ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ ЛИЦ С ОВЗ
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ КОМПЛЕКСЕ «ДОУ-ШКОЛА-КОЛЛЕДЖ-ВУЗ»

 

Кашапова Л. М.
Башкортостан, г. Уфа,
 Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы

 

Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: Сб. материалов II Международной научно-практической конференции / Отв. ред. Алехина С. В. М.: МГППУ, 2013

 

Согласно Федеральному закону «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» одним из основных направлений сопровождения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является их обучение и образование, так как они должны иметь шанс в самопознании и самореализации, возможность получить профессию, быть успешными и полезными обществу, в котором родились. Однако следует отметить особенности менталитета россиян, подчеркивающих необходимость улучшения материального обеспечения и медицинского обслуживания инвалидов, но сомневающихся в необходимости введения для них коррекционных мероприятий, не признавая тем право лиц с нарушениями здоровья на полноценную жизнь, удовлетворение потребностей, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям.

Решить возникшую проблему может переход к «инклюзивному обществу» к типу социальных отношений, где различия между людьми рассматриваются не как угроза стабильности, а как ресурс взаимного обогащения. Стратегические задачи инклюзивного общества – создать безбарьерную среду (архитектурную, образовательную, культурную), предоставив человеку возможность реализовать свои способности, включиться в социальные, политические и экономические процессы. Одним из компонентов инклюзивного общества является инклюзивная система образования, рассматриваемая не как статичное явление, трудно поддающееся изменениям, а динамический процесс, направленный на его адаптацию к особенностям обучающихся с ОВЗ.

В Федеральном законе Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» подчеркивается необходимость осуществления инклюзивного образования на всех образовательных ступенях, обеспечив равный доступ к образованию всех обучающихся (здоровых и с ОВЗ), используя адаптированные образовательные программы с учетом их психофизического развития, разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных возможностей, при необходимости обеспечивая коррекцию нарушений развития и социальной адаптации указанных лиц.

Выпускники специализированных учебных заведений, находясь, длительное время в образовательно-бытовой среде, минимально приближенной к реальным повседневным условиям жизни в обществе, по окончании часто оказываются в глубокой «социальной яме» и не могут адаптироваться в обществе. В рамках же интегративного образования, они вынуждены приспосабливаться к имеющимся условиям и образовательным программам, что впоследствии многих приводит к социальной безуспешности в сравнении с остальными в плане трудоустройства, творческой и профессиональной самореализации, выстраивания личной жизни.

Значимость и результативность многоуровневого и непрерывного инклюзивного образования, обеспечивающего полноценное проживание обучающихся с ОВЗ всех возрастных периодов, проявляется в сформированности их социальной успешности. Изменение, принципиально иной подход в инклюзивном образовании – не обучаемый подгоняется под существующие в системе образовании условия и нормы, а, наоборот, она подстраивается под его конкретные потребности и возможности. И здесь социализация, как результат психического развития, расширения числа контактов, способствует формированию у них картины мира, как единства непохожих друг на друга людей, чего нет в специальных образовательных учреждениях, где окружающий мир, социальные отношения воспринимаются как структура, состоящая из изолированных, не объединенных в единое целое элементов.

Изучив комплекс исследований [1; 3; 4; 5; 6; 7], мы убедились, потребность в инклюзивном образовании возрастает с каждым днем. Идет тенденция от локального введения инклюзии в образовании к созданию системы непрерывных инклюзивных образовательных вертикалей, как-то: «семья – ДОУ – школа – УДО», «семья – ДОУ – школа – СПО», «семья – ДОУ – школа – СПО – ВПО», что подвигает педагогические сообщества в экстремально короткие сроки принимать адекватные организационные меры на всех образовательных ступенях, привлекая и потенциал родителей. Подготовка и развитие педагога, обеспечивающего вклад в развитие обучаемого в условиях инклюзивной среды становится ведущим фактором становления инклюзивного образования. И требования к нему – быть профессионалом и мастером своего дела, признавая ценность каждого обучающегося, проявляя способность гибко менять образовательную программу в соответствии с «зоной ближайшего развития», активно подключать к образовательному процессу других специалистов, родителей, волонтеров и т.д. [2].

Данное положение требует детальной и тщательной подготовки педагогических кадров в системе среднего и высшего педагогического образования путем использования интерактивных форм и технологий обучения (тренинги, консилиумы, дискуссии, мастер-классы и пр.), способных ввести инклюзию в практику образовательных учреждений, готовых к принятию философии инклюзии, к осуществлению диагностики и коррекции обученности и воспитанности обучающихся с ОВЗ, не испытывающих страха и развенчивающих предрассудки в общении с инвалидами, выявляющих ресурсы эффективной работы с данной категорией лиц, определяющих мотив самообразования в данной области, владеющих целеполаганием в образовании.

Исключительным потенциалом для развития у обучающихся с ОВЗ мотивированного отношения к учебной деятельности на всех ступенях образования, формирования у них позитивной самооценки, оптимистического отношения к собственным возможностям и достижениям, обладает технология «портфолио», когда обучающийся сам определяет круг действий, получает и выполняет задания в удобной форме (письменной, электронной, в виде таблиц и графиков). В итоге располагает накопленным материалом (словари исторических персоналий, терминов и понятий; презентации; списки изученной литературы и интернет-ресурсов; оценочные листы, отражающие качество работы; материалы по самооценке) и сосредотачивается не на объеме и глубине изученного материала, а на позитивных моментах, успехах, делает выводы о необходимости улучшения дальнейшей учебно-познавательной деятельности [9; 10].

