, способная дать удовлетворение молодому инвалиду своей значимостью, возможностью проявить себя и внести вклад в решение проблем семьи, постоянным общением с разными людьми, которая относится к области социально-культурной анимационной деятельности.

В Государственном бюджетном учреждении культуры  города Москвы «Центр досуга и творчества молодежи «Россия» Департамента культуры города Москвы создана интеграционная социальная среда, позволяющая успешно социально адаптироваться и интегрировать в общество всем приходящим молодым людям с ограниченными возможностями в здоровье.

Вся деятельность учреждения направлена на оказание помощи и поддержки молодежи с ограниченными возможностями здоровья, их родителям, специалистам учреждений, руководителям и представителям общественных организация, работающих с молодыми людьми с ограниченными возможностями здоровья.

Применяемые в Центре современные технологии социально-культурной анимации предполагают комплексное решение различных проблем личности молодого человека с ограниченными возможностями здоровья, обеспечивая ей возможность самоидентификации как полноправному представителю той или иной социокультурной, досуговой общности, а также условия для включения в образовательные, творческие, оздоровительные и другие виды социально-культурной деятельности.

В социально-культурной анимации решаются задачи обеспечения условий для свободного развития, творческого самовыражения личности и условий для эффективного социального контроля в сфере культуры.

Само понятие «анимация» позволяет, с одной стороны, достаточно точно характеризовать цели социокультурной деятельности, выявлять ее консолидирующий (объединяющий) характер, а с другой — обозначать внутренний аспект взаимоотношений субъектов педагогического процесса (особые способы общения, диалога, наполненного СОучастием, СОчувствием, СОдействием).

В Центре «Россия» разработана единая сформированная модель социально-анимационной работы по адаптации и интеграции в общество молодых инвалидов.

В практику деятельности учреждения внедрены следующие инновационные социокультурные проекты по созданию социально-поддерживающей анимационной сети для молодых людей с инвалидностью:

1.         Театральная студия «Однажды».

2.          «Театр  музыкальных инструментов». 

3.         Студия «Жестовой песни».

4.         Студия жестовой миниатюры «Handei».

5.         Театр сказочного шоу.

6.         Студия «Изразец».

7.         Киноклуб «Открытие».

8.         Студия «Глиняная сказка». 

9.         Гончарная мастерская «Терракота».

10.     Студия росписи по стеклу.

11.     Студии  исторического костюма и бисероплетения «Жар-птица».

12.     Студия изобразительного искусства «Палитра». 

13.     Студия художественных ремесел «Золотой завиток».  

14.   Мультимедиа – студия (Современные компьютерные технологии в адаптации молодых инвалидов).

15.     Клуб  развития «Интеллект» для молодых родителей и их детей.

16.     Студия «Арт-мастерская».  

17.     Клуб спортивного бильярда.

18.     Спортивный клуб «Альтернатива». 

19.     Клуб спортивных игр. 

20.     Студия армреслинга и бодибилдинга.

21.     Лаборатория современных инновационных технологий социокультурного проектирования.

22.     Школа для родителей.

23.     Служба психологической помощи.

24.     Юридическая служба.

25.     Площадка социальных проектов и программ.

26.     Организационно-методическая площадка на базе общественной организации «Образование. Спорт. Реабилитация».

27.     Международный клуб молодых инвалидов «Дружба без границ».

28.     Школа волонтеров.

29.     Школа дистанционного обучения.

30.     Дискуссионный клуб для молодежи «Пространство общения».

Целью экспериментально-методических социокультурных площадок является реализация экспериментальных программ социокультурной анимационной деятельности, направленной на создание условий для социальной интеграции и духовно-нравственного развития молодежи с ограниченными возможностями здоровья.

Особо отметим новые в этом году  культурные проекты:

Киноклуб «Открытие» (с марта 2013 г.). В рамках проекта дискуссионный киноклуб «Открытие…» предполагается совместный просмотр и обсуждение кинокартин, снабженных субтитрами. В программу могут входить как фильмы отечественной классики, так и лучшие ленты последних лет, фильмы-победители фестивалей, просмотр которых из-за отсутствия покадровых текстов недоступен для инвалидов по слуху. Формат и направление кинофильмов предполагается разный, как и тематика. Но особое внимание будет уделено фильмам на тему из жизни инвалидов сегодня, так сказать интеграционных, которые сложно увидеть в прокате даже после побед на кинофорумах.

