ВОЗМОЖНОСТИ ИНКЛЮЗИИ В СПОРТЕ:
ИЗ ЛИЧНОЙ ПРАКТИКИ
Петрокович Н. А.
Россия, г. Москва, ИПИО МГППУ
Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: Сб. материалов II Международной
научно-практической конференции / Отв. ред. Алехина С. В. М.: МГППУ, 2013
Чтобы десять человек занимались физкультурой, один из них должен заниматься спортом.
Пьер де Кубертен
Можно ли обучить двигательным действиям, развить физические способности и воспитать личностные качества детей с ОВЗ разных нозологических групп, с разными функциональными нарушениями, особенно опорно-двигательного аппарата, и их здоровых сверстников на совместных уроках физкультуры в инклюзивной школе без ущерба для каждого? Многие специалисты по физической культуре, работающие в образовательных учреждениях, сомневаются в такой возможности, учитывая, что различия детей особенно ярко проявляются именно в двигательной сфере во время целенаправленных двигательных действий. Так, в инклюзивном образовании физическое воспитание и физическая культура могут стать значительно большей проблемой по сравнению с другими школьными предметами. Потребуются значительные изменения программы, организации и содержания урока в соответствии с интересами и возможностями всех детей, обучающихся в одном классе. Однако задачи физического воспитания детей с ОВЗ не могут и не должны свестись только к рекреации, а здоровых детей – к развитию толерантности.
Здесь навряд ли возможен прямой перенос разработок по инклюзии в адаптивной физкультуре, в основном обратный. Например, программа «объединенного спорта» Специальной Олимпиады (Special Olympics) предусматривает для тренировок и соревнований привлечение в спортивные команды здоровых спортсменов в равном количестве со спортсменами, имеющими особенности умственного развития. Спорт инвалидов (как и коррекционные школы) специализируется по нозологиям и не обременен проблемами инклюзии. А в «массовом» спорте наблюдаются странные тенденции дезинтеграции и дискриминации внутри самого инвалидного сообщества. Например, на финальные соревнования по пауэрлифтингу Московской спартакиады «Мир равных возможностей» 2013 года не допускались спортсмены, достигшие высокого спортивного мастерства – члены сборных команд, кандидаты в мастера и мастера спорта не только по данному виду. В этих условиях спортсмены, начинающие и среднего уровня, могли занять призовые места, но они лишались главного в спорте – настоящего соперничества, нацеленности на высокий результат и необходимости интенсивной работы над собой. Тут уж не до включения в здоровое сообщество!
В такой ситуации очень полезным может оказаться успешный практический (в основном стихийный) опыт обычных спортивных секций по включению спортсменов с поражением опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха. Спорт как часть системы дополнительного образования не является обязательным и не имеет таких жестких ограничений, как уроки физического воспитания и физической культуры в общеобразовательном учреждении. Поэтому у него больше возможностей для включения детей и взрослых, имеющих инвалидность, в активные тренировочные занятия в обычной спортивной секции, для наблюдений за ними и разработок соответствующих методик.
Исходя из этого опыта, к факторам, потенциально влияющим на развитие инклюзивных процессов в соревновательном спорте, можно отнести следующее:
1. Желание и осознанный выбор самого человека с инвалидностью.
2. Желание и готовность тренера (часто обусловленные его человечностью и профессионализмом) принять в обычную секцию людей с инвалидностью.
3. Информированность родителей о возможностях спорта не только в комплексной реабилитации, но и в развитии жизненной активности их детей.
4. Наличие специалистов, прошедших соответствующую подготовку или переподготовку для индивидуальной, индивидуально-групповой или групповой работы с этой категорией в условиях обычной спортивной секции.
5. Доступность и оснащенность приспособленным оборудованием.
Иногда для включения будущего спортсмена достаточно его обоснованной мотивации и доброй воли тренера [1].
Так было со мной еще в «доинклюзивные» времена, в начале 90-х годов. Я учился в общеобразовательной школе рядом с домом. У меня ДЦП, и от физкультуры я был освобожден. Хотя, когда класс играл в футбол или в хоккей на школьной площадке, одноклассники меня просили постоять вратарем на воротах. Как-то после уроков увидел ребят в кимоно и заглянул в спортзал посмотреть тренировку по каратэ. Понравилось, и я спросил у тренера, можно ли мне заниматься вместе со всеми. В ответ услышал: «Заходи». Так я сделал первый шаг к своей профессии и активной жизни.
