ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ  МОНИТОРИНГ ПМПК ДЕТЕЙ С ОВЗ
И ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В РАМКАХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В НЕРЮНГРИНСКОМ РАЙОНЕ РС(Я)

 

Кобазова Ю. В.

Саха (Якутия), г. Нерюнгри, ПМПК Нерюнгринского района,
ПиМНО ТИ(ф) ГОАУ ВПО СВФУ им. М. К. Амосова

 

Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: Сб. материалов II Международной научно-практической конференции / Отв. ред. Алехина С. В. М.: МГППУ, 2013

 

 Министр образования Республики Саха (Якутия) А.С. Владимиров в докладе «Ценностные ориентиры модернизации общего образования» выделил следующие ближайшие задачи инклюзивного образования в РС(Я): открытие на базе  специальных (коррекционных) образовательных учреждений консультационные пункты для учителей общеобразовательных учреждений; развитие вариативных  форм дополнительного образования детей; создание условий для социализации детей с ограниченными возможностями здоровья с внедрением их в среду здоровых сверстников.

По данным Министерства образования РС(Я) в 2012 учебном году в Якутии насчитывается 252 841 детей, из них обучается 136 219 детей, в том числе 6168 инвалидов, из них 2741 обучается в массовых школах (44,5%). Существует дифференцированная сеть специализированных образовательных учреждений, непосредственно предназначенных для организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Она включает в себя, прежде всего, дошкольные образовательные учреждения комбинированного вида, их в республике – 82, в них воспитанников с ограниченными возможностями здоровья -1047, специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья,  которых  в республике 23, в них обучающихся – 2112.

Инклюзивное образование  определяется как процесс интеграции, подразумевающий доступность образования для всех и создание образовательного пространства, соответствующего различным потребностям всех детей.  Инклюзивное образование – подход, который стремится развить методологию, в центре которого находится ребенок  и его разнообразные образовательные потребности [2].  Действующее законодательство позволяет организовывать обучение и воспитание детей с инвалидностью в обычных дошкольных образовательных учреждениях, образовательных учреждениях общего типа [1] . По Якутии число детей – инвалидов, обучающихся и воспитывающихся совместно со здоровыми сверстниками – 2478. Из них детей с нарушением зрения – 155, с нарушением слуха – 113, с нарушением речи – 99, с нарушением опорно-двигательного аппарата – 459, с другими заболеваниями – 2135.

Мероприятия по поддержке детей-инвалидов, детей с особыми образовательными потребностями нашли свое отражение в реализации Республиканской целевой программы «Развитие образования  Республики Саха (Якутия) на оды». В рамках программы укрепляется материально-техническая база коррекционных образовательных учреждений (ежегодно 8 – 10 учреждений), поддерживается деятельность по развитию дистанционных методов обучения детей-инвалидов. В дистанционной форме в РС(Я) получают дополнительное образование 235 детей-инвалидов (всего детей-инвалидов, обучающихся на дому – 784). В рамках реализации этого проекта в целях развития инклюзивного образования, планируется формирование сети базовых общеобразовательных школ (в конце 2016 года – 66 базовых школ), создание ресурсных центров, развитие дистанционного образования для детей-инвалидов (по 50 – 25 детей ежегодно).

В Нерюнгринском районе в 2012‒2013 учебном году обучается 13466 детей, из них 715 с ОВЗ и детей инвалидов. В группу школьников с ограниченными возможностями здоровья входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы; с задержкой  и комплексными нарушениями развития. В дошкольных учреждениях воспитывается – 4013 детей, из них 335 детей с ОВЗ. В общеобразовательных школах обучаются 9453 ребенка, из них– 380 детей с ОВЗ. Проходят обучение на дому 37 детей, не обучаются по медицинским показателям 5 человек. Дети инвалиды, обучающиеся в обычных классах ОУ, составляют 92 человека. В ДОУ воспитывается 13 детей инвалидов.

С целью изучения готовности к внедрению и реализации  инклюзивного образования в ОУ и ДОУ Нерюнгринского района нами проанализированы основные факторы, способствующие реализации инклюзивного образования: нормативно-правовое обеспечение инклюзивного образования в ОУ, общая характеристика учащихся с ОВЗ в ОУ.

В ОУ и ДОУ Нерюнгринского района обеспеченность специалистами ПМП(к) (психологом, социальным педагогом, логопедом, дефектологом) на достаточно высоком уровне. В 83% школ и ДОУ присутствуют психологи, логопеды, социальные педагоги. В школах нет тьюторов. Следует отметить недостаточную обеспеченность специалистами-дефектологами, логопедами, ощущается нехватка педагогов с профильным дефектологическим образованием – тифлопедагогов, сурдопедагогов, также недостаточно врачей и специалистов ЛФК.

В процессе анализа выявлена готовности к реализации  инклюзивного образования в ОУ и ДОУ Нерюнгринского района проблема отсутствия нормативно-правового обеспечения инклюзивного образования в ОУ и ДОУ Нерюнгринского района. В уставы ОУ и ДОУ не внесены дополнения, не разработаны соответствующие положение реализации инклюзивного образования, функциональных и должностных обязанностях и правах специалистов в рамках инклюзивного образования.

В процессе интеграции и реализации инклюзивного образования дети инвалиды и дети с ОВЗ проходят ПМПК. Специалисты ПМПК оценивают  возможность включения ребенка в инклюзивную среду ОУ, определяют форму инклюзивного образования, оптимальный уровень включения ребенка с ОВЗ в среду обычных сверстников, условия и сроки включения ребенка в среду ОУ, отслеживают динамику обучения и уровня социальной адаптации в процессе интеграции (инклюзии) в образовательное учреждение.

