В соответствии с п. 1.5 постановления Правительства Москвы от 14 февраля 2006 г. N 104-ПП "О развитии системы дошкольного образования в городе Москве" приказываю:
1. Утвердить Примерное положение об организации деятельности лекотеки государственного образовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы дошкольного образования (приложение).
2. Начальникам окружных управлений образования рекомендовать руководителям государственных образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования, открыть лекотеки как структурные подразделения государственных образовательных учреждений.
3. Московскому городскому психолого-педагогическому университету (В.В. Рубцов) и государственному образовательному учреждению Центру образования "Технологии обучения" (Е.И. Булин-Соколова) организовать курсы повышения квалификации для специалистов лекотек.
4. Государственному образовательному учреждению Центру образования "Технологии обучения" (Е.И. Булин-Соколова) подготовить спецификацию по оснащению лекотек.
5. Государственному образовательному учреждению Центру образования "Технологии обучения" (Е.И. Булин-Соколова) провести семинары для методистов окружных научно-методических центров, специалистов окружных управлений образования и заведующих дошкольными образовательными учреждениями "Организация функционирования лекотек".
6. Заместителю руководителя Департамента образования города Москвы Никоненко Е.В. ввести в штатные расписания государственных образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования, дополнительные штатные единицы для организации работы лекотек.
ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЕКОТЕКИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ, РЕАЛИЗУЮЩЕГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1. Общие положения
Деятельность лекотеки основана на гуманистическом подходе с использованием игровых методов, арт-терапевтических техник для проведения психопрофилактики, психокоррекции, осуществления психологической поддержки развития личности детей.
1.2. Целью создания лекотек является обеспечение психолого-педагогического сопровождения детей от 2 месяцев до 7 лет с нарушениями развития для социализации, формирования предпосылок учебной деятельности, поддержки развития личности детей и оказания психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям).
1.3. Основными задачами лекотеки являются:
1.4. Лекотека может открываться при наличии в государственном образовательном учреждении, реализующем общеобразовательную программу дошкольного образования, оборудованных для реализации ее деятельности помещений.
2. Организация деятельности лекотеки
2.1. Занятия с детьми в лекотеке проводятся в индивидуальной и групповой формах.
Наполняемость групп при организации групповой работы с детьми:
В работе группы участвуют родители (законные представители). Продолжительность групповых занятий составляет от 1 часа до 1 часа 30 мин. в зависимости от возраста и сложности нарушений развития детей. Групповую работу могут проводить педагог-психолог, дефектолог, педагог дополнительного образования, социальный педагог. При работе с группой от 4 до 6 детей, в число которых входят дети с выраженными нарушениями или сложной структурой дефекта, возможно одновременное участие двух разных специалистов.
2.2. Индивидуальная работа специалистов (педагога-психолога, учителя-дефектолога, социального педагога и др.) с детьми проводится в присутствии родителей (законных представителей). Продолжительность диагностического сеанса с детьми в лекотеке составляет до 1 часа.
В сложных случаях проводится несколько диагностических сеансов: при включении ребенка в лекотеку и по одному сеансу в середине и в конце учебного года. Продолжительность индивидуального занятия с ребенком - 1 час.
2.3. С целью обследования семьи и ребенка в различных режимных ситуациях в естественной среде педагогом-психологом или социальным педагогом 2 раза в год осуществляется выезд на дом воспитанников продолжительностью до 3 часов.
2.4. При наличии у ребенка выраженного нарушения развития, не позволяющего регулярно посещать лекотеку, предусматривается выезд специалиста (педагога-психолога, учителя-дефектолога, социального педагога и др.) на дом. Продолжительность домашнего визита специалиста составляет от 2 до 3 часов (1 час на занятие с ребенком, от 1 до 2 часов на консультирование родителей (законных представителей).
2.5. Индивидуальная работа специалиста (педагога-психолога, учителя-дефектолога, социального педагога и др.) по консультированию родителей (законных представителей) проводится не чаще 2 раз в месяц. Продолжительность консультации составляет 1 час 30 минут.
2.6. Продолжительность групповой работы специалистов (педагога-психолога, учителя-дефектолога, социального педагога и др.) с родителями (законными представителями) составляет 2 часа и проводится 1 раз в неделю.
3. Образовательный процесс
3.1. Содержание и методы деятельности лекотеки определяются индивидуально-ориентированными программами, разрабатываемыми исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей воспитанников, реализуемыми учреждением самостоятельно на основе существующих программ, рекомендованных органами управления образованием (с учетом методических рекомендаций по составлению программ в лекотеках).
3.2. Основными видами работы с ребенком и семьей являются индивидуальный и групповой игровые сеансы, консультация, тренинг и др.
3.3. Организация коррекционно-образовательного процесса лекотеки регламентируется годовым планом государственного образовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы дошкольного образования, и расписанием занятий, разрабатываемыми и утверждаемыми учреждением самостоятельно.
3.4. Участниками образовательного процесса являются дети, их родители (законные представители), педагогические, социальные и медицинские работники.
3.5. Прием (отчисление) в лекотеку регулируется уставом государственного образовательного учреждения, реализующего общеобразовательную программу дошкольного образования, с особенностями, установленными настоящим Положением.
3.6. В лекотеку принимаются дети от 2 месяцев до 7 лет по заявлению родителей (законных представителей) на основании заключения окружной психолого-медико-педагогической комиссии и справки о состоянии здоровья ребенка.
3.7. Для организации деятельности лекотеки в штатное расписание государственного образовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы дошкольного образования, вносятся изменения путем введения дополнительных штатных единиц:
Данные штатные единицы определяются из расчета на 12 детей для лекотеки, являющейся структурным подразделением государственного образовательного учреждения, реализующего общеобразовательную программу дошкольного образования.