ОЦЕНКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
ДЕТСКИХ САДОВ,  РЕАЛИЗУЮЩИХ ИНКЛЮЗИВНУЮ ПРАКТИКУ

 

Самсонова Е. В.
Россия, г. Москва, ИПИО МГППУ

 

Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: Сб. материалов II Международной научно-практической конференции / Отв. ред. Алехина С. В. М.: МГППУ, 2013

 Одним из приоритетных направлений государственной политики России на современном этапе становится инклюзивное образование. В Законе «Об образовании в Российской Федерации» было введено понятие «инклюзивное образование» как обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей  (ст.2 п.27). Поскольку в условиях инклюзивного образования от педагога требуется наличие особых компетенций, то совершенно необходимо создание новой системы подготовки и повышения квалификации педагогов.

Изменение требований к профессии делает актуальной исследовательскую задачу по определению основных структурных компонентов профессиональной компетентности педагога, реализующего инклюзивную практику в ДОУ.

Целью пилотного исследования было изучение сформированности профессионально важных компетенций воспитателей, реализующих инклюзивную практику в дошкольном образовательном учреждении.

Задачи – разработка инструмента оценки профессионально важных компетенций воспитателей, реализующих инклюзивную практику в дошкольном образовательном учреждении, осуществление опроса, анализ и обсуждение данных.

На первом этапе исследования в соответствии с принципами инклюзии и задачами, решаемыми в инклюзивной практике,  были определены профессиональные компетенции воспитателей, реализующих инклюзивную практику.  Компетенции и показатели следующие:

Гностическая компетенция предполагает, что воспитатель знает нормативно-правовые документы, регулирующие инклюзивную практику, психологические теории развития детей, в том числе и детей с ОВЗ, основы специальной педагогики и психологии, основы общей педагогики, основы возрастной и педагогической психологии, методики и технологии обучения и воспитания детей, в том числе и детей с ОВЗ.

Деятельностная компетенция предполагает, что воспитатель

-       определяет  особенности детей с ОВЗ и разрабатывает в составе психолого-медико-педагогического консилиума адаптированную  образовательную программу;

-       определяет педагогические средства достижения образовательных целей и задач (методы, приемы, технологии) в соответствии со спецификой развития детей;

-       определяет предметно-развивающую среду, на базе которой будет происходить решение образовательных задач в соответствии со спецификой развития детей;

-       организует образовательную деятельность в соответствии со спецификой развития детей;

-       осуществляет рефлексию  организованной им образовательной деятельности.

Коммуникативная компетенция предполагает

-       способность  работать в междисциплинарной команде  специалистов для решения задач в области психолого-педагогической деятельности с целью формирования системы позитивных межличностных отношений, психологического климата и организационной культуры в образовательном учреждении;

-       умение организовывать межличностные контакты, общение (в том числе в поликультурной среде) и совместную деятельность детей и взрослых;

-       способность выстраивать  социальное взаимодействие на принципах толерантности и  безоценочности;

-       умение помочь детям в новой ситуации (эмоциональной, поведенческой, когнитивной) в разрешении конфликтов;

-       способность организовать конструктивное взаимодействие с родителями;

-       способность выстроить партнерские отношения с родителями, чтобы обеспечить оптимальную поддержку для удовлетворения потребностей, возникающих у детей в процессе обучения и развития.

Профессиональное развитие предполагает, что воспитатель

-    осуществляет демонстрацию своих занятий и их критическое обсуждение;

-    способен принимать участие в профессиональных дискуссиях и обсуждениях, логически аргументируя свою точку зрения;

-    способен создавать тексты, описывающие собственный опыт работы;

-    участвует  в проектировании и реализации проектов, в том числе исследовательских.

На втором этапе сотрудниками ГРЦ ИПИО МГППУ  было разработано 50 контрольных вопросов по темам, связанным с деятельностью воспитателя, реализующего инклюзивную практику. Темы вопросов соответствовали компетенциям и показателям компетенций.

В результате проведенного пилотного опроса, в котором участвовали  26  воспитателей-слушателей, поступивших на  курсы повышения квалификации «Организация образовательного процесса в инклюзивной группе ДОУ»,  сформированной из воспитателей массовых садов (30% от группы), в которых есть дети с ОВЗ  и садов комбинированного и компенсирующего вида (70% от группы), были получены  следующие результаты.

Обнаружено различие в компетенциях воспитателей детских садов комбинированного и компенсирующего вида и воспитателей массовых детских садов. Большинство воспитателей комбинированных и компенсирующих детских садов знакомы  с основами коррекционной педагогики и специальной психологии, знают специфику работы с детьми с ОВЗ разных категорий, принимают детей с ОВЗ, демонстрируют большую готовность к работе в инклюзивной практике, имеют опыт работы в составе психолого-медико-педагогического консилиума, знают, какими способами организовать образовательную деятельность детей с ОВЗ.

При этом воспитатели детских садов комбинированного вида знают, какие мероприятия надо проводить по коррекции отношений и сплочению всех участников групп.

Большинством опрошенных в вопросах коммуникативной компетентности были даны верные ответы.

На вопросы об особых образовательных потребностях (ООП) детей с ОВЗ воспитатели ответили по-разному: об ООП детей с синдромом Дауна большинство ответов верно, но на вопрос об ООП детей с ментальными нарушениями 50% ответили неверно. На вопросы об ООП детей с детским церебральным параличом и с задержкой психического развития подавляющее большинство ответило верно.  Менее 50% респондентов ответили верно на вопросы, касающиеся ООП детей с нарушениями слуха и аутизма.

О специфике  работы с детьми с кохлеарным имплантом 56% дали неверный ответ, возможно, есть недостаток  информации по этому вопросу. 69% воспитателей не знакомы с методическими приемами в работе с детьми с нарушенным слухом. 62,5% опрошенных не знают, каким образом расширять знания и представления ребенка с ОВЗ об окружающем мире.

На вопросы о работе с детьми с аутистическими расстройствами 87,5% воспитателей ответили верно.

В результате проведенного исследования оказалось возможным разработать инструмент для оценки компетенций воспитателя, реализующего инклюзивную практику, определить разницу в профессиональных компетенциях воспитателей «массовых» детских садов и воспитателей детских садов комбинированного и компенсирующего вида (воспитатели детских садов компенсирующего и комбинированного вида в большей степени, чем воспитатели «массовых» садов, подготовлены к реализации инклюзивной практики), определить комплекс дефицитарных компетенций. Все это позволяет уточнить программы подготовки воспитателей и повысить эффективность обучения воспитателей на курсах повышения квалификации в области инклюзивного образования.