Молдова

Основные направления инклюзивного образования в Республике Молдова

Изменения, происходящие в Республике Молдова, вызвали необходимость обоснования новой образовательной политики и разработки четкой юридической базы, которые способствовали бы продвижению реформ. Реформа обязательного образования, являясь приоритетной для всей системы образования, имела целью следующее:
•    обеспечение качественного образования  актуального современным требованиям;
•    необходимость согласования образовательной системы Республики Молдова с европейскими образовательными системами.
Нормативная и юридическая база Республики Молдова, регламентирующая функционирование действующей системы образования, в полной мере соответствует Хартии ООН, Всемирной Декларации Прав Человека, Конвенции о Правах Ребенка. Нормативные акты, утвержденные компетентными органами, содержат четкие положения, обеспечивающие доступность всеобщего качественного образования для всех детей вне зависимости от пола, социального, этнического происхождения, религиозной и культурной принадлежности и родного языка, особых потребностей в образовании.
Основные направления инклюзивного образования в Республике Молдова имеют в своей основе консолидацию политик в отношении продвижения и развития социальных и интегрированных услуг для социально уязвимых семей и детей, находящихся в условиях риска.

Национальная политика:
-    Национальный План Действий по осуществлению Национальной Стратегии “Образование для всех” (2004-2008);
-    Программа по модернизации системы образования на оды;
-    Стратегия и Национальный план действий сообщества по поддержке детей, находящихся в трудном положении на оды;
-    Стратегия и Национальный план действий по осуществлению резиденциальной реформы по уходу за ребенком на оды;
-    Национальный План развития страны на период оды (а именно отдельный раздел «Социальная интеграция»);
-    Концепция Инклюзивного Образования (Проект).

 

Дети с особыми образовательными потребностями (ограниченными возможностями)

Официальные документы Республики Молдова предусматривают доступность качественного образования  для детей с особыми образовательными потребностями (ограниченными возможностями).
Образование детей с особыми образовательными потребностями (ограниченными возможностями) в средней общеобразовательной школе затруднителен. На данный момент  общеобразовательная и специальная системы образования разобщены между собой по ряду причин:
- недостаточная подготовка дидактического персонала в данной области,
- недостаточность согласования и сотрудничества в работе структур, гарантирующих уважение прав ребенка (на образование, здоровье, социальную помощь, трудоустройство и т. д.).
Социальная помощь, оказываемая в резиденциальных вспомогательных учреждениях, направлена на удовлетворение первичных базовых потребностей (потребности в еде, жилье, одежде). В специальных (вспомогательных) школах обучаются и получают уход умственно отсталые дети, которые происходят из неблагополучных семей, дети, оставшиеся без родительской опеки, брошенные дети.
    Согласно данным Министерства Образования и Молодежи на 1 мaя 2009 года в 27 вспомогательных школах-интернатах было размещено 2991 детей. Большинство детей (90,37%) временно - брошенные детей. Анализ данных о причинах институционализации детей выявил тот факт, что в большинстве случаев (91,29%) дети приходят в интернат из семей и только в 8,71% случаев из других социальных сред.
Главная причина помещения ребенка в специальное вспомогательное учреждение, - это его особые образовательные потребности, вызванные умственной отсталостью. Финансовые проблемы, с которыми сталкиваются семьи этих детей, вынуждают родителей отдавать детей в специальные вспомогательные учреждения. Решение о помещении ребенка в специальное вспомогательное учреждение принимается на основании заключения медико-психо-педагогической районной комиссии. Постоянный и комплексный осмотр детей с ограниченными умственными способностями специалистами в области детской психологии и педагогики является одним из условий возврата ребенка в среду, соответствующую его психофизиологическим характеристикам.
Также отметим, что взаимоотношения вспомогательных школ и семей имеют эпизодический характер, в школах не анализируется социальное и материальное положение семей с целью интеграции детей в систему общего образования. В данных учреждениях отсутствуют социальные педагоги, социальные работники, необходимые для осуществления  этой работы.
Итак, на данный момент можем констатировать не подлинную интеграцию детей с особыми образовательными потребностями в школьные коллективы, а факт посещения некоторого числа детей с ограниченными возможностями ряда школ, оговоренных предварительно.

