материал подготовлен Е.В.Ерховой, МОУ СОШ № 26 г.Тольятти,
В Самарской области представлены все виды специализированных образовательных учреждений:
Начиная с 2000 года, имеющиеся формы образования детей с ограниченными возможностями здоровья перестали удовлетворять потребности населения. Всё больше родителей стали отказываться от определения детей в СКОУ, требуя организовать обучение в школе по месту жительства. Данная тенденция заставила провести глубокий анализ существовавшей системы специального образования и выработать программу ее реорганизации. Проведенный анализ позволил сформулировать двуединую задачу развития системы специального образования в регионе:
Реализация данных направлений, обеспеченная областными целевыми программами 2001-2004 и одов, позволила осуществить ряд инфраструктурных преобразований системы специального образования Самарской области. Помимо вышеперечисленных форм образования детей с ограниченными возможностями здоровья сформированы новые структурные элементы, новые не только для региона, но и для Российской Федерации:
1. Региональная система ранней специальной помощи ребенку и семье. В Самарской области функционируют областная лаборатория и 12 территориальных служб ранней помощи (далее - Службы). В Службы обращаются семьи с детьми в возрасте от рождения до 3 лет, имеющими выявленные нарушения здоровья или подозрения на появление проблем в развитии. Специалисты Служб – педагоги-дефектологи, психологи, в случае необходимости врачи различных специализаций – проводят обследование ребенка и составляют индивидуальные коррекционно-развивающие программы. Специалисты Служб проводят индивидуальные и групповые занятия с детьми, родителями, используя самые разнообразные формы и методы работы. В случае необходимости практикуются выезды специалистов на дом. Ежегодно в Службах бесплатно получают необходимую помощь более 2 тыс. семей.
2. Интегрированное (инклюзивное) образование детей с ограниченными возможностями здоровья:
В текущем учебном году в более чем 400 школах интегрировано обучается 3 154 ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Масштабность проводимых преобразований потребовала обеспечить возможность оперативной подготовки кадров, методического и информационного обеспечения новых форм специального образования. В 2003 году создан Центр специального образования Самарской области. Помимо курсовой подготовки педагогов, Центр осуществляет разработку программно-методического обеспечения интегрированного образования, координацию деятельности образовательных учреждений, занятых в системе специального образования, информационное обеспечение. Здесь созданы различные базы данных, позволяющие оперативно реагировать на запросы населения, образовательных учреждений, ведется мониторинг эффективности работы по формированию и развитию системы специального образования.
В результате реализации первых этапов реорганизации системы специального образования:
Важно отметить, что изменился контингент СКОУ: около 30% обучающихся, воспитанников – дети со сложной структурой дефекта. Эти дети ранее признавались необучаемыми и вообще не получали никакого образования.
В 2007 году в Самарской области началась работа по формированию системы дистанционного образования детей-инвалидов. В 2008 году на базе СИПКРО открыт Центр дистанционного образования детей-инвалидов. Центр оснащен оборудованием за счет средств областного бюджета на сумму 2,1 млн рублей, что позволило в одах обучать 23 ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
В 2009 году развитие дистанционного образования детей-инвалидов стало новым направлением приоритетного национального проекта «Образование», в реализации которого Самарская область принимает участие. В 2010 году Самарской области за счет средств федерального бюджета предоставлена субсидия в объеме 62,8 млн. рублей (57,6 млн. рублей – средства 2010 года и 5,2 млн рублей - средства 2009 года), софинансирование из областного бюджета в объеме 28, 5 млн. рублей, всего 91,3 млн рублей. За счет данных средств приобретено комплекты оборудования для оснащения рабочих мест детей-инвалидов, педагогов, обученио 129 педагогов, 175 родителей. Таким образом, в систему дистанционного образования включено 273 ребенка-инвалида и 129 педагогов.
В 2011 году запланировано включение в систему дистанционного образования детей-инвалидов ещё 200 детей-инвалидов, не имеющих противопоказаний к данной форме обучения, и 100 педагогов, что полностью обеспечит потребность в дистанционном образовании в регионе. Для этого предполагается потратить более 30 млн рублей из средств областного бюджета.
Среди проблем системы специального образования Самарской области следует выделить следующие:
1. Возрастание спроса на услуги Служб ранней помощи, переход ряда учреждений из муниципального ведения в ведение Самарской области требует пересмотра существующей системы финансирования Служб. До настоящего времени Службы финансировались в порядке и в объемах финансирования деятельности учреждения, на базе которого расположена Служба. Данную проблему планируется решить в рамках реализации п. 5.3 постановления Правительства Самарской области от 21.10.2010 №507 «О действиях Правительства Самарской области по модернизации общего образования, направленных на реализацию национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», на период одов».
2. Образовательные учреждения, осуществляющие интегрированное и индивидуальное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по программам СКОУ 8 вида, должны оформить лицензии на реализацию данных программ. Министерством образования и науки Самарской области в январе текущего года дано поручение руководителям территориальных управлений министерства образования и науки Самарской области завершить эту работу в срок до 01.06.2011 года.
3. Необходимо разработать и апробировать в условиях экспериментальных площадок модели образования детей с таким нарушениями, которые требуют существенных изменений образовательной среду (выраженные нарушения зрения, слуха, ранний детский аутизм). Программа мероприятий для реализации данной задачи предусмотрена в рамках ведомственной целевой программы «Организация образовательных ресурсов Самарской области для интеграции детей и молодых людей с ограниченными возможностями здоровья на оды», проект которой успешно прошел экспертизу министерства экономического развития, торговли и инвестиций Самарской области. В настоящее время расходы на реализацию данной программы включены в список приоритетных расходов, не включенных в бюджет министерства образования и науки Самарской области на 2011 год и плановый период 2012 и2013 годов.