ВНЕДРЕНИЕ ИНКЛЮЗИВНОЙ ПРАКТИКИ В ЦЕНТРЕ ОБРАЗОВАНИЯ  № 1496
В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

 

Карачарова Т. И., Щетковская Л. И., Аверина И. Е.
Россия, г. Москва, ЦО № 1496

 

Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: Сб. материалов II Международной научно-практической конференции / Отв. ред. Алехина С. В. М.: МГППУ, 2013

 

В современных условиях реформирования образования в России, принятием нового закона об образовании, новых ФГОСов, слияния школ и детских садов в Москве ГБОУ Центр образования № 1496  с октября 2012 года в результате слияния с ДОУ № 281 стал участником проекта по развитию инклюзивного образования. В это не простое для системы образования в целом и для каждого конкретного образовательного учреждения в частности время мы пытаемся не просто сохранить самое лучшее из наработанного в прошлые года, а активно развивать и искать новые формы и практические технологии работы. Детский сад № 281 с 2003 года занимался внедрением практики инклюзивного образования, принимал детей с ОВЗ и обеспечивал их поэтапное включение в среду нормативно развивающихся сверстников. После слияния ЦО и ДОУ развитие инклюзии в новом образовательном учреждении вышло на новый этап и обрело новые перспективы. Наше особое внимание в последний год сосредоточено на развитии программ преемственности между ДОУ и школой.

На сегодняшний день в дошкольном отделении ЦО 156 детей, из них 39 – дети с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья). Часть этих детей имеют оформленную инвалидность,  часть ‒ инвалидность не оформляют, но фактически являются инвалидами. Это дети с такими диагнозами, как ДЦП, РДА, синдром Дауна и т. п., без создания для них специальных условий, и, к сожалению, все они не способны к включению в среду нормативно развивающихся сверстников. Такое включение могло бы принести не пользу, а вред и для детей с ОВЗ (их нервная система не выдерживает запредельной стрессогенной нагрузки, являющейся для них в виде 25 детей нормативной группы), и для педагогов-воспитателей,  и для нормативных сверстников, не понимающих защитного негативного поведения детей с ОВЗ, возникающего при перегрузках. Именно поэтому для полноценного, грамотно организованного процесса инклюзии необходимая составляющая – это  команда специалистов сопровождения: учителя-дефектологи, которые знают особенности детей, понимают, как должна быть выстроена педагогическая работа с ними; педагоги-психологи, так как 65% детей с ОВЗ в нашем случае ‒ это дети с нарушениями аутистического спектра, основная проблема которых ‒ коммуникация и поведение, эмоции, а именно это может помочь корректировать и развивать только педагог-психолог. И конечно, большой объем работы у учителей-логопедов, так как частота речевых нарушений у детей с ОВЗ, включенных в инклюзивный процесс Центра образования, ‒  99%, и это не просто звукопроизношение, это системные нарушения речи. В работе с такими детьми зачастую приходится выстраивать систему альтернативной коммуникации, т. е. искать каналы взаимодействия, доступные им (карточки, жесты и др.). Одному воспитателю просто невозможно организовать полноценное включение. Удержать и создать условия для развития команды психолого-педагогического сопровождения в условиях подушевого финансирования ‒ задача не легкая, но без ее решения существование инклюзии в ОУ является фикцией!

В дошкольном блоке ЦО № 1496 работают несколько структурных подразделений:

Группа кратковременного пребывания «Особый ребенок» ‒ 12 часов посещения ребенком с ОВЗ ОУ в неделю. Таких групп 2 ‒ дети с ОВЗ от 3 до 7 лет,  в них по 5‒6 детей. На начальном этапе предполагается гибкий режим посещения группы ‒ от 1 часа 30 минут,  постепенно увеличивая пребывание ребенка до полного 4-часового пребывания в группе. На сентябрь 2013 года планируется открытие еще двух групп кратковременного пребывания, одна из которых рассчитана на работу с детьми 6‒7 лет. С детьми данной группы планируется реализация программы подготовки к школе.

ЦИПР (Центр игровой поддержки ребенка) ‒ для детей от 6 месяцев до 3 лет (включительно). Групповые занятия детско-родительских групп проводятся 3 раза в неделю по 1 часу + консультации родителей. В групповые занятия ЦИПРа включаются дети из подразделения «Лекотека» до 3 лет. что позволяет начинать внедрение инклюзивной практики на самых ранних этапах уже с самого раннего возраста.

Лекотека для детей с ОВЗ от 2 месяцев до 7 лет. Здесь предусмотрены индивидуальные занятия по индивидуальным коррекционно-развивающим программам с психологом, дефектологом, логопедом, кинезиотерапевтом, а также групповые коррекционно-развивающие занятия.