Дискуссионный клуб для молодежи «Пространство общения» (с февраля 2013 г.). Основной целью дискуссионного клуба является создание молодежной дискуссионной площадки, которая станет трибуной для свободного обмена мнениями по актуальным и злободневным вопросам социальной интеграции людей с ограниченными возможностями здоровья в общество и предоставит возможность вступить в диалог с политическими деятелями, деятелями культуры, искусства и науки, экспертами, лидерами общественных организаций, работающих с молодыми инвалидами, активистами волонтерских движений.

На сегодняшний день в расширенный состав актива этого уникального Дискуссионного клуба входят более 100 творческих, социально неравнодушных юношей и девушек, как с ограничениями в здоровье, так и без ограничений. Возглавил клуб «Пространство общения» депутат ГД ФС РФ, председатель Правления РООИ «Стратегия», видный общественный и политический деятель, человек широких взглядов и активной жизненной позиции, В. А. Крупенников.

Отметим большое социальное значение реализуемой программы «Школа волонтеров». Это социальный проект ГБУ «ЦД и ТМ «Россия» по подготовке и обучению волонтеров, тренеров для волонтеров, направленный на приобретение ими навыков, необходимых для сопровождения людей с ограниченными физическими возможностями, в организации и проведении мероприятий различного формата.

Проект «Школа волонтеров» позволил активизировать участие молодежи в волонтерской деятельности, подготовить собственных волонтеров для проведения мероприятий различного формата.

Цель образовательной программы ‒ активизировать участие молодежи в волонтерской деятельности, расширить знание о милосердии, альтруизме, подготовить новое поколение лидеров  — творческих, инициативных, широких взглядов, уверенных в себе, готовых брать на себя ответственность по работе с молодыми инвалидами, стимулировать обмен опытом между волонтерскими организациями, обучить волонтеров необходимым навыкам.

Центр «Россия» ‒  один из 6 московских волонтерских центров по подготовке волонтеров на Международную универсиаду «Казань ‒ 2013».

В учреждении в сотрудничестве с общественными организациями внедряются и  реализуются социальные проекты:

·       «Школа общественного бизнес-управления» (оказание помощи молодым инвалидам в обретении ими навыков управления в общественной организации, а также бизнес-управления). Проект реализуется совместно с общероссийской общественной организацией «Центр по оказанию помощи молодежи с нарушениями опорно-двигательной системы».

·       «Свободная пирамида» (ежеквартальное проведение открытых командных турниров по бильярдному спорту среди инвалидов при поддержке Московской конфедерации бильярдного спорта).

·       «Компьютер как рабочий инструмент и не только» (повышение уровня компьютерной грамотности у молодых инвалидов). Проект реализуется совместно с общероссийской общественной организацией «Центр по оказанию помощи молодежи с нарушениями опорно-двигательной системы».

·       «Театр музыкальных инструментов» (долгосрочная социальная программа для неслышащей молодежи).

·       «Центр реализации ручных изделий» (Обучение молодых людей с инвалидностью  способам разработок стратегий взаимоотношений между организациями). Проект реализуется совместно с общероссийской общественной организацией «Центр по оказанию помощи молодежи с нарушениями опорно-двигательной системы».

·       «Студия художников ‒ любителей» (в студии изобразительного искусства «Палитра» проводились семинары и мастер-классы для молодых инвалидов).

·         «Молодые инвалиды Москвы – за здоровый образ жизни» (проведение спортивных мероприятий совместно с Региональной общественной организацией «Центр инвалидов «Пеленг», Региональной общественной организацией  «Навигатор», с общественной организацией  «Русь».

·           Инновационный проект «Нравственные посевы» для детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья (совместно с литературно-издательской группой «Нравственные посевы»).

Итак, использование в Центре применяемых инноваций позволяет наиболее полно формировать социальную активность, социальную ответственность, социальную комфортность личности, что способствует высокой социализации молодых людей с ограниченными возможностями здоровья и без ограничений. Деятельный досуг позволяет оптимизировать решение различных вопросов, укрепляет веру в себя, стимулирует жизненный оптимизм, способствует успешному взаимодействию человека с обществом и природой.

Анимационная работа с молодыми инвалидами позволяет создать условия для изменения положения молодого инвалида, преодоления его социально-психологической изолированности и интегрирует его в общество.

Занимаясь в студиях со специалистами, молодые инвалиды овладевают профессиональными навыками, которые в дальнейшем позволяют открыть каждому желающему свое дело по производству керамических сувениров, расписных деревянных изделий, игрушек, подделок из бисера, авторских картин, создавать сайты, выступать на профессиональной сцене, участвовать в концертах и многое другое. То есть позволяет молодым людям с ограниченными возможностями здоровья стать экономически независимыми и свободными.