 

Решения:

-    Изменение менталитета и отношения к проблеме.
-    Создание и развитие службы, сосредоточенной на детях с особыми потребностями с учетом индивидуальных отличий:
-    восстановление посредством обучения;
-    восстановление посредством психотерапии;
-    восстановление посредством трудотерапии;
-    уравнение и  корреляция  терминологии, используемой в сфере инвалидности с международными юридическими нормами;
-    модификация механизма установления инвалидности посредством придания законной силы новой модели и методологии определения степени недостатка в развитии;

-    разработка механизма, который бы определял процедуру выделения основных специальных средств, а именно технических, финансовых, а также специальных социальных работ.

С целью улучшения ситуации в данной области Министерством Воспитания и Молодежи с участием международных организаций проводится работа на национальном уровне в следующих направлениях:

1.    Программа «Школа, дружественная ребенку», поддержанная представительством ЮНИСЕФ в Молдове, имеет своей целью улучшение ситуации в системе среднего образования посредством:
-    создания в школе здоровой инклюзивной среды для детей;
-    укрепления педагогического мастерства преподавателей в использовании методов и подходов, ориентированных на ребенка.
2.    Проект «Школа – среда без насилия», поддержанный представительством ЮНИСЕФ в Молдове, ориентирован на формирование у детей, преподавателей, родителей навыков ассертивного общения, ненасильственного решения конфликтов, выработку дисциплинированности детей, не прибегая к излишнему использованию наказания.
3.    Проект «Социальная интеграция детей, оставшихся без родительской опеки в результате миграции», осуществляемый Центром Информации и Документации по Правам Ребенка в Молдове. Задачей проекта является создание условий для большей защищенности детей- мигрантов перед социальными трудностями посредством формирования соответствующего общественного мнения по данной проблеме, а также посредством развития способностей детей, родителей, профессионалов адекватно реагировать на последствия миграции.
4.    Проект «Дети координируют осуществление собственных прав», также осуществляемый Центром Информации и Документации по Правам Ребенка в Молдове, имеет целью ускорение процесса внедрения Конвенции по Правам Ребенка в Республике Молдова посредством обличения полномочиями детей координировать осуществление и защиту собственных прав.
Двигатели инклюзивного образования
На сегодняшний момент в Республике Молдова функционируют 30 центров для детей и подростков с ограниченными возможностями, из них 25 дневных центров, в одном из которых дети проживают, 4 реабилитационных центра, 1 центр  для детей с особыми образовательными потребностями.
Услугами этих центров пользуются 680 детей.
Центр “Speranţa”, Комплекс лечебной педагогики “Orfeu”, Центр “Motivaţia”, гимназия “Pro Succes” и другие благодаря помощи  международных организаций  основали центры, разработали программы, подготовили справочные материалы, организовали курсы подготовки дидактического персонала в области инклюзивного образования, накопили опыт в результате используемых практик.
Ряд НПО (Неправительственных Организаций), являясь членами Альянса НПО, действующие в сфере Социальной Защиты Детей и Семьи (СЗДС), проводят консультации и мероприятия по обмену опытом с целью повышения уровня и поддержки инклюзивного образования детей.

Однако интеграция носит эпизодический характер, развивается благодаря усилиям родителей и поддержке гражданского населения. Многие подобные начинания не были реализованы вследствие отсутствия подготовленного дидактического персонала, отсутствия поддержки местной администрации, родителей и преподавателей, а также вследствие недостаточного бюджетного финансирования существующих программ.

Политика продвижения инклюзивного образования на 2009 год

-    Развитие служб по предупреждению институционализации, служб по поддержке  реинтеграции в семью, по поддержке семей, внешкольных воспитательных инклюзивных служб;
-    разработка и внедрение программ по обучению уходу за детьми с ограниченными возможностями, рекуперации и защите;
-    разработка и внедрение программ профессиональной реконверсии / переподготовки для персонала резиденциальных учреждений, пребывающих в процессе реформирования;
-    разработка учебных программ для подготовки персонала реформированных резиденциальных учреждений;
-    внедрение ряда проектов – пилот по интеграции детей с особыми образовательными потребностями в ранее условленные учебные заведения;
-    изменение общественного мнения с целью повышения уровня толерантности к детям, инфицированным ВИЧ/СПИД;
-    разработка дидактических материалов для преподавателей и родителей.