Группа для детей со сложной структурой дефекта (для детей с РАС). Группа полного дня для детей с РАС (имеющих выраженные нарушения поведения) от 3 до 7 лет,  работа в которой выстроена в соответствии с поведенческой терапией (метод АБА). В соответствии с индивидуальными планами для каждого ребенка организуются индивидуальные, групповые и подгрупповые занятия как в самой группе,  так и на других территориях ‒ проводится включение их в групповые физкультурные и музыкальные занятия с детьми инклюзивной группы (с условно нормативным развитием), организованы также гостевые визиты в группы ОУ и проведение совместных праздников. На сентябрь 2013, по многочисленным запросам родителей, планируется открытие еще одной группы для детей с РАС.

Инклюзивная группа. Дети с ОВЗ от 3 до 7 лет оформляются в группу для детей со сложной структурой дефекта (таких групп 2), но направляются в группу комбинированной направленности (т. е. общеразвивающую группу ДОУ).Таких групп 4 ‒ это 10‒15% от количества детей с условно нормативным развитием. На начальных этапах с гибким режимом посещения (на полдня), затем с продлением пребывания ребенка в группе, в зависимости от психологического и физического состояния ребенка с ОВЗ, оцениваемого ПМП, до полного дня. У ребенка сохраняются при этом занятия с дефектологом, психологом, логопедом (при необходимости специалисты сопровождают детей на фронтальных занятиях).

Для включения детей с ОВЗ в среду нормативных сверстников и оказания им коррекционно-развивающей (за годы эксперимента с 2006 по 2012-й г. в присоединенном к ЦО ДОУ № 281) помощи выстроена система поэтапного инклюзивного процесса, которая получила новое развитие и всячески поддерживается руководством ЦО № 1496.

Первая ступень – индивидуальные занятия с детьми с ОВЗ (цикл от 4 до 10 занятий).

Вторая ступень ‒ гостевые визиты в группы ССД, «Особый ребенок», в инклюзивные группы в сопровождении тьютора (социального педагога или дефектолога, логопеда, психолога). Организация совместных подгрупповых занятий (дети с ОВЗ (из ГКП или ССД) или условно нормативным развитием + ребенок из Лекотеки с ОВЗ) с участием нескольких специалистов, групповые коррекционно-развивающие занятия. Включение ребенка с ОВЗ в ГКП «Особый ребенок» и/или группу для детей со сложной структурой дефекта с расстройствами аутистического спектра. Для некоторых, особенно сложных, категорий детей с ОВЗ второй этап включения является завершающим этапом.

Третья ступень – инклюзивная группа. Дети с ОВЗ полностью включены в среду нормативно развивающихся сверстников (сейчас их 9).

Групповые комплексные коррекционно-развивающие занятия, практические авторские технологии, используемые в работе:

- групповые занятия для детей 3‒4 лет, неговорящих (группа по растормаживанию речи);

- групповые занятия для детей 4‒5 лет с нарушениями коммуникативной и регуляторной сфер (по развитию коммуникативных навыков и регуляции поведения);

- групповые занятия по подготовке детей с ОВЗ к школе.

В рамках индивидуальных занятий дефектолога и в группе подготовки к школе используется уникальная технология обучения детей математике «НУМИКОН».

Метод PECS используется с неговорящими детьми, метод Монтессори ‒ в работе с разными категориями детей.

На всех этапах по назначению ПМПк ОУ с детьми работают специалисты: психолог, АБА-терапевт, дефектолог, логопед, кинезиотерапевт, массажист. Регулярно в учреждении проходят ПМПк. В ДО ЦО № 1496 разрабатывается и апробируется коррекционная часть образовательной программы ОУ, реализующего инклюзивную практику.

Работает родительский клуб. Ежемесячно проходят тематические встречи с родителями по интересующим их вопросам развития и воспитания детей. Также по запросам родителей детей с ОВЗ проводятся консультации и тренинги (проблемное поведение, работа над телесными ощущениями и границами собственного тела и т. п.).

Регулярно на базе учреждения организуются практикумы и семинары для слушателей курсов повышения квалификации Института проблем инклюзивного образования МГППУ, педагогических колледжей, Международного института Монтессори-педагогики, а также  мастер-классы для специалистов города. ЦО № 1496 активно сотрудничает с общественными организациями ‒ «Даунсайд Ап», Центр лечебной педагогики.

В ближайших планах на 2013‒2014 гг.:

На базе ДОУ 4 нормативные группы (они все инклюзивные), 2 группы ССД для детей с РАС, 4 ГКП «Особый ребенок», 1 Лекотека, 1 ЦИПР, 2 группы ССД инклюзивные, семейный детский сад.

Планируется проект «Продленка» для детей, посещающих коррекционные школы (прошедших инклюзивные ДОУ) ‒ организация досуговой и коррекционной помощи на базе ЦО № 1496 во второй половине дня, а также совместный проект с располагающейся рядом спортивной школой по организации занятий спортом детей с ОВЗ, посещающих ЦО № 1496.

В ближайших планах с сентября 2013 г. открытие инклюзивного класса. Два выпускника детского сада (дети с РДА с сохранным интеллектом) идут в наш первый инклюзивный класс.

В непростых современных условиях реформирования образования мы ищем различные возможности сохранить самое лучшее из наработок прежних лет, пытаемся найти новые, отвечающие запросам населения и государства формы и методы работы.