Президент России Владимир Путин подписал закон "Об образовании в РФ". Документ размещен на официальном портале правовой информации
Закон вступил в силу с 1 января 2013 года. Он должен заменить законы "Об образовании" 1992 года и "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" 1996 года.
В законопроекте появились новые важные понятия, связанные с возможностью получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья (ст. 2 «Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе»):
16) обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий;
23) индивидуальный учебный план – учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося;
27) инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
28) адаптированная образовательная программа – образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц;
Кроме этого, п. 5 ст. 5 «Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации» гласит:
5. В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления:
1) создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья;
В ближайшее время сотрудниками ИПИО МГППУ будет проведен подробный анализ Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ) в части получение образования лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Материалы будут опубликованы на сайтах http://www.inclusive-edu.ru/ и http://edu-open.ru/.