АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Макарова И. А.

Россия, Амурская обл., г. Благовещенск, Амурский областной институт развития образования

 

Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: Сб. материалов II Международной научно-практической конференции / Отв. ред. Алехина С. В. М.: МГППУ, 2013

 Осмысление аксиологических основ инклюзивного образования невозможно без ретроспективного анализа становления самой аксиологии. Попытка разработки ценностной проблематики предпринималась в различных областях научного знания. Однако без опоры на философское понимание ценности, которое является методологической основой, связующей гуманитарные науки, эти концепции неизбежно приходят к одномерному освещению данного феномена. Сравнительно недавнее выделение раздела, изучающего ценности в зарубежной философской мысли, названо «аксиологией» (от греч. axia – ценность, logos – теория, учение), а в отечественной ‒ философской теорией ценности. В каком-то смысле это ознаменовало начало современного периода развития философии, а также привело к разделению теории морали на учение о ценностях и эвдемологию (П. Лапи, 1902 г.). И хотя уже в первых философских теориях (в восточной философии, у Сократа, Платона и др.) исследователи выделяют учение о ценностях, возникновение понятия «ценность» и теорию ценностей (аксиологию) относят к концу XVIII века и соотносят с философией И. Канта и неокантианства. Возникновение теории ценностей базируется на пересмотре традиционного обоснования этики античности, Средних веков и Нового времени, которая была обусловлена внешними побудителями (Богом, природой, знаниями, общественной или государственной целесообразностью). В такой постановке вопроса бытие и долженствование (требование воли) совпадают. Предпосылкой возникновения аксиологии было «разведение» этих реальностей и наделение воли собственной жизнью, автономностью, которая и выбирает систему тех или иных ценностей. Таким образом, воля выступает в человеке высшей духовной способностью, и эта способность в определенной степени противопоставлялась познавательной деятельности как атрибуту мышления, рассудка. Противопоставление Г. Лотце объективному бытию с его предметными формами (Gestalten) «значимости» (Geltung) как критерия истины в познании как раз происходило в 60-х годах XIX в., переживавшего кризис. Закономерно, что это свойственно и нашей эпохе [2].

Обобщенно аксиологию можно охарактеризовать как философское учение о природе ценностей, структуре ценностного мира, месте ценностей в реальности и связи между собой, их обусловленности социальными и культурными факторами и ролью в формировании личности, социальных групп, общества. За данным понятием закрепляется определенный смысл: «ценность» есть значимость чего-либо в отличие от существования объекта или его качественных характеристик. Ценности сами по себе, по крайней мере основные из них, остаются постоянными на различных этапах развития человеческого общества. Такие ценности, как жизнь, здоровье, любовь, образование, труд, мир, красота, творчество, свобода, привлекали людей во все времена. Эти ценности, несущие в себе гуманистическое начало, выдержали многовековую проверку мировой истории. Поэтому с уверенностью можно сказать, что аксиологический подход является органичным началом инклюзии и социальной интеграции в целом.

По утверждению В. А. Сластенина, Г. И. Чижаковой, в центре аксиологического мышления находится концепция взаимозависимого, взаимодействующего мира. Она утверждает, что наш мир – это мир целостного человека, поэтому важно научиться принимать не только общее, что объединяет человечество, но и иное, отличное, что характеризует каждого отдельного человека [6].

На текущем этапе под влиянием гуманистических идеалов – признания права каждого человека на уважение и принятие его индивидуальных особенностей ‒ дети с нарушениями психофизического развития, получившие возможность обучаться в общеобразовательных учреждениях. Данная возможность не могла быть реализованной до тех пор, пока начиная с 60‒70 гг. XX в. впервые в истории человечества статус людей с ОВЗ был приравнен к статусу нормальных здоровых людей. В Дании, где было положено начало этому процессу, юрист Н. Е. Бенк-Миккельсен предложил использовать в сфере социальных отношений новое понятие «нормализация» (зафиксированное на том этапе в Законе «О социальной защите населения». Этот принцип требовал обеспечения людям, и особенно детям с ОВЗ, условий жизни, максимально приближенных к условиям жизнедеятельности нормальных людей. Аксиологической основой принятия такого закона стала известная с древнейших времен человечеству ценность свободы, равных прав, признания человеческого достоинства, рассмотренная в многочисленных трудах философов (Платон, Гельвеций, Кант, Гегель, Рикерт и др.) [3; 4].