На тренировки ходил втайне от родителей, пока случайно не проговорился, заявив с гордостью: «А сегодня я упал всего три раза!» Они поинтересовались, где я упал, спросили, не мешаю ли я другим ребятам и тренеру, и благословили, получив утвердительный ответ и доверяя мне. В прошлом оба занимались спортом. Их удовлетворила и моя цель – ходить без падений.
С этим тренером я прозанимался каратэ-до Сито-рю 7 лет. Не где-то в уголочке-закуточке, а в зале вместе со всеми, сначала в школьной секции, затем со взрослыми спортсменами. В каратэ много упражнений, недоступных для меня, но тренер постоянно искал и находил то, что заменяло их и было полезно для моего физического развития. Так постепенно я дошел до 6-го кю (зеленый пояс), затем помогал тренировать детей. После школы по своему желанию и совету тренера поступил в МГАФК на тренерский факультет.
Сейчас тренирую студентов, здоровых и с нарушением функций опорно-двигательного аппарата, в смешанной группе в одном из московских клубов по силовым видам спорта. Здесь я много лет занимаюсь сам и на собственном опыте знаю, что такое включение в здоровую среду. В зале в разное время были и другие инвалиды, в том числе с ДЦП. Так что положительный опыт накопился не только у меня, но и у директора, старшего тренера и спортсменов клуба, среди которых есть начинающие и всемирно известные заслуженные мастера спорта. Наверное, поэтому предложенную мной идею по созданию смешанной группы в клубе поддержали безоговорочно.
В этой группе один студент с инвалидностью никогда не занимался ни физкультурой, ни спортом. У него проблемы с координацией. Он подошел ко мне на одном из семинаров со словами «У меня сила есть, воля есть, а силы воли нет, что с этим делать?», и я пригласил его в спортклуб – просто посидеть, посмотреть. А дальше последовали слова «Не получится, так попробую хотя бы». Начали с пустого грифа, постепенно увеличивая вес на штанге, и однажды прозвучало «Мне не страшно», а позже: «Знаешь, я сегодня впервые за всю жизнь почувствовал себя сильным!».
Одновременно с набором физической силы он постепенно включался в социальные отношения. В спортивный зал приходят тренироваться, и там нет специальных волонтеров, тьюторов. Нужно самому видеть и понимать, кого попросить о помощи, подстраховке и т.п. – того, кто уже отзанимался, кто отдыхает, еще не устал, и лучше чередуя их. Нужно благодарить, ведь никто не обязан это делать. Такое понимание пришло к нему не сразу, потому что при дистанционном обучении в вузе привык к опеке. Приходилось подсказывать.
Постепенно менялась мотивация. Посмотрел на сильнейших атлетов (без инвалидности), жмущих свыше 300 кг на Кубке России по пауэрлифтингу, а затем сам впервые выступил среди инвалидов на спартакиаде «Мир равных возможностей» 2013 г., куда не допустили мастеров спорта, и решил, что лучше самому поработать и раскачаться, чем добывать победу такой ценой. Он навряд ли сможет выступать среди здоровых спортсменов, но важно, что их окружение уже не пугает его.
Родители к его затее отнеслись снисходительно: наиграется, тяжело станет – сам бросит. Потом недоуменный вопрос: «Зачем тебе это?» Но вес на штанге – объективный и неоспоримый показатель, и в конце концов отец обещал купить нужное оборудование, чтобы не растерять достигнутое и продолжить занятия на даче. Более того, они впервые оставили его на три недели одного и уехали в отпуск. А это уже результат. Раньше он никогда сам не ходил в магазин, даже за хлебом. Но пользоваться общественным транспортом пока боится.
Вторая студентка с инвалидностью занималась верховой ездой 5 лет, пока не получила травму. После операции решила заниматься с отягощениями для укрепления мышечного корсета и продолжить занятия спортом, но в жиме штанги лежа. Позвонила по объявлению в журнале о наборе в группу. Я изучил все выписки из истории болезни, взвесил все за и против, учел все противопоказания и решил дать человеку шанс. Начали очень осторожно с простых упражнений, проходя периодическое комплексное медицинское обследование. Она втянулась в работу быстро, с большой охотой. И результат не заставил долго ждать. Уже может выступать на соревнованиях окружного и городского уровня. Окружение сильных здоровых спортсменов задает высокую планку, к которой надо и хочется тянуться.
У нее ДЦП, дизартрия и ослабленный слух. Я объяснил ребятам, как следует общаться, чтобы быть понятым и понимать ее при общении. А дальше запущенный механизм заработал самостоятельно. Поэтому особых проблем не возникало. Она позитивный, контактный и вполне самостоятельный человек, быстро схватывающий информацию.
