С 18 октября по 25 октября 2015 года Институт проблем инклюзивного образования МГППУ проводил курсы повышения квалификации по программам дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Слушателями курсов были представители региональных институтов повышения квалификации, руководящие и педагогические работники в сфере дополнительного образования, методисты и специалисты Городского психолого-педагогического центра Департамента образования города Москвы. Курсы проводились в рамках исполнения Государственного контракта с Министерством образования и науки РФ от «23» июня 2014 года № 09.028.11.0018 «Внедрение дополнительных образовательных программ, ориентированных на запросы детей с ограниченными возможностями здоровья, разработанных на основе предыдущего опыта, через повышение квалификации руководящих и педагогических работников организаций, реализующих программы дополнительного образования детей» по 6 (шести) программам:
1. «Организация включения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в сферу дополнительного образования»
2. «Образовательный менеджмент в сфере дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов»
3. «Организация и сопровождение включения в систему дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов»
4. «Организация и сопровождение программ дополнительного образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов в процессе летнего оздоровительного отдыха»
5. «Педагогические условия включения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в программы дополнительного образования»
6. «Педагогические технологии программного обеспечения дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов»
Обучение специалистов проводилось в очной форме.
19 октября – в лекционном формате слушатели познакомились со следующими темами:
1.Методологические основы образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации - Алехина Светлана Владимировна, проректор МГППУ, директор Института проблем инклюзивного образования, к.псх.н., доцент.
2. Доступность дополнительного образования. Результаты мониторинга - Алехина Светлана Владимировна, проректор МГППУ, директор Института проблем инклюзивного образования, к.псх.н., доцент.
3. Нормативно-правовые основы образования детей с ОВЗ - Кутепова Елена Николаевна, зам.директора Института проблем инклюзивного образования.
4. Ресурсы дополнительного образования для решения задач формирования инклюзивной культуры общества - Шеманов Алексей Юрьевич, д. философ. н, профессор МГППУ.
20 октября занятия проходили в лекционной форме по следующим темам:
1. Перспективы дополнительного образования в Российской Федерации в свете принятия Концепции дополнительного образования - Фришман Ирина Игоревна , д.п.н.,главный научный сотрудник ФГБНУ ИИДСВ РАО.
2. Требования к адаптации программ дополнительного образования при включении детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов в систему дополнительного образования - Фришман Ирина Игоревна , д.п.н.,главный научный сотрудник ФГБНУ ИИДСВ РАО.
3. Требования к доступности образовательной организации, в том числе учреждений дополнительного образования - Самсонова Елена Валентиновна, к.псх.н., доцент МГППУ.
4. Об организации работы по программам дополнительного образования Городским психолого-педагогическим центром города Москвы рассказала Круглик Елена Владимировна – методист ГППЦ г. Москвы
5. Материально-техническое обеспечение дополнительного образования детей с ОВЗ
«Исток Аудио Мед».
21 октября лекции были посвящены темам:
1. Модели и технологии организации дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в учреждениях дополнительного образования детей - Попова Наталья Тимофеевна, председатель правления РОУ «Круг», руководитель структурного подразделения социально-творческой реабилитации ГБОУ ЦДТ «Строгино».
2. Социокультурный подход в реабилитации детей с интеллектуальными нарушениями как основа реализации программ дополнительного образования (на примере работы фотостудии «Протография»)- Щербаков Алексей Павлович - педагог-психолог МГППУ
3. Реализация программ дополнительного образования общественными организациями. Социальное партнерство в реализации программ дополнительного образования - Фадина Александра Константиновна, заместитель директора Центра лечебной педагогики
4. Дидактическое обеспечение дополнительного образования детей с ОВЗ
Казунина Ирина Ивановна – заместитель генерального директора по научно-методической работе ГК ЭЛТИ-КУДИЦ
22, 23 и 24 октября занятия были посвящены знакомству с опытом реализации программ дополнительного образования на базах образовательных комплексов, учреждений дополнительного образования детей и молодежи, ППМС-центров, учреждений социальной защиты и общественных организаций.
22 октября слушателям на выбор предлагалось посетить Семинар-практикум «Особенности реализации программ дополнительного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ППМС - центра» в ГБУ ГППЦ ТО «Отрадное», ул. Ленская, 4 и Семинар-практикум «Организация летнего инклюзивного реабилитационного лагеря для детей с ОВЗ» ул. Спасский тупик, д.6.
В ГБУ ГППЦ ТО «Отрадное», ул. Ленская, 4 слушатели познакомились с опытом работы центра.