Инновацией в организации общего и профессионального инклюзивного образования может стать введение дистанционного обучения (очное, заочное, очно-заочное и экстернат), где традиционные и специфические формы, методы и приемы, средства обучения используются на основе телекоммуникационных и компьютерных технологий, что представляет целенаправленно выстроенный индивидуально-образовательный маршрут обучающегося на основе самоконтроля. Итак, отказ от дефектоориентированной позиции в образовании позволяет рассматривать обучающегося с ОВЗ как целостную структуру, звенья которой являются ресурсом для дальнейшего развития. И цель работы педагогов – помочь ему в выработке у механизмов самопомощи, чувства доверия к собственным возможностям, осознании и принятии собственных позитивных и негативных эмоций, значимости своих эмоциональных переживаний [8].

С целью проверки и апробации выше названных позиций инклюзивного образования Решением экспертного совета при БГПУ им. М. Акмуллы (от 24.10.2012г. № 1) под научным руководством автора статьи открыты опытно-экспериментальные площадки на базе образовательного комплекса «Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение № 33 г. Салавата – Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 15 г. Салават – Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования Салаватский колледж образования и профессиональных технологий» (МАДОУ № 33 г. Салавата – МБОУ СОШ № 15 г. Салават – ГАОУ СПО СКОиПТ) по теме: «Формирование социальной успешности обучающихся с ОВЗ в непрерывной системе инклюзивного образования «ДОУ-ШКОЛА-СПО-ВПО». А также на базе Муниципального бюджетного образовательного учреждения Лицей №68 г. Уфа (МБОУ Лицей № 68) по теме: «Формирование социальной успешности обучающихся с ОВЗ в системе школьного инклюзивного образования».

В соответствии с планом в этих образовательных учреждениях проведены педагогические советы (ноябрь-декабрь 2012г.), на базе ГАОУ СПО СКОиПТ подготовлена и проведена Всероссийская очно-заочная научно-практическая конференция «Взаимодействие образовательных учреждений и семей, воспитывающих лиц с ОВЗ, как необходимое условие развития инклюзивной образовательной среды» (20 ноября 2012 г.), в ноябре-декабре 2012 г. проведены очно-заочные/дистанционные/ курсы повышения квалификации для педагогов (40 человек) образовательного комплекса г. Салавата с приглашением руководства и преподавателей Института инклюзивного (интегрированного) образования Московского городского психолого-педагогического университета (под рук.  директора института Алехиной С. В.), осуществлена встреча координаторов инклюзивного образования экспериментальных площадок на базе образовательного комплекса в г. Салавате с целью изучения и обмена имеющимся опытом работы (30‒31 января 2013 г.), силами преподавателей Института развития образования РБ организованы и проведены очные курсы повышения квалификации для педагогов МБОУ Лицей № 68 г. Уфы (50 человек, февраль 2013 г.), прохождение стажировки координаторов экспериментальных площадок по инклюзивному образованию из г. Салавата в Институте инклюзивного (интегрированного) образования МГППУ (Москва, 15‒27 марта 2013 г.), изучение личных дел обучающихся с ОВЗ, знакомство с их семьями (январь-май 2013 г.).

Образование для всех – это важнейшая миссия, которую необходимо обеспечить и для лиц с инвалидностью независимо от пола, возраста, этнической принадлежности, способностей, наличия или отсутствия нарушений развития, которые хотят участвовать в жизни общества и вносить свой вклад.

 

Литература

1.        Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. [Текст] / Л. И. Акатов. М.: ВЛАДОС, 2003. 368 с.

2.        Банч Г. Включающее образование. Как добиться успеха? Основные стратегические подходы к работе в интегративном классе. М.: «Прометей», 2005.

3.        Добровольская Т. А., Шабалина Н. Б. Социально-психологические особенности взаимоотношений инвалидов и здоровых / Т. А. Добровольская, Н. Б. Шабалина. // Социс. № 1, 1993. С. 62‒67.

4.        Ким Дж.-Р. Влияние программ профессиональной подготовки педагогов на готовность к инклюзии студентов-практикантов [Текст] // Дж.-Р. Ким. International Journal of Inclusive Education. 2011. Вып. 15, № 3.

5.        Ковалев Е. В., Захарова А. В., Староверова М. С. Инклюзивное образование: Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ: Методическое пособие.  М.: ВЛАДОС, 2012. 167 с.

6.        Конвенция о правах инвалидов: Принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 года [Электронный ресурс]. URL: http://npar.ru›rights/inval-conv.htm.

7.        Малофеев Н. Н. Инклюзивное образование в контексте современной социальной политики [Текст] / Н. Н. Малофеев. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. М., 2010.

8.        Олтаржевская Л. Е. Ресурсные возможности инклюзивного образования // Материалы научно-практической конференции «Инклюзивное образование: методология, практика, технология» (20‒22 июня 2011, Москва) / Редкол. Алехина С. В. и др. М., МГППУ, 2011.

9.        Шакирова Э. Ф. Методика формирования социальной активности студентов с ограниченными возможностями здоровья в педагогическом колледже // Инклюзивное образование: методология, практика, технология. 2011: Материалы международной научно-практической конференции 20‒22 июня 2011 / под ред. С. В. Алехиной.  М.: МГППУ, 2011.

10.         Шумских М. А. Особенности организации инклюзивного образования в ссузе // Инклюзивное образование: методология, практика, технология. 2011: Материалы Международной научно-практической конференции 20‒22 июня 2011 / под ред. С. В. Алехиной. М.: МГППУ, 2011.