РОЛЬ ОКРУЖНОГО РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА «ГОРИЗОНТ» В РАЗВИТИИ ИНКЛЮЗИВНОЙ ПРАКТИКИ
В ЗЕЛЕНОГРАДСКОМ АДМИНИСТРАТИВНОМ ОКРУГЕ ГОРОДА МОСКВЫ
Симонова Н. А.
Россия, г. Москва, Окружной ресурсный центр «Горизонт» ГБ ОУ СОШ НО № 367
Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: Сб. материалов II Международной научно-практической конференции / Отв. ред. Алехина С. В. М.: МГППУ, 2013
В Зеленоградском административном округе Москвы в феврале 2009 года на материально-технической базе ГБ ОУ СОШ НО №367 был создан Окружной ресурсный центр «Горизонт», осуществляющий свою деятельность в соответствии с Уставом школы, собственной инновационной программой и концепцией развития. На основании которых были разработаны положение о центре, внутренние локальные акты и функциональные обязанности сотрудников. Координацию деятельности Центра осуществляет руководство управления образованием Зеленоградского административного округа города Москвы. Специалистами Центра осуществляется модель непрерывной, образовательной вертикали, а это: эффективное сотрудничество всех образовательных учреждений округа: «Детский сад – Школа – послешкольное образование». Данная модель позволяет осуществить на практике системный подход включения детей с особенностями развития в социум, реализовывать преемственность принципов и технологий преподавания, обучающих и развивающих программ, предназначенных как для обычных, так и для «особых» детей.
Ресурсный центр оказывает консультативно-методическую помощь педагогам всех типов образовательных организаций, обучающим и воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья, а также их родителям.
Центр осуществляет свою деятельность в соответствии с законами РФ «Об образовании», «О правах ребенка», «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями» и положением, разработанным руководством школы.
В ходе работы были определены приоритетные задачи:
1. Оказание консультативно-методической помощи по вопросам организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями развития в условиях общего образования.
2. Поиск наиболее эффективных средств и методов обучения детей с ограниченными возможностями в развитии.
3. Совершенствование содержания, форм и методов работы с педагогами общего образования.
4. Развитие научно-методических контактов с соответствующими образовательными организациями города.
Реализация этих и других задач, предусмотренных Положением о ресурсном центре, обеспечивается содержанием деятельности, включающей:
· Изучение отечественного и зарубежного опыта научно-методической работы специальных (коррекционных) образовательных организаций в качестве ресурсных центров.
· Разработку образовательных программ, индивидуальных образовательных маршрутов, методических рекомендаций
· Оказание консультативно-методической помощи.
· Организацию и проведение семинаров, круглых столов по вопросам специальных методов обучения детей с ограниченными возможностями.
· Подготовку опытных педагогов и специалистов для чтения лекций, обмена опытом.
· Консультирование родителей и лиц, их заменяющих, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, с целью вовлечения в коррекционно-воспитательный процесс.
В соответствии с указанными задачами можно выделить следующие основные направления деятельности:
· диагностическое;
· аналитическое;
· организационно-методическое;
· консультативно-просветительское.
Диагностическое направление предполагает осуществление мониторинга изучения успешности протекания процессов инклюзивного обучения. Важно отметить, что мониторинг является комплексной технологией, объединяющей в себе ряд последовательных деятельностей, ориентированных на анализ проблематики. Т. к. мониторинг реализует следующие задачи, а именно:
· получение максимально полной информации, характеризующей какой-либо процесс (например, образовательный);
· предоставление этой информации в наиболее удобном виде пользователям разного уровня;
· структурирование системы психолого-педагогических коррекционных мероприятий, ‒
темами проводимых нашим Центром мониторинговых исследований являются:
· Мониторинг образовательных потребностей детей с ОВЗ.
· Мониторинговое исследование готовности педагога к включению ребенка с ОВЗ в массовое образовательное учреждение.
· Оценка качества инклюзивного процесса в образовательных учреждениях Зеленограда.
Аналитическое направление – это осуществление промежуточного и годового анализа деятельности ресурсного центра, рефлексия научно-методических мероприятий, разработка рекомендаций, программ их реализации.
Консультативно-просветительское ‒ это и обучение специальным умениям и навыкам работы с детьми с ОВЗ с использованием различных форм, внедрение достижений в практику работы с детьми, имеющими проблемы в обучении, изучение современных педагогических технологий. Эта работа выполняется в основном по запросу.
Осуществляется просветительская работа с родителями по вопросам воспитания, обучения и формирования социально-бытовых навыков у детей с ОВЗ. Формы работы с родителями ‒ тематические родительские собрания, индивидуальные консультации, лекции по повышению психологической компетенции родителей.
Опыт работы ресурсного центра свидетельствует, что создание его было актуальным и своевременным, поскольку число обращений за консультациями с каждым годом растет, особенно в последнее время в связи с официальным признанием права школьников с ограниченными возможностями обучаться в условиях массовой общеобразовательной школы.
В ресурсный центр за помощью обращаются не только учителя, но и психологи, социальные педагоги, методисты, администрация учебных заведений. Это свидетельствует о стремлении организовать в общеобразовательной школе квалифицированную помощь ребенку с ограниченными возможностями командой специалистов.
Основным содержанием консультаций является информация по вопросам составления индивидуальных программ обучения для обучающихся в инклюзивном режиме и использования наиболее адекватных приемов, методов и средств обучения. В Центр обращаются:
· По проблемам установления контакта с родителями и оказания им помощи в семейном воспитании детей.
· По способам реализации личностно-ориентированного подхода в образовании и развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.
· По вопросам организации и управления системой коррекционно-развивающего обучения в условиях общеобразовательной школы и информационно-правовой поддержки семей, имеющих детей с особыми потребностями.
Организационно-методическое направление ресурсного центра включает проведение семинаров, конференций, методических фестивалей, мастер-классов, презентаций, подготовку методических рекомендаций, буклетов. На сайте Центра размещается обобщение передового опыта, накопленного за годы работы с этой категорией детей в Зеленограде.
Окружной ресурсный центр инклюзивного образования «Горизонт» работает в тесном сотрудничестве с Городским ресурсным центром, с помощью которого мы проводим организацию курсов повышения квалификации непосредственно в Зеленоградском округе для педагогических работников, а также специалистов, работающих в режиме инклюзивного образования. Нами ведется работа по привлечению к сотрудничеству других партнерских организаций.
Большую роль ресурсный центр играет в профессиональном становлении будущих педагогов-психологов – студентов МГППУ. В течение прохождения учебно-ознакомительной, производственной и научно-исследовательской практики на базе школы студенты под руководством опытных наставников из числа наших специалистов постигают азы и секреты психолого-педагогического мастерства.
В перспективе развития Центра запланирована совместная работа с ЦПМСС «Взаимодействие», Юго-Восточным АО по осуществлению программы «Территория взаимодействия» на базе школы НО № 367.
В работе ресурсного центра четко прослеживается конструктивное взаимодействие не только с образовательными организациями различных типов, но и с ОПМПК, и со службой соцобеспечения Зеленограда.
Таким образом, ресурсный центр сумел зарекомендовать себя в качестве важнейшего звена, позволяющего транслировать огромный опыт обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, накопленный в системе специального образования, в общее образование для создания в нем адекватных условий обучения и развития этих детей.
Подводя итог деятельности ресурсного центра, можно сказать: она востребованна, эффективна, т. к. способствует повышению профессионализма педагогов общего образования и всех специалистов, работающих с этой категорией детей.