ХОТЯТ ЛИ ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
УЧИТЬСЯ В СРЕДНИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ?

 

Баймуратова А.Т.
Республика Казахстан, г. Алматы,
Национальный научно-практический центр коррекционной педагогики

 

Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: Сб. материалов II Международной
научно-практической конференции / Отв. ред. Алехина С. В. М.: МГППУ, 2013

 

В республике Казахстан число детей с ограниченными возможностями здоровья увеличивается. Если в 2002 году число детей с задержкой психического развития, нарушениями интеллекта, зрения, речи, слуха и эмоционально-волевой сферы составляло 115200, то в 2013 году ‒ 151216.    Эти дети составляют 3,1% от всего детского населения.

Наиболее многочисленная и разнообразная группа детей, имеющих инвалидность, насчитывает 107 405 человек (71%). 83 496 из них учатся. Тем не менее только 39984 (48%) из них интегрированы в специальные общеобразовательные школы. По сравнению с 2007 годом число детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в интегрированных школах, возросло на 12338 человек, иными словами ‒ на 45%.

Интеграция как социальное явление в общеобразовательных школах возникла в конце 90-х годов прошлого века, когда Республика Казахстан присоединилась к Конвенции ООН о правах ребенка, гарантирующей доступное образование независимо от возможностей здоровья. Между тем первые знаки интеграции стати появляться 40 лет назад вместе с введением системы всеобщего образования, обязывающей к обучению в специальных школах по общим стандартам. 

В современном Казахстане переход интеграции детей, имеющих инвалидность, от поэлементного к систематически спланированному процессу реализуется в рамках образования в 2011‒2020 годах, где намечены шаги по внедрению инклюзивного обучения. Теперь контроль за соответствием образовательных и физических условий потребностей детей с ограниченными возможностями становится более направленным и эффективным. К 2015 году планируется увеличить количество «свободных от барьеров» школ до 30% от их общего числа, а к 2020 году ‒ до 70%.

Как было доказано ведущими специалистами в области коррекционной психологии и педагогики (Л. С. Выготский, С.Я. Рубинштейн, Ж. Пиаже, Р.А. Сулейманова, Н.Д. Шматко, Л.М. Шипицына), нарушение психофизического развития ребенка негативно влияет на его социализацию в обществе [1]. В качестве доказательства, интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья позволяет создать безопасные условия для подтверждения своего «я» и самореализации каждого ребенка с инвалидностью. На основе компенсаторных функций центральной нервной системы и индивидуальных вспомогательных технических средств такой ребенок осваивает не только образовательный минимум, навыки и умения, предусмотренные государственными стандартами образования, но также получает социальный опыт, имеющий большое значение в уже взрослом возрасте.

Инклюзивное образование, как результат инновационной интеграции, заключает в себе основы развития социальных взаимодействий. Очевидно, что общество учителей общеобразовательных школ должно показывать толерантность, терпение и доброжелательность, должно быть готовым к сотрудничеству и коммуникации. Не так много людей задумывается о том, что быть среди здоровых сверстников ‒ это большая психологическая нагрузка для ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Рано или поздно дети с инвалидностью замечают, что они отличаются от других. Их положение зачастую зависит от того, какие учителя и одноклассники их окружают и каковы уровень комфортности и степень принятия таких детей в этом обществе. 

Поступление ребенка в школу начинается с определения состояния его здоровья. В случае психофизического отклонения он оказывается в группе детей с ограниченными возможностями здоровья, что является нарушением его права на сохранение индивидуальности.

В средней школе ребенок с инвалидностью мгновенно становится «другим», отличным от обычных детей, вместо того, чтобы быть принятым в качестве одного из многих учеников. Вокруг него образуется вакуум, который плотным кольцом предоставляемых специальных услуг ограничивает время самореализации и общения со сверстниками.

Навязанная и подчеркнутая помощь, которую ребенок с ограниченными возможностями здоровья получает от учителей и других детей, мешает ему выйти из этого вакуума. Речь идет о периоде становления взаимоотношений, в течение которого открываются лучшие стороны личности.  Однако этот период может длиться много лет, и тогда проверка психологической устойчивости детей с ограниченными возможностями здоровья ни к чему не приведет.

