ОСОБЕННОСТИ УРОКОВ ФИЗИКИ В КЛАССАХ
 С ИНКЛЮЗИВНЫМ ОБУЧЕНИЕМ

 

Попова Е. А.
Россия, г. Москва, ГБОУ ЦО № 1447 

 

Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: Сб. материалов II Международной научно-практической конференции / Отв. ред. Алехина С. В. М.: МГППУ, 2013

 

В нашем Центре образования вместе со здоровыми сверстниками обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья: синдромом Дауна, нарушениями опорно-двигательной системы и другими заболеваниями. Поэтому на уроках физики к этим ученикам необходим индивидуальный подход.

Такие ученики очень плохо выполняют рисунки, чертежи, графики, практически не могут начертить таблицу и заполнить ее, поэтому при оформлении лабораторных работ допускается запись результатов в строчку (без таблицы). Они не могут провести стрелки, фигурные скобки и т.п., обладают низким уровнем математических знаний (уровень 2‒3-го класса коррекционной школы), но владеют калькулятором, что позволяет им успешно справляться с расчетными заданиями. Задачи с переводом единиц в систему СИ использовать в контрольных и самостоятельных работах не рекомендуется. Также они не могут решить задачу в общем виде (свести все решение к одной формуле), а решают по действиям. Некоторые ученики не могут решать задачи, не могут много писать (быстро устают), но хорошо отвечают на теоретические вопросы, могут объяснить причину явления.

 Еще следует обратить внимание на то, что эти ученики имеют проблемы со слухом и зрением, а также отклонения в поведении, поэтому их надо сажать за первую парту.

 Так как все учащиеся имеют разный уровень подготовки, учитель подбирает задание и способ подачи материала строго индивидуально. Но также существуют и общие принципы работы с такими детьми. Перечислим те, которые уже были опробованы и успешно себя зарекомендовали на протяжении трех учебных лет. Это:

-    наглядность (плакаты, презентации, индивидуальные карточки с рисунками, демонстрации, детская энциклопедия);

-    цветные карточки с формулами, определениями, латинскими буквами;

индивидуальные домашние задания (возможно с шаблоном для выполнения);

-        большое  количество опытов на уроке и в качестве домашнего задания;

-        сокращенные контрольные и самостоятельные работы с малым количеством заданий простого уровня;

-        предоставление дополнительного времени для их выполнения;

-        разрешение выполнять их дома или в кабинете дефектолога, где не будет отвлекающих факторов;

-        использование предложений с пропущенными словами и числами;

-        использование листов с упражнениями, которые требуют минимального заполнения;

-        обеспечение учащихся печатными копиями заданий, написанных на доске;

-        предоставление дополнительного времени для завершения задания;

-        предоставление дополнительного времени для сдачи домашнего задания;

-        использование тестов множественного выбора, верного/неверного ответа;

-        подготовка учащихся к перемене вида деятельности;

-        четкость в изложении материала;

-        использование индивидуальной шкалы оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями;

-        акцентирование внимания на хороших оценках;

-        игнорирование незначительных поведенческих нарушений.

  По результатам работы за каждую четверть учебного года  мы составляем таблицу успешности для этих учащихся, в которой отмечаются их достижения.

Рассмотрим примеры заданий, используемых на уроках физики для «инклюзивных» детей. Для них используется крупный шрифт (16).

Физический диктант №2.

(выполняется не на слух, а по данному листу)

 

1.Инерция ‒ это ________________________________________________________________________

 

1.Плотность ‒ это _______________________________________________________________________

 

3.Формула для расчета массы _________________

 

4.Какой буквой обозначается объем _____________

 

5.Какой буквой обозначается плотность ______________

 

6. ρльда=0,9г/см3 . Что означает это число?___________________________________________________

 

Урок 19. Расчет массы и объема тела по его плотности.

Домашнее задание.

1.Прочитать  п.22, разобрать примеры на стр.53.

2.Выучить формулы , где

плотность = масса/объем; объем = масса/плотность; масса = плотность • объем

3.Выучить буквы: m ‒ масса; V ‒ объем; ρ ‒ плотность.

4.Упр. 8 № 2.

Известна масса льдинки 108 граммов, плотность берем из таблицы на странице 51, она равна 0,9 грамма/см3. Делим массу на плотность и получаем объем в см3 (доделай сам(а)).

5.Упр. 8 № 3.

Известен объем бутыли:  5 л = 5 дм3 = 5000 см3, плотность керосина берем из таблицы 3 на странице 51, она равна 0,8 грамма/см3. Умножаем объем на плотность и получаем массу (доделай сам (а)).

6.Задание 5, стр. 54 по учебнику.

Поскольку все дети с какими-либо отклонениями имеют разный уровень психофизического и умственного развития, то программа обучения для такого ребенка будет строго индивидуальна, что предоставляет учителю огромное поле для деятельности. Учитывая общие принципы работы с такими детьми, учитель должен применять различные методы и формы обучения по отношению к каждому конкретному ученику, используя творческий подход и новейшие информационные технологии.