По мнению великих философов, миссия права «по определению» и «сохранению» свободы не сводится к одному только установлению для не´ ограничений ‒  она состоит в том, что должны быть надлежащие правовые формы и способы, правовое устройство (позитивное право), определяющие и обеспечивающие свободу. В отношении инклюзии это прежде всего право выбирать формы и способы обучения, его деятельность, вариативность адаптированных образовательных программ. Таким образом, право должно существовать как «вторая природа» и в таком качестве, наряду со всеми другими, направлять свободу человека [1]. Тем более что в любую историческую эпоху образование играет особую роль для человеческого общества, неизменно выступая ценностью. В этом смысле инклюзивное образование имеет первостепенное истинное значение, поскольку призвано логически и исторически быть институтом, упорядочивающим свободу лицам с ОВЗ, придать ей определенность и обеспеченность, а отсюда и человеческое содержание, истинно человеческую ценность.

Понимая, что отечественная практика существенно отстает в формировании инклюзивного образовательного пространства, был сделан теоретический анализ завоеваний аксиологии западной, часто выбираемой отечественными педагогами в качестве руководства к деятельности:

- западная аксиология признала свободу человека его сущностной чертой, лишение которой исключает его из общности людей;

- выдвинула принцип свободы, равенства и справедливости в качестве основных регуляторов индивидуального и социального поведения; на основании соблюдения этих принципов в обществе возможна солидарность, необходимая для распространения инклюзии;

- объяснила значение свободы (мысли, слова, воли, дискуссий) в обществе;

- дала многочисленные попытки объяснения свободы или несвободы человека (предрасположенностью от рождения ‒ Платон, Аристотель, Ницше; предопределением (стоики, Августин), влиянием цивилизации (Руссо), зависимостью от общественных отношений (Маркс);

- показала, что свободу можно доказать, в нее следует верить (Кант);

- указала на традиционные ошибки, ведущие к несвободе (авторитаризм, догматизм, рационализм);

- устранила границы в методологии наученного познания, связанного с допустимостью всего;

И самое важное, без чего не возможно инклюзию сделать ни государственной политикой, ни ключевой идеей образования, ‒ она признала, что для развития уровня нравственности и свободы необходимы постоянные усилия в области воспитания, распространение практик рациональных дискуссий и диалогов, общения с компетентными наставниками.

Свободные индивиды ‒ суть и смысл права. Там, где отрицается свободная индивидуальность, личность, правовое значение физического лица, там нет и не может быть права (и правового принципа формального равенства), там не может быть и каких-то действительно индивидуальных правовых и иных (групповых, коллективных, институциональных и т. д.) субъектов права, действительно правовых законов и правовых отношений как в обществе в целом, так и в конкретных различных сферах общественной и политической жизни [4].

Не зря каждая категория принципов инклюзивного образования зафиксировала проявление той или иной ценности, на которую должно ориентироваться все педагогическое сообщество и ученики прежде всего:

1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.

2. Каждый человек способен чувствовать и думать.

3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

4. Все люди нуждаются друг в друге.

Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.

5. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.

6. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.

7. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Значимость фиксации таких аксиологически ориентированных принципов важна потому, что в случае нарушения их интериоризации общество опять получает уже известную нам декларацию прав, которой невозможно воспользоваться.

Сегодняшнее образование в нашей стране, переживая закономерные преобразования, проявляет долгожданные изменения аксиологических основ, нашедших отражение прежде всего в новом Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации». Особое значение вступление в силу данного закона имеет для детей с ОВЗ и ООП. Это первый для нашей страны ФЗ, в котором зафиксировано официальное определение инклюзивного образования ‒ обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей (и допускается введение адаптированных образовательных программ ‒ для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающих коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц (Гл.1, ст. 2. п. 27, 28). Однако это только начало пути, успешное прохождение которого без формирования базовых ценностных ориентаций в обществе невозможно. Еще раз подчеркнем, что в этой связи аксиология, являющаяся более общей по отношению к гуманистической проблематике, может рассматриваться как основа новой философии инклюзивного образования и соответственно методологии современной педагогики.

 

ЛИТЕРАТУРА

1.    Выготский Л. С. Развитие личности и мировоззрения ребенка // Психология личности. [Тексты] / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер.  Москва: МГУ. С. 161‒165.

2.    Каган М. С. Философская теория ценности. СПб, 1997. 146 с.

3.    Клименко Ю. Г. Свобода как правовая категория: автореф. дис. … канд. юрид. наук. Тамбов, 2006. 125 с.

4.    Леонтьев Д. А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопросы философии. 1996. № 4. С. 15‒26.

5.    Cвобода  как ценность. Право как форма свободы [Электронный ресурс]. URL: http://isfic.info/fill/prafs51.htm  (14.03.2013 г.).

6.    Сластенин В. А., Чижакова Г. И. Введение в педагогическую аксиологию. 2003.  192 с.