Дети в интегративной системе образования идентифицируют себя с обычными сверстниками.  Их социальный статус повышается. В то же время недостаток общения с теми сверстниками, которые обучаются в специальных школах, может оказать негативное влияние на становление социальной идентичности, что может быть четко определено выражением «свой среди чужих, чужой среди своих».

Получается, что есть и «обратная сторона медали» инклюзивного образования. Как говорится, «долг платежом красен». Школа ожидает значительного прогресса и социальной активности от детей с ограниченными возможностями здоровья. Предпочитая приводить примеры успешных детей, имеющих нарушения, школа не имеет понятия, что за достижениями такого ученика, не говоря уже о сложностях, стоят психологические проблемы, связанные с внутренним состоянием ребенка.  Детская непосредственность ребенка с ограниченными возможностями скоро обернется изоляцией и страхом перед другими людьми. У такого ребенка будет более слабое психическое здоровье, страдающее при учебе в средней школе, в сравнении с  ребенком из «безбарьерной» среды, даже подвергающегося безобидным насмешкам учителей и других учеников.

В процессе интеграции у детей с ограниченными возможностями здоровья значительно повышается уровень тревожности [2]. Степень тяжести заболевания, как правило, зависит не от воздействия социальных факторов, а от состояния центральной нервной системы, обусловленного психическим или физическим нарушением.

С другой стороны, дети с инвалидностью, имеющие повышенный уровень тревожности, мнительны и не уверены в своих возможностях и решениях[3,5].  Они боятся сделать что-нибудь неправильно и очень чувствительны к своим неудачам, объясняя их внешними причинами.  В состоянии тревоги у таких детей снижается уровень самоконтроля, притупляется способность к распознаванию и ориентации в ситуациях, падает уровень восприятия и понимания речи, ослабляется действие компенсаторных анализаторов, появляются признаки невротического характера, в результате чего замедляется развитие познавательной деятельности.

 В то же время тревожность и беспокойство не только характеризуют ребенка с ограниченными возможностями, но и позволяют ему мобилизовать все резервы своего мозга [4]. Интеграция таких детей ‒ это своего рода проверка того, насколько они сильные и сообразительные и насколько они хотят такими стать [6,7,8]. Таким образом, трудности во взаимоотношениях с учителями и сверстниками  часто вытесняются огромным желанием ребенка, имеющего инвалидность, обучаться в средней школе.

Таким образом, инклюзивное образование ‒ это не только реализация конституционного права на обучение и накопление социального опыта, но также и основа для формирования психологической устойчивости как процесса самопознания, реализующегося во многом благодаря социальной идентичности детей с ограниченными возможностями.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Vygotsky, L. S. Issues of child psychology. M., 1997. 224 p.

2. Kasymova G. M. Psychological foundations of playing therapy of child`s anxiety. Almaty, 2005. 111p.

3. Prokhorov A. O. Nonequilibrium mental states and their characteristics in the learning and teaching //Questions of psychology.1996. № 4. P. 32‒34.

4. Prikhojan A. M. Causes, prevention  and over coming anxiety //Psychological Science and Education.1998. № 2. P. 11‒17.

5. Baimuratova A.T. About some difficulties of children with hearing Impairments in the learning process in secondary school //Inclusive education: Methodology, practice and technology: Proceedings of theinternational scientific practical conferences. M., 2011. P. 164‒166.

6. Baimuratova A.T. Overcoming anxiety as a factor in the successful integrationofchildren with disabilities in mainstream schools //Tendencies of development of vocational education: problems and prospects. Materials of the international scientific and practical conference. Almaty, 2009. P. 435‒439.

7. Baimuratova A.T.  Self-actualization of integrated children with limited abilities //Psychological problems of life of the person in modern society. Personality health and its adaptation No. Magnitogorsk, 2009. P. 24‒27.

8. Baimuratova  A.T. Self-realization of children in the context of integration at general high schools //Messenger of University Kaynar. 2009. P. 40‒42.