Специалистами ПМПК проведена диагностика эмоционально-личностной сферы и уровня социализации детей с ОГВЗ, общая оценка психологического климата в детских коллективах. Проведено психологическое обследование 135 детей инвалидов и детей с ОВЗ в возрасте от 7 до 16 лет, обучающихся в общеобразовательных школах  Нерюнгринского района.  Дети с ограниченными возможностями здоровья – 107 детей, 28 детей инвалидов.  Также в исследовании принимали участие 235 детей без ограниченных возможностей здоровья в возрасте от 7 до 16 лет. 

В ходе разработанного психолого-педагогического мониторинга нами отслеживаются адаптация, самооценка обучающихся,  уровень тревожности, агрессии, фрустрации, ригидности, cоциально-психологический климат в классном коллективе, в образовательном учреждении. Уровень адаптации, самооценки обучающихся с ОГВЗ, детей-инвалидов нами изучался с помощью следующих методик: социально ‒  психологической адаптации (К. Роджерса и Р. Даймона); опросник самоактуализации (тест САМОАЛ) (Э. Шостром); методика «Коммуникативные и организаторские способности (В. В. Синявский, Б. А. Федоришин); исследование самооценки  по методике Дембо ‒ Рубинштейн (в модификации А. М. Прихожан); исследование самооценки (модификация методики С. А. Будасси).

Уровень самооценки обучающихся детей с ОВЗ и детей инвалидов значительно не отличается. Низкий уровень самооценки отмечается у  29% детей с ОВЗ и детей инвалидов. Самооценка у детей с ОВЗ в 1‒4 классах выше, чем в 8‒9 классах. Высокий уровень самооценки отмечается у 22 %  опрошенных обучающихся с ОВЗ. Таким образом, у детей инвалидов и детей с ОВЗ обучающихся в общеобразовательных классах преобладает средний уровень самооценки (49%).

Тревожность, агрессия, фрустрация, ригидность изучалась с помощью методик: «Самооценка психических состояний» (САН), тест школьной тревожности Филипса; шкала  личностной тревожности (А. М. Прихожан).  Высокий уровень агрессии выявлен у 36% детей с ОВЗ. У обучающихся, без ограниченных возможностей здоровья (в обычных классах) высокий и выше среднего уровень агрессии отмечается у 27% детей. Уровень ригидности и фрустрации подтверждает данные изучения уровня тревожности. Высокий уровень фрустрации выявлен  у  35% детей с ОВЗ.  Уровень ситуативной тревожности выше у детей с ОВЗ (в среднем 38%), чем у детей  без ОВЗ, обучающихся в обычных классах (10%). Высокий уровень личностной тревожности выявлен у 70% детей с ОВЗ, низкого уровня личностной тревожности не выявлено. 

            Высокий уровень школьной тревожности отмечается у 45% обучающихся с ОВЗ и детей инвалидов обучающихся в обычных классах. Низкий уровень выявлен у 21% детей, средний у 34% школьников. Выявлен страх перед проверкой знаний, страх не соответствовать ожиданиям окружающих, переживание социального стресса, неудовлетворенность в потребности достижения успеха.

При оценке социально-психологического климата в классном коллективе использована социометрия (Дж. Морено), опросник «Индикаторы инклюзивного образования»,  анкета «Психологический комфорт и эмоциональное состояние в школе».  Дети с ОВЗ в классных коллективах чувствуют себя принятыми, только 8% детей входят в «группу риска» имели социометрический статус отвергаемые. В целом у 78% детей с ОВЗ в старших классах диагностируется средний и выше среднего уровень адаптации, тогда как в начальных классах только 64% диагностирует средний и выше среднего уровень социально – психологической адаптации. В среднем низкий уровень адаптации выявлен у 22% детей с ОВЗ.  

Данные исследования подтверждают психологические  особенности детей с ОВЗ выделенные Д. И. Кича: страдание от острого дефицита общения со сверстниками; сложность принятия изменяющегося под воздействием заболевания или калечащего тело лечения образа «физического Я»; переживание ощущения собственной социальной заброшенности, незащищенности, общественного пренебрежения [3]. Подводя итоги проведенного ис­следования, можно сделать выводы, что на данном этапе развития инклюзивного образования в Нерюнгринском районе у детей с ОВЗ и детей инвалидов обнару­живаются эмоционально личностные проблемы, которые не могут не влиять на адаптацию и социализацию детей с ОВЗ и детей инвалидов в ходе инклюзивного обучения. 

Таким образом, в ходе реализации инклюзивного образования  в Нерюнгринском районе РС(Я) выявлены следующие трудности: отсутствие нормативно-правового обеспечения инклюзивного образования в ОУ и ДОУ Нерюнгринского района; трудности восприятия  детей инвалидов, детей с ОВЗ, не всегда адекватное восприятие детьми сверстников с ОВЗ; недостаточный уровень социально ‒ психологической адаптации детей с ОВЗ и детей инвалидов в общеобразовательных классах.

Полученные результаты исследо­вания могут стать основа­нием для разработки программ психо­логического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей инвалидов в процессе реализации инклюзивного образования в прак­тику общеобразовательных учрежде­ний Нерюнгринского района.

 

ЛИТЕРАТУРА

1.        Алехина, С. В., Зарецкий, В. К. Инклюзивный подход в образовании в контексте проектной инициативы «Наша новая школа»: Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции «Психолого-педагогическое обеспечение Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».  М.: МГППУ, 2010.

2.        Малофеев, Н. Н. Психолого-педагогическая коррекция в условиях интегрированного (инклюзивного) образования на основе зарубежного опыта. М.: ИКП РАО, 2007.

Кича, Д. И. Здоровье и потребности семьи в медико-социальной помощи. М., 1993. 67 с.