РАННЕЕ РАСПОЗНАВАНИЕ, ДИАГНОСТИКА И ПОДДЕРЖКА АУТИСТОВ

 

Каттилакоски Р., Норвапало П.
Финляндия, г. Ювяскюля, Учебно-координационный центр Онерва (Onerva)

 

Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: Сб. материалов II Международной
научно-практической конференции / Отв. ред. Алехина С. В. М.: МГППУ, 2013

 

Расстройства аутистического спектра относятся к обширным нарушениям развития. Самыми распространенными из них являются детский аутизм и синдром Аспергера. Критериями диагностики аутизма являются:

1) качественные аномалии в социальном взаимодействии;

2) качественные аномалии коммуникации;

3)стереотипные, ограниченные или повторяющиеся поведенческие особенности и объекты интереса.

Плюс ко всему, эти аномалии должны проявиться в возрасте до трех лет. В скором времени выйдет новая версия система классификации болезней DSM-V, в которой описывается обновленная диагностика болезней аутистического спектра.  Согласно новой версии, следует обращать внимание как можно раньше на то, каким образом изменяются со временем симптомы, а также определять степень их сложности.  Аутистическое поведение можно определять с помощью CARS, ASSQ, ADOS и ADI-R методов. Реабилитацию и обучение можно планировать, используя метод оценки развития (PEP-R/PEP3)  или метод функциональной оценки (AAPEP/TTAP) для основы учебного плана. PEP-R/PEP3 предназначен для оценки умений и поведения аутистов и отстающих в развитии детей младше семи лет. AAPEP/TTAP – метод оценки предназначен для аутистов, молодежи старше 12 лет и взрослых с задержкой развития. Это функциональная шкала. По этой шкале важно найти зарождающиеся умения, которые необходимо развивать в обучении.

В обучении личностей с расстройствами аутистического спектра особое значение придается обстановке, в которой происходит обучение. Целью является визуализация и структурирование окружающей среды согласно потребностям личностей с расстройствами аутистического спектра как в повседневной жизни, так и в обучении. Время, например, можно структурировать с помощью расписаний на день, на неделю, на месяц, на год, а также с помощью календаря. Пространство структурируют так, чтобы, зайдя в помещение, человек с расстройствами аутистического спектра увидел, для чего и для скольких человек предназначено данное помещение. Различные занятия и деятельность структурируют, учитывая возраст и уровень развития личности, например для одного ‒ процесс одевания, другому ‒процесс приготовления пищи, третьему‒ порядок выполнения заданий, а четвертому ‒порядок использования банкомата или инструкции для самостоятельной поездки в автобусе. Для человека с расстройствами аутистического спектра также важно знать, с кем, где и в какой день он встречается для решения каких-либо вопросов.

В обучении детей и молодежи с расстройствами аутистического спектра отправной точкой чаще всего являются индивидуальные цели. Учащийся может учиться, опираясь на свои умения, только в обычном классе или только в специальном классе для аутистов или комбинированно и в том, и в другом. То есть учащийся может быть частично со своими сверстниками, например на уроках математики или физической культуры, но в специальном классе он может получать поддержку при обучении коммуникации, эмоциональным умениям и социальным навыкам. Также обучение поведению в повседневной жизни является очень важным элементом образования аутентичных детей, молодежи и взрослых, например: посещая магазин, практикуют планирование покупок, выбор покупок, оплату покупок деньгами или банковской карточкой.

После базового образования учащихся с расстройствами аутистического спектра идет последующее обучение, в котором особое внимание уделяется необходимым в жизни, в буднях умениям и навыкам. Социальные и эмоциональные умения продолжают развивать в практических упражнениях, где обучают и умению проводить свободное время. Также важными являются тренинги по коммуникации в различных ситуациях.

(У вас есть возможность заказать курсы/обучение по всем этим темам.)