ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА СПЕЦИАЛИСТОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ 
КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Маетная Р. И.
Россия, г. Ростов-на-Дону, ГКОУ РО школа-интернат
II вида № 48

Дорохина А. В.
ГКОУ РО школа-интернат II вида № 48, Ресурсный центр по сопровождению инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья

 

Интегрированное обучение и воспитание занимает особое место в ряду актуальных проблем специального образования. Идеи интеграции становятся все более понятными и притягательными. Процессы, имеющие отношение к образовательной интеграции, стали отражением социально-экономических преобразований в нашей стране.

Согласно Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», новая школа ‒ это школа для всех. В любой школе необходимо обеспечивать успешную социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.

Новая школа – это создание условий для действительного равенства всех детей, включая и тех, кого называют детьми с ограниченными возможностями здоровья, в освоении системы знаний, способов деятельности, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностных отношений, составляющих содержание образования в общеобразовательной школе.

В России с 2011 года реализуется госпрограмма «Доступная среда», которая рассчитана на пять лет. Она направлена на создание в стране безбарьерной среды для детей-инвалидов во всех сферах жизни ‒ образовании, здравоохранении, культуре, социальной защите, спорте и так далее.

Кроме того, уровень современного образования должен соответствовать стратегии социально-экономического развития региона в целях повышения качества жизни человека, что отражено в документе «Стратегия социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года».

В разделе «Модернизация образования» приоритетными условиями развития образования являются:

– расширение возможностей получения детьми с ограниченными возможностями здоровья всех видов образовательных услуг;

– разработка социальных проектов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ограниченными возможностями здоровья;

– расширение спектра программ допрофессиональной трудовой подготовки детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом потребностей рынка труда и сознательного выбора выпускником профессии;

– внедрение эффективных механизмов по вопросам защиты прав и гарантий особых категорий детей.

В связи с этим еще более актуальной становится проблема организации психолого-педагогического сопровождения всеми субъектами инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

Инклюзивный подход предполагает понимание различных образовательных потребностей детей и предоставление услуг в соответствии с этими потребностями через более полное участие в образовательном процессе, привлечение общественности и устранение сегрегации и дискриминации в образовании.

С 2009 года на базе Ресурсного центра по сопровождению инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья реализуется проект «Ресурсный центр как фактор формирования региональной модели психолого-педагогического сопровождения субъектов инклюзивного образования».

Приоритетными направлениями деятельности Ресурсного центра по формированию региональной модели психолого-педагогического сопровождения субъектов инклюзивного образования являются:

1.    Разработка моделей психолого-педагогического сопровождения участников инклюзивного образования.

2.    Поддержка образовательных учреждений, реализующих инклюзивный подход в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья.

3.    Подготовка психолого-педагогических кадров для реализации задач сопровождения инклюзивных процессов в образовании.

Тем не менее в ходе реализации проекта были выявлены и определенные проблемы при внедрении инклюзии:

·      первая и основная проблема ‒ подготовка квалифицированных педагогических кадров. Для осуществления инклюзивного образования необходимы специальная подготовка студентов педагогических вузов и переподготовка учителей, так как традиционное содержание профессионального образования не нацелено на формирование у педагогов массовой школы инклюзивной компетентности;

·      вторая ‒ далеко не у всех педагогов сформирован мотивационный компонент – совокупность мотивов, адекватных целям и задачам инклюзивного образования;

·      третья – отсутствие учебных, информационных, справочных, методических пособий, руководств по формированию инклюзивной образовательной среды;

·      четвертая ‒ отсутствуют программы, в которых предусматривается индивидуальная траектория образования;

·      пятая ‒ не все родители нормально развивающихся детей согласны на совместное обучение своего ребенка с детьми, имеющими проблемы в развитии;

·      шестая – архитектурная недоступность школьных зданий для учащихся, нуждающихся в специальных приспособлениях для их мобильности.

Разрешать эти и другие проблемы нужно одновременно. Однако опыт инклюзивного образования в Европе и уже имеющийся в России показывает, что первостепенной задачей и стратегической целью профессионального образования является формирование инклюзивной компетентности у педагогов как составляющей их профессии.

Говорить о полноценном внедрении инклюзивного образования можно будет говорить только после того, как учителя примут саму идею инклюзии.

Наш опыт внедрения инклюзии показывает, что специалисты органов управления  образованием, учителя далеко не сразу принимают те методы, формы, которые требуются для данного типа обучения. Сначала идет явное или скрытое отрицание, затем ‒ пассивное принятие принципов и идеи инклюзии. Очевидно, что преодоление подобной ситуации возможно лишь при организации систематизированной информационно-методической поддержки специалистов, задействованных в организации и реализации инклюзивного образования. Для разрешения этой проблемы специалисты ресурсного центра запланировали работу в следующих направлениях:

- разработка и сопровождение информационно-методических ресурсов в сфере инклюзивного образования ‒ электронных обучающих средств и баз данных, в том числе через Интернет;

- создание информационной базы по вопросам психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования детей с ОВЗ;

- обеспечение методического сопровождения специалистов, задействованных в организации и реализации инклюзивного образования;

- формирование профессионального сообщества специалистов, задействованных в организации и реализации инклюзивного образования;

-  мониторинг процесса развития инклюзивной компетенции у педагогов региона;

- создание, реализация и сопровождение интерактивных форм методического сопровождения специалистов, обеспечивающих обучение в формате инклюзии.

Развитие инклюзивного образования дает надежду, что каждый ребенок, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, сможет реализовать право на качественное образование в соответствии с его возможностями и потребностями, в результате реализовать свой потенциал и найти свое место в жизни.