Главное, ей нравится в этой среде. Мама, которая поддерживает ее, говорит: «Вы знаете, она ждет каждой тренировки, а когда входит в зал, становится другим человеком!»
Не удивительно. В среде здоровых и очень сильных людей к ним относятся как к атлетам, членам команды, а не как подопечным или пациентам. Если надо, эти сильные ребята помогут словом, делом, поддержкой – во всех смыслах. Могут подвезти на своих машинах до зала или на соревнования и затем до дома. Могут на соревнованиях подстраховать во время разминки, вывести на помост и проследить за протоколами. Могут по-доброму подшутить, дать житейский совет, обсудить личные проблемы.
На тренировках этим двум студентам с инвалидностью помогают остальные ребята из нашей смешанной группы. Помогают продуктивно ‒ требовательно, критично, стимулируя при выходе на новый вес, подсказывая. Это не мешает им заниматься в обычном режиме по своим индивидуальным тренировочным планам. Хотя в зале помощь может оказать любой спортсмен. Постепенно, находясь вместе, смешанная группа сплачивается, становится одним целым, единым организмом, настоящей командой.
Попутно со спортивными задачами решаются еще социальные, гуманистические, морально-этические, личностные и нравственные. Наверняка эти физически сохранные ребята, тренировавшиеся рядом с инвалидами, да еще под руководством тренера с инвалидностью, не пройдут мимо человека, нуждающегося в помощи, будь то старушка, слепой или инвалид-опорник, не будут шарахаться от человека с невнятной речью, с неустойчивой качающейся походкой, принимая его за пьяницу.
А в целом спорт приучает любого человека к дисциплине, собранности, пунктуальности, у него формируется ряд полезных привычек и стереотипов поведения. Спорт упорядочивает двигательную активность, учит бороться до конца исходя из требований конкретной ситуации, ставить перед собой цели и достигать их.
Крайне важно, что в спорте человек достигает высокого уровня физического развития, который в дальнейшем остается только поддерживать. Полученная система знаний, умений, навыков легко переносится им в обычную жизнь. Сформированное большим спортом мышление и психология победителя помогает побеждать и воспринимать состояние победы, успеха и удачи как норму. Именно поэтому инвалидов следует вовлекать в занятия соревновательным спортом, желательно в здоровой среде физически сохранных, сильных людей.
Что можно рекомендовать, исходя из представленного здесь практического опыта?
Начиная с детского сада, желательно вводить в физкультурные занятия соревновательные элементы и вовлекать в них детей, имеющих те или иные нарушения, например двигательных функций при ДЦП.
В инклюзивной школе на начальном этапе лучше включать детей с одним типом функционального нарушения (например, опорно-двигательного аппарата) в обычные спортивные секции по индивидуальным, а не игровым видам спорта, но только по их желанию. Уроки физкультуры желательно строить на основе сотрудничества с индивидуальным подходом и учетом всех особенностей занимающихся. Например, при включении в подвижные и спортивные игры подбирать ролевые функции исходя из функционального состояния каждого участника (нападающий, защитник, вратарь, судья и др.), а при проведении эстафет соответственно распределять различные задания. Можно использовать упражнения с форой – с разными дозировками, исходными и конечными положениями.
Желательно, чтобы тренеры в спортивных секциях и учителя физической культуры прошли дополнительную подготовку для индивидуальной, индивидуально-групповой или групповой работы с этой категорией учащихся. Лучше, если такие уроки будут проводиться вместе со специалистом по адаптивной физкультуре. Необходимо, чтобы спортивные залы, площадки и оборудование соответствовало условиям доступности.
О том, как можно организовать физкультурно-оздоровительную и спортивную работу в вузе инклюзивного типа, мы уже писали [2].
А в заключение отметим, что совместные занятия физкультурой и спортом не только возможны, но крайне необходимы. Более того, при определенных условиях они могут быть эффективны для физического и личностного развития как детей с ОВЗ, так и здоровых детей. Для этого следует использовать не только урочные, но и всевозможные внеурочные формы занятий. И хочется, чтобы рассматриваемая проблема оказалась в фокусе внимания специалистов инклюзивного образования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Петрокович Н. А. Личностный выбор в условиях выбора / Н. А. Петрокович // Социальная педагогика в России. 2012. № 3. С. 51‒54.
2. Петрокович Н. А. Организация физкультурно-оздоровительной и спортивной работы со студентами с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата в вузе интегрированного типа / Н. А. Петрокович // Здоровьесберегающее образование. 2010. № 5. С. 67‒71.