О программе обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья

О программе обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья

Бюджетная программа обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья открыта на факультете дистанционного обучения МГППУ по направлению «Психология» с 2006/2007 учебного года в соответствии с решением Правительства Москвы. Этому способствовали неоднократные обращения как родителей, так и самих абитуриентов с ограниченными возможностями здоровья в Московскую городскую думу, Департамент образования города Москвы, МГППУ и другие организации.

В 2010/2011 учебном году на бюджетную форму обучения было принято 24 студента с ОВЗ. В настоящее время на факультете на бюджетной программе учатся 83 студентов с нарушениями здоровья (из них с нарушениями опорно-двигательной системы – 59, с сенсорными нарушениями – 10, с соматическими заболеваниями – 14).

Как правило, уровень подготовки студентов с ограниченными возможностями здоровья оказывается ниже, чем у обычных студентов. Это сказывается на адаптации и мотивации к обучению и на успеваемости. Поэтому на факультете для студентов-первокурсников проводятся специальные курсы, позволяющие справиться с наиболее типичными проблемами. Одним из таких вводных курсов является «Адаптационный тренинг», способствующий успешной адаптации к условиям обучения в университете. На тренинге куратор группы знакомится со студентами с ограниченными возможностями здоровья, в различных игровых формах помогает им развить коммуникативные навыки, рассказывает о теоретических основах адаптации, учит использовать приемы самоорганизации и саморегулирования, эффективно использовать время, а также справляться с основными учебными трудностями. По окончании занятий по данному курсу многие студенты отмечают, что основным результатом этого курса является создание сплоченного студенческого коллектива – фактор успешной адаптации.

В обучении студентов с ограниченными возможностями здоровья большую роль играет их куратор. Он является связующим звеном между студентами, администрацией и преподавателями. Поэтому основными формами организационно-педагогического сопровождения инвалидов, которое осуществляет куратор, являются:

  • непрерывный контроль за посещаемостью;
  • помощь в организации самостоятельной работы;
  • организация индивидуальных консультаций;
  • контроль за выполнением аттестационных мероприятий (текущий контроль, зачеты, экзамены, курсовые и дипломные работы, ликвидация задолженности);
  • организация документального оформления академических отпусков и повторного обучения;
  • помощь в организации различных видов учебной практики и контроль за их прохождением;
  • помощь в организации выполнения дипломных работ и подготовки к защите;
  • коррекция взаимодействия с преподавателями в учебном процессе, в ходе подготовки и защиты курсовых и дипломных работ, сдачи экзаменов;
  • консультирование преподавателей и сотрудников по особенностям физического и нервного состояния студентов-инвалидов, коррекция ситуаций затруднения.

Куратор строит свою работу со студентами с ограниченными возможностями здоровья на основе индивидуального подхода и знаний их интересов, наклонностей, быта, состоянии здоровья. Поэтому он оказывает студентам адресную помощь. Именно к куратору они обращаются с просьбами оказать содействие в разрешении возникшей конфликтной или сложной психологической ситуации, организовать помощь в посещении очного занятия или культурного мероприятия и т.д.

Поскольку студенты с ограниченными возможностями не всегда имеют возможность приезжать в университет, организуются посещения их сотрудниками факультета. Для студентов визит работников факультета к ним становится значимым событием в их жизни. Эти встречи имеют большое значение для адаптации студентов, помогают установить партнерские отношения между ними и деканатом факультета. Для администрации факультета такие встречи позволяют лучше познакомиться со студентами и особенностями их жизни.

Помощь семьи играет большую роль в адаптации к обучению. Поэтому на факультете организуются родительские собрания, на которых при участии психолога и куратора обсуждаются основные сложности, возникающие у родителей студентов с ограниченными возможностями здоровья. Члены семей делятся своим опытом в преодолении различных проблем, совместными усилиями решаются многие организационные вопросы (социальное такси, устройства для спуска инвалидных колясок по лестнице и прочие). Для оптимизации этого направления работы на базе факультета был создан «Родительский клуб».

Также студенты с ограниченными возможностями здоровья имеется возможность участвовать во общественно-культурной жизни университета – посещать экскурсии, ездить на базы отдыха, ходить в театры и кино и многое другое, как и для студентов очной формы обучения. Также для студентов с ограниченными возможностями здоровья на факультете предусмотрена культурно-массовая программа.

13 октября 2010 года было проведено общее собрание сотрудников факультета дистанционного обучения МГППУ, членов Ресурсного центра по психологической реабилитации МГППУ и психологов Центра «Перекресток». На нем обсуждались возможные направления психолого-педагогической реабилитации студентов с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся на факультете ДО. На встрече было отмечено, что студенты с ОВЗ, приступая к обучению в ВУЗе, встречаются с проблемами, касающимися как самого учебного процесса (трудности в понимании материала, неумение планировать время), так и личностных аспектов студентов (слабая мотивация обучения, искаженная оценка собственных возможностей, эмоциональная неустойчивость и т. п.). Участники встречи пришли к соглашению, что помощь в разрешении этих и других проблем студентов с ОВЗ предполагает работу в трех направлениях:

  • работа с преподавателями (подготовка профессорско-преподавательского состава к взаимодействию с особой категорией студентов);
  • работа с родителями (в частности, выявление влияния семьи на закрепление психологических установок, мешающих процессу обучения);
  • работа со студентами с ОВЗ (обозначение проблем студентов с ОВЗ в обучении, выявление причин, нахождение путей решения).

Работа по психолого-педагогической реабилитации студентов с ОВЗ будет проводиться общими усилиями сотрудников Ресурсного центра по психологической реабилитации МГППУ, сотрудниками факультета ДО и психологами Центра «Перекресток». Принято решение начать пилотный проект с совместной встречи с преподавателями факультета дистанционного обучения МГППУ 19 октября 2010 года.

Источник http://www.do.mgppu.ru/node/61