ОЦЕНКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
ДЕТСКИХ САДОВ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ИНКЛЮЗИВНУЮ ПРАКТИКУ
Самсонова Е. В.
Россия, г. Москва, ИПИО МГППУ
Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: Сб. материалов II Международной научно-практической конференции / Отв. ред. Алехина С. В. М.: МГППУ, 2013
Одним из приоритетных направлений государственной политики России на современном этапе становится инклюзивное образование. В Законе «Об образовании в Российской Федерации» было введено понятие «инклюзивное образование» как обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей (ст.2 п.27). Поскольку в условиях инклюзивного образования от педагога требуется наличие особых компетенций, то совершенно необходимо создание новой системы подготовки и повышения квалификации педагогов.
Изменение требований к профессии делает актуальной исследовательскую задачу по определению основных структурных компонентов профессиональной компетентности педагога, реализующего инклюзивную практику в ДОУ.
Целью пилотного исследования было изучение сформированности профессионально важных компетенций воспитателей, реализующих инклюзивную практику в дошкольном образовательном учреждении.
Задачи – разработка инструмента оценки профессионально важных компетенций воспитателей, реализующих инклюзивную практику в дошкольном образовательном учреждении, осуществление опроса, анализ и обсуждение данных.
На первом этапе исследования в соответствии с принципами инклюзии и задачами, решаемыми в инклюзивной практике, были определены профессиональные компетенции воспитателей, реализующих инклюзивную практику. Компетенции и показатели следующие:
Гностическая компетенция предполагает, что воспитатель знает нормативно-правовые документы, регулирующие инклюзивную практику, психологические теории развития детей, в том числе и детей с ОВЗ, основы специальной педагогики и психологии, основы общей педагогики, основы возрастной и педагогической психологии, методики и технологии обучения и воспитания детей, в том числе и детей с ОВЗ.
Деятельностная компетенция предполагает, что воспитатель
- определяет особенности детей с ОВЗ и разрабатывает в составе психолого-медико-педагогического консилиума адаптированную образовательную программу;
- определяет педагогические средства достижения образовательных целей и задач (методы, приемы, технологии) в соответствии со спецификой развития детей;
- определяет предметно-развивающую среду, на базе которой будет происходить решение образовательных задач в соответствии со спецификой развития детей;
- организует образовательную деятельность в соответствии со спецификой развития детей;
- осуществляет рефлексию организованной им образовательной деятельности.
Коммуникативная компетенция предполагает
- способность работать в междисциплинарной команде специалистов для решения задач в области психолого-педагогической деятельности с целью формирования системы позитивных межличностных отношений, психологического климата и организационной культуры в образовательном учреждении;
- умение организовывать межличностные контакты, общение (в том числе в поликультурной среде) и совместную деятельность детей и взрослых;
- способность выстраивать социальное взаимодействие на принципах толерантности и безоценочности;
- умение помочь детям в новой ситуации (эмоциональной, поведенческой, когнитивной) в разрешении конфликтов;
- способность организовать конструктивное взаимодействие с родителями;
- способность выстроить партнерские отношения с родителями, чтобы обеспечить оптимальную поддержку для удовлетворения потребностей, возникающих у детей в процессе обучения и развития.
Профессиональное развитие предполагает, что воспитатель
- осуществляет демонстрацию своих занятий и их критическое обсуждение;
- способен принимать участие в профессиональных дискуссиях и обсуждениях, логически аргументируя свою точку зрения;
- способен создавать тексты, описывающие собственный опыт работы;
- участвует в проектировании и реализации проектов, в том числе исследовательских.
На втором этапе сотрудниками ГРЦ ИПИО МГППУ было разработано 50 контрольных вопросов по темам, связанным с деятельностью воспитателя, реализующего инклюзивную практику. Темы вопросов соответствовали компетенциям и показателям компетенций.
В результате проведенного пилотного опроса, в котором участвовали 26 воспитателей-слушателей, поступивших на курсы повышения квалификации «Организация образовательного процесса в инклюзивной группе ДОУ», сформированной из воспитателей массовых садов (30% от группы), в которых есть дети с ОВЗ и садов комбинированного и компенсирующего вида (70% от группы), были получены следующие результаты.
Обнаружено различие в компетенциях воспитателей детских садов комбинированного и компенсирующего вида и воспитателей массовых детских садов. Большинство воспитателей комбинированных и компенсирующих детских садов знакомы с основами коррекционной педагогики и специальной психологии, знают специфику работы с детьми с ОВЗ разных категорий, принимают детей с ОВЗ, демонстрируют большую готовность к работе в инклюзивной практике, имеют опыт работы в составе психолого-медико-педагогического консилиума, знают, какими способами организовать образовательную деятельность детей с ОВЗ.
При этом воспитатели детских садов комбинированного вида знают, какие мероприятия надо проводить по коррекции отношений и сплочению всех участников групп.
Большинством опрошенных в вопросах коммуникативной компетентности были даны верные ответы.
На вопросы об особых образовательных потребностях (ООП) детей с ОВЗ воспитатели ответили по-разному: об ООП детей с синдромом Дауна большинство ответов верно, но на вопрос об ООП детей с ментальными нарушениями 50% ответили неверно. На вопросы об ООП детей с детским церебральным параличом и с задержкой психического развития подавляющее большинство ответило верно. Менее 50% респондентов ответили верно на вопросы, касающиеся ООП детей с нарушениями слуха и аутизма.
О специфике работы с детьми с кохлеарным имплантом 56% дали неверный ответ, возможно, есть недостаток информации по этому вопросу. 69% воспитателей не знакомы с методическими приемами в работе с детьми с нарушенным слухом. 62,5% опрошенных не знают, каким образом расширять знания и представления ребенка с ОВЗ об окружающем мире.
На вопросы о работе с детьми с аутистическими расстройствами 87,5% воспитателей ответили верно.
В результате проведенного исследования оказалось возможным разработать инструмент для оценки компетенций воспитателя, реализующего инклюзивную практику, определить разницу в профессиональных компетенциях воспитателей «массовых» детских садов и воспитателей детских садов комбинированного и компенсирующего вида (воспитатели детских садов компенсирующего и комбинированного вида в большей степени, чем воспитатели «массовых» садов, подготовлены к реализации инклюзивной практики), определить комплекс дефицитарных компетенций. Все это позволяет уточнить программы подготовки воспитателей и повысить эффективность обучения воспитателей на курсах повышения квалификации в области инклюзивного образования.