РАЗВИТИЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В ГОРОДЕ МОСКВЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Самсонова Е. В.
Россия, г. Москва, ГРЦ ИПИО МГППУ
Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: Сб. материалов II Международной научно-практической конференции / Отв. ред. Алехина С. В. М.: МГППУ, 2013
Система образования в городе Москве за последние годы претерпевает серьезные изменения. На основе принципов открытости, доступности, децентрализации вводятся новые механизмы управления образованием – электронная запись в образовательные учреждения, создание управляющих советов в школе, подушевое финансирование, самостоятельность образовательных учреждений в выборе программ, объединение образовательных учреждений в образовательные комплексы, изменение системы управления на управление качеством образования и создание в связи с этим государственных стандартов и процедур и инструментов оценки качества. Вместе с этим изменяются и условия образования детей с ОВЗ. Наряду с системой специального образования под влиянием, с одной стороны, мировых тенденций и государственной политики, а с другой стороны, родительских предпочтений, в Москве активно развивается практика инклюзивного образования – практика совместного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с инвалидностью в общеобразовательных учреждениях.
Для развития инклюзивного образования в Москве принят Закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве» от 28 апреля 2010 г. № 16, разработана Стратегия развития инклюзивного образования в городе Москве. Решением Коллегии Департамента образования города Москвы от 10 июня 2010 года для реализации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в 2010‒2011 учебном году определены 186 образовательных учреждений (91 ‒ ДОУ и 95 ‒ СОШ). В 10 округах Москвы созданы и функционируют окружные ресурсные центры по развитию инклюзивного образования, позволяющие систематизировать опыт работы, транслировать систему инклюзивного образования в округе и развивать сетевое взаимодействие образовательных учреждений, реализующих инклюзивную практику. В структуре Московского городского психолого-педагогического университета созданы Институт проблем инклюзивного образования и Городской ресурсный центр по развитию инклюзивного образования. В округах создано положение и функционирует Окружной совет по инклюзивному образованию, советы по инклюзии созданы в образовательных учреждениях, реализующих инклюзивную практику, создана схема взаимодействия управления образованием, окружных ресурсных центров, ОМНЦ, ОУ.
Современные тенденции, меняющие существенным образом систему образования, управление образованием, с необходимостью требуют изменения системы ресурсного обеспечения процессов инклюзии в образовании. Сегодня можно говорить о том, что не только отдельные учреждения, назначенные приказами окружных Управлений образования, могут принимать детей с ОВЗ, но любое образовательное учреждение в соответствии с законодательством обязано это делать. Таким образом, инклюзивное образование от экспериментального этапа своего развития становится массовой практикой.
Направленность образовательного учреждения на потребителя образовательных услуг, т.е. на детей и их родителей, приводит к тому, что руководство образовательного учреждения, ориентируясь на контингент потребителей и государственный стандарт, должно создать все необходимые условия доступного качественного образования всем без исключения детям, пришедшим в образовательное учреждение. В этой ситуации образовательное учреждение может столкнуться с целым рядом проблем и дефицитов:
- с отсутствием специалистов психолого-педагогического сопровождения (логопедов, дефектологов, психологов, медицинских работников, специалистов по доп. образованию);
- с недостаточной профессиональной подготовкой кадров, их некомпетентностью в области образования детей с ОВЗ;
- с отсутствием необходимого материально-технического обеспечения для образования детей с ОВЗ;
- с отсутствием основ инклюзивной культуры;
- с неразработанностью коррекционных программ, отсутствием механизмов разработки и реализации адаптированных образовательных программ;
- с отсутствием технологий взаимодействия с родителями;
- с отсутствием механизмов управления инклюзивными процессами (в том числе отсутствием функционала координатора по инклюзии).