Был показан видеофильм об организации инклюзивного образования детей с ОВЗ в ТО «Отрадное». «Образование без барьеров и границ». После видеофильма слушатели увидели творческие выступления обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Затем у слушателей курсов была возможность посетить следующие мастер-классы:
— «Развитие сенсомоторики детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья средствами пластилиновой скульптуры» - ведущий Антипова Надежда Владимировна, педагог дополнительного образования
— Развитие сенсомоторики детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья средствами бумагопластики – ведущий Долгирева Галина Григорьевна, педагог дополнительного образования
— Развитие двигательной активности детей с ограниченными возможностями здоровья средствами адаптивной физической культуры как фактор социально-педагогической реабилитации – ведущий Цунаев Владимир Сергеевич, педагог дополнительного образования
— Развитие личности и социально-педагогическая адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами физического воспитания – ведущий Баданин Вячеслав Викторович, педагог дополнительного образования
— Сотворчество и соразвитие детей с ограниченными возможностями здоровья средствами театральной деятельности в формате дополнительного образования – ведущий Идрисов Наиль Анверович, педагог дополнительного.
Буланова Ольга Евгеньевна, к.психол.н., руководитель ТО ГППЦ «Отрадное» сделала сообщение на тему: «Педагогические технологии программного обеспечения дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья (детей-инвалидов)». В своем сообщении она подчеркивала о необходимости системного подхода в работе с детьми с ОВЗ в направлениях развития и коррекции в том числе и средствами дополнительного образования.
После ее сообщения педагоги дополнительного образования познакомили слушателей с программами по дополнительному образованию, реализуемыми в центре:
· Лапинская Ольга Федоровна, педагог дополнительного образования «Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями»
· Быкова Лариса Викторовна, педагог дополнительного образования «Развитие сенсомоторных умений и творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья средствами изобразительной деятельности и дизайна»
· Да Роза Мария Вячеславовна, педагог дополнительного образования «Расширение адаптивных возможностей детей старшего дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата в процессе социально - педагогической реабилитации и коррекции».
Сотрудники Центра продемонстрировали системный подход в работе с детьми, показали принципы адаптации программ дополнительного образования, продемонстрировали на мастер-классах особенности работы с разными детьми на занятиях.
Семинар-практикум «Организация летнего инклюзивного реабилитационного лагеря для детей с ОВЗ» был представлен опытом Центра «Наш Солнечный Мир». Леонова Ирина Владиславовна, руководитель программы реабилитации Центра «Наш Солнечный Мир», логопед-дефектолог рассказала о комплексной реабилитации детей с ОВЗ в условиях летнего лагеря, о формах работы по программам дополнительного образования в летнем лагере, об организации обучения и психологической поддержки родителей, о сочетании эффективных технологий и экосистемой реабилитации в рамках летнего лагеря, о принципах составления индивидуально-ориентированной программы реабилитации.
Вторая часть программы на этой площадке была представлена опытом педагога-психолога ЦПМССДиП МГППУ Волгиной Натальей Николаевны, которая провела мастер-класс по теме «Роль занятий по изобразительной деятельности в подготовке детей с РАС в школе».
23 октября слушатели могли выбрать для посещения 2 площадки.
Семинар-практикум «Внедрение программ дополнительного образования в деятельность образовательного комплекса как фактор расширения возможностей непрерывного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов» проходил в образовательном комплексе «Колледж малого бизнеса № 4», ул. Пятницкая, д. 46, стр.3.
Здесь была представлена следующая программа:
1. Преемственность образовательного маршрута детей-инвалидов и детей с ОВЗ в образовательном комплексе «Колледж малого бизнеса № 4» - заместитель руководителя Кремнева Светлана Николаевна
2. Основные формы и направления дополнительного образования в образовательном комплексе «Колледж малого бизнеса № 4». Определение эффективности дополнительных образовательных программ- заместитель. руководителя Попова Е.М.
3. Формирование современной развивающей предметно-пространственной среды для реализации дополнительных образовательных программ дошкольников с ОВЗ - заместитель руководителя Прочухаева М. М.
4. Развитие творческих, коммуникативных, образовательных компетенций школьников с ОВЗ средствами технологий дополнительного общеразвивающего образования- педагог-психолог Поташова И.И.
5. Разработка и реализация программ дополнительного образования студентов с ОВЗ в рамках работы по интеграции общего и профессионального образования в условиях образовательного комплекса - методист Сопачева Т.А.
6. Мастер-классы, открытые кружковые занятия с младшими и старшими школьниками - педагог-организатор Морозова Е.Б.
