Региональный опыт реализации инклюзивной практики образования: Вологодская область

материал подготовлен С.С. Лазаревой,

Устье-Угольская средняя общеобразовательная школа

 

В сентябре 2010 года Департаментом образования Вологодской области утверждена «Концепция развития специального (коррекционного) образования детей с ОВЗ в Вологодской области». Концепция разработана на оды. Система специального (коррекционного) образования в Вологодской области представляет собой совокупность государственных и муниципальных образовательных учреждений.

В дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего и комбинированного вида на 1 января 2010 года действуют 263 группы (3294 ребенка) компенсирующей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья разной профильной специализации (для детей с тяжелыми нарушениями речи, глухих и слабослышащих детей, слабовидящих детей, детей с амблиопией, косоглазием, детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, детей с задержкой психического развития, детей с умственной отсталостью легкой степени), а также 9 групп (181 ребенок) комбинированной направленности. В дошкольных образовательных учреждениях общеразвивающего вида, присмотра и оздоровления, центрах развития ребенка - детских садах функционируют логопедические пункты, которые посещают около 3000 детей с нарушением речевого развития.

Традиционной формой получения детьми с ограниченными возможностями здоровья школьного образования является их обучение в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях. На 1 января 2010 года в области функционируют:

  • 19 специальных (коррекционных) образовательных учреждений, 12 из которых являются школами-интернатами:
  • 15 муниципальных специальных (коррекционных) общеобразовательных школ и школ-интернатов VIII вида (для умственно отсталых детей, 1743 обучающихся, 86,2 % от числа учащихся специальных (коррекционных) школ);
  • 1 муниципальное образовательное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I вида» г. Череповца (для глухих детей, 90 учащихся, 4,5 % от числа учащихся специальных (коррекционных) школ);
  • 1 муниципальное образовательное учреждение «Специальная (коррекционная) начальная школа-детский сад № 58 IV вида» г. Череповца (для слабовидящих детей, 123 детей, из них 55 учащихся школьного возраста, 2,7 % от числа учащихся специальных (коррекционных) школ);
  • 1 государственное образовательное учреждение Грязовецкая специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат III вида (для слепых детей, 111 учащихся, 5,5 % от числа учащихся специальных (коррекционных) школ);
  • 1 государственное образовательное учреждение Грязовецкая специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат II вида (для слабослышащих и позднооглохших детей, 64 учащихся, 3,2 % от числа учащихся специальных (коррекционных) школ).

В области действуют Центральная и Территориальные психолого-медико-педагогические комиссии. Специалисты комиссий осуществляют комиссионное обследование детей, определяют возможные формы обучения, ведут просветительскую работу с педагогами, родителями (законными представителями) по повышению их компетентности в вопросах оказания коррекционной и реабилитационной помощи детям группы риска, овладения современными коррекционными технологиями.

Специальные (коррекционные) образовательные учреждения углубленно работают над созданием условий для допрофессиональной и профессиональной подготовки учащихся, а также расширением сферы социальных связей с ведомствами, предприятиями по устройству выпускников, ведут их послешкольное патронирование. В пяти специальных (коррекционных) общеобразовательных школах и школах–интернатах VIII вида функционируют 10-11 (12) классы с углубленной трудовой подготовкой. Трудовое обучение на базе школьных учебных мастерских ведется по разным профилям: столярное дело, швейное дело, сельскохозяйственный труд, полиграфия, обувное дело, цветоводство и др. Выбор профиля делается на основе медицинских, психолого-педагогических показателей, желания детей и родителей (законных представителей). В двух специальных (коррекционных) образовательных учреждениях в соответствии с лицензией реализуется дополнительная программа по профессиональной подготовке учащихся по трем специальностям (швея, плотник, столяр) с присвоением квалификации 2 (в порядке исключения – 3) разряда и выдачей свидетельства по профессиональной подготовке государственного образца. Реализуется преемственность допрофессионального обучения, полученного в школе, с профессиональным, которое выпускники учреждений получают в специальных группах учреждений начального и среднего профессионального образования.

В шести государственных образовательных учреждениях начального (№№ 3, 10, 13, 15, 29, 57) и трех среднего (ГОУ СПО «Великоустюгский педагогический колледж», ГОУ СПО «Грязовецкий политехнический техникум», ГОУ СПО «Кадуйский политехнический техникум») профессионального образования открыты специальные (коррекционные) группы для выпускников специальных (коррекционных) образовательных учреждений и специальных (коррекционных) классов VIII вида для получения профессий: «Изготовитель художественных изделий из бересты»; «Изготовитель художественных изделий из лозы»; «Швея»; «Столяр строительный, плотник»; «Маляр строительный, штукатур», «Кружевница».

На территории Шекснинского муниципального района Вологодской области, в котором  проживает автор представленных материалов, в рамках развития разных форм образования для детей с ОВЗ, проведены следующие мероприятия:

1.     На базе цифровой школы  БОУ ШМР «Средняя общеобразовательная школа им. адмирала Калинина» весной 2011 года организовано дистанционное обучение детей с ОВЗ.

2.     Базовая школа района БОУ ШМР «Устье –Угольская СОШ» в сентябре 2011 года вступила в областную программу «Доступная среда» для детей с ОВЗ.

Условия для развития инклюзивного образования в регионе:

1. Законодательное и нормативное правовое обеспечение региональной системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

2. Выстраивание системы ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и их семьям.

3. Сохранение и совершенствование существующей сети специальных (коррекционных) образовательных учреждений, классов, групп.

4. Развитие интеграционных и инклюзивных процессов в общеобразовательных учреждениях.

5. Совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

6. Совершенствование межведомственного взаимодействия в вопросах диагностики, сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.

7. Создание условий для профессионального самоопределения и получения выпускниками специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений профессий в соответствии с их состоянием здоровья и дальнейшего трудоустройства по специальностям, востребованным в регионе.