Эти и другие проблемы могут быть разрешены образовательным учреждением посредством заключения договора с ресурсным центром по развитию инклюзивного образования окружного и городского уровня. В связи с этим изменяется позиция ресурсных центров по развитию инклюзивного образования. От сопровождения отдельных немногочисленных образовательных учреждений ресурсные центры должны перестроиться на сопровождение инклюзивного образовательного процесса в тех образовательных учреждениях, в которые приходят дети с ОВЗ. Образовательные учреждения могут обратиться к ресурсному центру со следующими запросами:
· Определение особых образовательных потребностей детей с ОВЗ и специальных образовательных условий, необходимых для совместного образования в образовательном учреждении детей с ОВЗ и их нормативно развивающихся сверстников.
· Определение дефицитов и ресурсов и формулирование целей и механизмов преодоления этих дефицитов и использования имеющихся в образовательном учреждении ресурсов.
· Помощь ОУ в разработке программы деятельности по обеспечению качественных условий образования для всех без исключения детей.
· Разработка совместно с коллективом ОУ процедур контроля в соответствии со стандартами и запросами учащихся и родителей и программирования процессов решения выявленных проблем.
· Организация психолого-педагогического сопровождения инклюзивных процессов в соответствии в образовательном учреждении, в том числе проведение психолого-педагогического обследования детей с целью определения особых образовательных потребностей, разработка адекватных этим потребностям специальных образовательных условий, разработка адаптированных образовательных программ, проведение коррекционных занятий, проведение консультаций, обучающих семинаров, тренингов для педагогического коллектива и родителей.
Реализация этих запросов требует научно-методических разработок для развития инклюзивного образования и может быть обеспечена научными и методическими ресурсами городского уровня с привлечением научных и методических коллективов.
Так, в 2012 году сотрудниками Городского ресурсного центра по развитию инклюзивного образования Института проблем инклюзивного образования МГППУ с привлечением ведущих экспертов в области специального и инклюзивного образования разработаны Пакеты специальных условий образования 4 категорий детей с ОВЗ (с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, эмоционально-волевой сферы), разработаны методические рекомендации для руководителей, специалистов и учителей, реализующих инклюзивную практику, разработано мониторинговое исследование, позволяющее образовательному учреждению оценить наличие специальных образовательных условий для детей с ОВЗ.
Практически все аспекты инклюзивного образования от кадрового и учебно-методического обеспечения до технического оснащения образовательных учреждений нуждаются в конкретных разработках и внедрении в практику. В то же время в нашей стране создана устойчивая и неоднократно показавшая свою эффективность система специального образования. Специальное образование является одним из основных ресурсов для инклюзивного образования. Таким образом, имеющаяся в настоящий момент проблема дефицита научно-методического обеспечения развития инклюзивных процессов в образовании, дефицита кадрового обеспечения может быть разрешена посредством разработки механизмов взаимодействия образовательных учреждений, включенных в общую и специальную системы образования и на их основе создания сетевой инфраструктуры ресурсного обеспечения инклюзивного процесса в общеобразовательных учреждениях города Москвы. Для решения этой задачи в 2013 году в Москве при объединении усилий Московского городского психолого-педагогического университета и Московского городского педагогического университета начала функционировать Городская инновационная площадка по теме «Организация сетевой инфраструктуры ресурсного обеспечения инклюзивного процесса в образованных учреждениях города Москвы».
Результатами работы инновационной площадки, в качестве участников которой приглашены учреждения сети специальных (коррекционных) школ, психолого-медико-педагогические центры, образовательные учреждения, должны стать:
· Реализованная на практике модель сетевой инфраструктуры ресурсного обеспечения образовательных учреждений, реализующих инклюзивную практику.
· Реализованные на практике механизмы сетевого взаимодействия специальных (коррекционных) образовательных учреждений, психолого-медико-педагогических центров и образовательных учреждений для ресурсного обеспечения инклюзивного процесса в образовательных учреждениях.
· Технологии ресурсного обеспечения инклюзивной практики, реализуемой в образовательных учреждениях города Москвы.