ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГООБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
С ОСОБЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Полетаева Т. В., Злотник А. В.
Россия, г. Петропавловск-Камчатский,
МБОУ ДОД «Дом детского творчества «Юность»
Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: Сб. материалов II Международной
научно-практической конференции / Отв. ред. Алехина С. В. М.: МГППУ, 2013
Приоритетной задачей современного образования является изменение его содержания и форм организации учебно-воспитательного процесса. Это связано с обновлением государственной политики развития образования, которая отражена в последних нормативных актах и законах.
Одной из важных тенденций государственной политики в области образования является особая забота и внимание к детям с ограниченными возможностями здоровья и их семьям. Обозначена необходимость создания условий «для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условий, в максимальной степени способствующих получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц…» [Закон, ст. 5, п. 5.1. С. 8].
Не так давно вошли в педагогический обиход такие понятия, как «особый» ребенок, «ребенок с ограниченными возможностями» и даже – «особенная семья». Родителям такого ребенка раньше предлагалось поместить его в специализированный интернат или лечебное учреждение. Современный подход в вопросе оказания помощи и поддержки детям с ОВЗ ориентирован на включение их в среду обычных сверстников, что отражает собой реализацию прав детей на получение образования.
Являясь важным звеном многогранного процесса формирования и воспитания личности ребенка, семья сама по себе не может решить непростую задачу включения человека в сложный и противоречивый окружающий мир. Большую роль играет система образования, в том числе дополнительного образования. Оно (дополнительное образование), являясь одним из институтов социализации личности, развивающая среда которого имеет свою специфику, способно создать благоприятные условия оказания помощи и поддержки детям с ограниченными возможностями здоровья и их семьям. Это понимают педагоги Дома детского творчества «Юность», которые включают детей с ОВЗ в учебно-воспитательный процесс.
Когда и как мы начали работу с детьми данной категории? В 2006 году решили собрать информацию о семьях, воспитывающих «особых» детей, проживающих в нашем микрорайоне. Помогли нам соседи – врачи городской детской поликлиники № 2. Педагоги установили контакт с семьями, опросили родителей, узнали об области интересов детей и характере помощи, которая требуется родителям в воспитании и развитии ребенка.
И первые дети потянулись к нам: их было совсем немного. Образовательная среда Дома детского творчества располагает широкими возможностями для реализации интересов каждого ребенка: кто-то любит рисовать, кто-то танцевать, кто-то лепить, а кто-то просто приходит пообщаться. Сегодня 13 детей с ОВЗ систематически посещают разные творческие объединения и участвуют в мероприятиях, которые организуются в ДДТ «Юность».
Педагоги понимают, что практически невозможно «исправить диагноз», привести ребенка к норме, но включить его в социальную среду, научить общаться со сверстниками, развивать творческие способности – все это очень полезно. Ведь если ограждать «особого» ребенка от здоровых детей, у него сужается круг общения, нарушается процесс социальной адаптации и интеграции, сужается обзор окружающего мира (ограничен рамками семьи).
С другой стороны, введение ребенка с ОВЗ в группу детей с нормой развития создает ситуацию с большим потенциалом для воспитания таких духовно-нравственных качеств, как милосердие, доброта, сочувствие, забота о ближнем.
Ситуация успеха для каждого ребенка ‒ приоритетный принцип, который реализуют педагоги ДДТ «Юность» в своей работе.
Большую роль в решении задач психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ОВЗ, играют специалисты социально-психолого-педагогической службы (социальный педагог, педагоги-психологи, педагог дополнительного образования (дефектолог), учитель-логопед) и руководители детских творческих объединений (ИЗО, хореография, бисероплетение, тестопластика и др.)
Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ и его семьи строится по следующим направлениям:
- «Ты знаешь, я рядом». Данное направление связано с созданием интегрированных коллективов (введение ребенка с ОВЗ в группу сверстников с нормой развития). Совместное развитие творческой личности способствует формированию у здоровых детей терпимости к физическим недостаткам «особых» детей, развивает чувство взаимопомощи и стремление к сотрудничеству. Здесь же происходит коррекция отношений всех участников процесса интеграции (детей, педагогов, родителей). Доброта, сострадание, стремление формируют личность здорового сверстника, который сам затем старается повлиять на привычное для многих отношение к миру инвалидов.
- Индивидуальное и надомное обучение направлено на выполнение социального заказа родителей: подготовить ребенка к школе, развить мелкую моторику рук и музыкальные способности, разрешить проблемы социализации.
- Поддержка и развитие творческих способностей. Педагоги ДДТ «Юность» организуют поиск, поддержку, пропаганду талантов в среде ребят с ограниченными возможностями здоровья, предоставляют условия для привлечения детей с ограниченными возможностями к творческой деятельности: участие в фестивалях, концертах, выставках, конкурсах.
- Участие детей и родителей в жизнедеятельности ДДТЮ – посещение мероприятий ДДТЮ. Дом творчества ‒ это та благодатная среда, где может раскрыться талант любого ребенка. Мы привлекаем ребят с ОВЗ к участию в различных мероприятиях. В процессе творческой деятельности совместно с педагогами и родителями ребенок с нарушениями в развитии стремится творить, общаться, делиться своими достижениями со сверстниками и родителями. Расширяются его социальные контакты, преодолеваются психологические барьеры, расширяются возможности взаимопонимания между здоровыми детьми и детьми с ОВЗ. И как следствие, происходит улучшение психологического климата в семье.
- Акция «Особая забота» ‒ ежегодная акция в преддверии новогодних праздников, которая проходит совместно с Городским советом старшеклассников. Мы поздравляем ребят на дому: готовим для них мини-спектакли со сказочными персонажами (Дед Мороз, Снегурочка, Клепа и др.) и вручаем новогодние подарки. Дети тоже готовятся к нашей встрече: учат стихи, песни, разучивают танцы. Кроме этого, дети приходят в Дом творчества на новогоднее представление. Они – благодарные участники и зрители.
- Детско-родительский клуб «Кораблик надежды» ‒ новое направление в нашей работе. Уже при первой встрече поняли, что такое общение нужно не только детям, но и родителям. Сотрудничество с различными структурами – Краевое государственное автономное учреждение социальной защиты «Камчатский центр социальной помощи семье и детям», ОРО «Общество молодых инвалидов Камчатки», Благотворительный фонд «Спаси жизнь», театрально-кинологическая студия «Маленький капитан», ООО «Маленькая страна» и др. – делает встречи интересными и содержательными. Родители могут пообщаться со специалистами данных служб, получить ответы на интересующие их вопросы. Для детей готовится игровая программа, приглашаются артисты-воспитанники ДДТ «Юность» с номерами художественной самодеятельности. Чаепитие, которым обычно завершается встреча, способствует созданию домашней, душевной атмосферы. Частыми гостями мероприятий, проводимых в клубе, являются не только семьи, проживающие в нашем микрорайоне, но и семьи из других районов города.
Дети всегда остаются детьми, каждый родитель хочет, чтобы у его ребенка было счастливое детство. Вместо косых взглядов – открытая улыбка, вместо грубого высмеивания – доброжелательное отношение, вместо одиночества – верные друзья. Такую атмосферу для детей с ОВЗ создают педагоги ДДТ «Юность». Семьи, воспитывающие ребенка с ОВЗ, поучаствовав в одной из встреч или в одном из мероприятий, стараются прийти к нам снова и снова.
ЛИТЕРАТУРА
1. Данилюк, А. Я. Духовно-нравственное воспитание российских школьников / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков [Электронный ресурс]. URL: .
2.Закон «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://минобрнауки.рф.
3. Черепанова, Т. С. Развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями // Дополнительное образование и воспитание. 2011. № 12. С. 7–10.