Опыт Центра творчества «На Вадковском» Департамента социальной защиты населения был представлен следующим образом:
— Об опыте работы с детьми, находящимися в клиниках г.Москвы, и школе-интернате 8 вида № 35 по программам «Кукла- Доктор», «Мастерская у Кровати», «Естественная школа», «Терапевтическое использование музыки при работе с больными детьми» и «Использование информационных технологий при работе с детьми с интеллектуальными нарушениями» рассказали Елена Анатольевна Слонимская и педагог-организатор Александр Эммануилович Греф, кандидат химических наук, методист, педагог-организатор.
— О содержании и формах работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, в Центре творчества «На Вадковском» рассказала Елена Ивановна Робашевская, старший методист ГБУ ДО ЦТ «На Вадковском».
- Особенности педагогического подхода к детям с расстройствами аутистического спектра на занятиях Творческой мастерской «Изображаем мир своими руками» на базе Центра психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков «Кашенкин луг» ГБОУ ВПО МГППУ были представлены в лекции Татьяны Владимировны Короткой – педагога дополнительного образования.
— На экскурсии по ЦТ «На Вадковском» слушатели познакомились с организацией образовательной среды Центра.
— Об организации деятельности Реабилитационного клуба для детей с онкологическими заболеваниями «Липки» рассказала Алла Эдуардовна Харютина – социальный педагог Реабилитационного клуба «Липки».
— Особенности взаимодействия с детьми, имеющими онкологические заболевания, на занятиях мастерской «Декоративный мир» в рамках работы Реабилитационного клуба «Липки» раскрыла Виктория Александровна Андрейчук - педагог дополнительного образования, педагог-организатор Реабилитационного клуба «Липки».
— Об организации семейно-ориентированной помощи в социализации детей семьям, воспитывающим детей с нарушениями психического развития сообщила Светлана Николаевна Левина, педагог-психолог игрового клуба «Твой ход»
- Игровая поддержка развития коммуникативных и социальных навыков детей с ОВЗ была представлена Анной Михайловной Маричевой, педагогом-психологом, руководителем Клуба для семей, воспитывающих детей с нарушениями психического развития.
- Особенности работы с детьми, имеющими синдром Дауна, в мастерской «Волшебное валяние» раскрыла Анна Александровна Нилова - педагог дополнительного образования.
В завершении слушатели обсудили представленный опыт.
24 октября семинар-практикум «Особенности реализации программ дополнительного образования в Центрах развития творчества детей и юношества» проходил на базе ГБОУДО ЦРТДЮ «Гермес», ул. Учинская, д. 10.
В программе этого дня было:
- Представление ГБОУДО ЦРТДЮ «Гермес» как учреждения дополнительного образования детей в современных условиях» старший методист Смирнова Л.А.
- Организация инклюзивного образования в условиях учреждения дополнительного образования» педагог-организатор В.И. Христина
- Игра как основа взаимодействия и коммуникации в работе физкультурно-спортивной секции «ОФП» с детьми с ОВЗ - Мастер спорта, тренер – преподаватель высшей категории С.Ю. Кузина.
- Видеопрезентация «Формы инклюзивного образования в объединениях ГБОУ ДО ЦРТДЮ «Гермес».
Вторая часть семинара была представлена опытом «Гимназии № 491 «Марьино»:
— Создание специальных образовательных условий для обучающихся с ОВЗ по программам дополнительного образования в образовательном комплексе. Опыт работы «Гимназия № 491 «Марьино» Лявданская А.Я. – педагог дополнительного образования
— Индивидуальные занятия обучения детей с ОВЗ игре на фортепиано - Катеринич О.Н. - педагог дополнительного образования.
— Особенности обучения хореографии детей дошкольного возраста и младших школьников с ОВЗ по программе дополнительного образования - Чуприна А.Н. - педагог дополнительного образования ГБОУ СОШ №491.
— Развитие мелкой моторики у детей с ОВЗ в студии дополнительного образования «Волшебная бумага» - Короткова Т.В. педагог дополнительного образования ГБОУ СОШ №491
В завершении слушатели поделились своими впечатлениями, обсудили целый ряд вопросов, в том числе
— какие структурные элементы программ дополнительного образования требуют адаптации, если по ним занимаются дети с интеллектуальными нарушениями,
— какие организационные условия реализации программ дополнительного образования создаются в образовательном комплексе,
— каковы механизмы сетевого взаимодействия организаций при реализации программ дополнительного образования для детей с ОВЗ,
— каковы финансовые механизмы реализации программ дополнительного образования для детей с ОВЗ.