ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНКЛЮЗИИ
ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА В УСЛОВИЯХ МАССОВОЙ ШКОЛЫ

 

Лезговко Л. А.
Россия, г. Ростов-на-Дону, ГКОУ РО школа-интернат II вида № 48

 

Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: Сб. материалов II Международной научно-практической конференции / Отв. ред. Алехина С. В. М.: МГППУ, 2013

 

Мировой опыт доказывает, что дети с ограниченными возможностями здоровья при наличии соответствующей образовательной, реабилитационной среды способны к успешному обучению не только в специальной (коррекционной) школе, но и в форме интегрированного, инклюзивного обучения.

В связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов в нашей стране все большее развитие получает инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья. В учреждениях об­разования создается универсальная безбарьерная среда, поз­воляющая обеспе­чить полноценную интеграцию детей-ин­валидов в общество. Массовые школы оснащаются реабилитационным, компьютерным оборудованием и автотранспортом для орга­низации коррекционной работы, обучения и воспитания ин­валидов по слуху, зрению и с нару­шениями опорно-двигательного аппарата. Но не менее важна организация психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса для детей данной категории.

Актуальность написания данной  статьи обусловлена  определенными значимыми  факторами для включения детей с нарушениями слуха в общеобразовательную среду. Одними из наиболее важных являются психофизиологические особенности в развитии детей со сниженным слухом. Данная категория  детей, обучающихся в массовой школе,    имеет разную степень снижения слуха. Очень часто эти дети имеют сложную структуру дефекта. Самое распространенное сочетание ‒ нарушение слуха и синдром дефицита внимания и гиперактивность. Этиология сенсоневральной тугоухости (СНТ) и синдрома дефицита внимания и гиперактивности  имеет широкий диапазон, включающий в себя:

·       генетический (наследственный) фактор (дети из семей слабослышащих  родителей);

·      перинатальную патологию (осложнения во время беременности);

·      органические поражения мозга вследствие травм, инфекций и т.д.;

·      социальный фактор (проблемы воспитания, обучения).

При этом необходимо отметить, что интеллектуальный потенциал и развитие когнитивной сферы этих детей достаточно высокого уровня, что дает им возможность при создании психологически комфортного микроклимата хорошо усваивать учебный материал  и чувствовать себя успешными в условиях общеобразовательной школы.  Однако помощь в сопровождении данной группы детей имеет определенные трудности, а следовательно, должна носить системный, комплексный характер. Именно от этого зависит эффективность процесса инклюзивного обучения и социализации данной категории детей. В системокомплекс входит  психологическая компетентность как педагогов, родителей, нормативных детей, так и администрации, берущей на себя ответственность за результат в системе инклюзивного образования.

Коррекционно-развивающая работа с этими детьми имеет определенные трудности: с одной стороны,  это проблемы в восприятии и понимании речи, связанные с особенностями развития мыслительной функции у слабослышащих детей; с другой стороны, это проблемы, связанные с явлениями гиперактивности, чаще всего проявляющимися  вследствие вышеперечисленных причин.  В сочетанности  диагнозов, выставленных детям  на ранних этапах, не всегда можно определить приоритетный, но в условиях  образования  для слабослышащих детей естественным образом  определяется главное направление ‒ это формирование и развитие речи, коммуникативных навыков, адекватной самооценки в условиях речевой среды.   У слабослышащих детей с гиперактивностью  (СДВГ) этот потенциал значительно снижен, так как произвольная регуляция высшими психическими функциями (ВПФ) недостаточно развита. В школе это чаще всего проявляется в неуправляемом поведении  (повышенной двигательной активности) в целом, импульсивности и  дефиците внимания и акцентируется внимание только на социальном факторе, забывая все предопределяющие такое поведение факторы. Необходимо отметить, что сенсорное и интеллектуальное внимание необходимо ребенку для того, чтобы  воспринимать вербальные  инструкции и успешно выполнять заданные виды  действий, определяющие его успешность. Сверхактивность (СДВГ), разбросанность или рассеянность, импульсивность, повышенная возбудимость на фоне СНТ резко тормозят обучающий процесс слабослышащих обучающихся, воспитанников в массовой школе, особенно у которых выставлен диагноз СДВГ.

 В подростковый период и в  связи с переходом на новый уровень обучения проблема гиперактивности становится ведущей, так как невнимательность и сверхактивность тормозят раскрытие  и  накапливание ресурсного потенциала, необходимого  для  развития  и коррекции всех психических функций, речевой в частности.

Экспериментальные исследования Р. М. Боскис, Н. Г. Морозовой, И. М. Соловьева, Ж. И. Шиф  и других подтверждают, что наибольшие трудности у слабослышащих детей  возникают при овладении логическими и понятийными формами мышления. А так как  внимание представляет  динамическую характеристику деятельности и способствует целенаправленному отбору поступающей информации, регулирует и контролирует протекание этой деятельности, то  при его недоразвитии нарушается системный процесс развития  ВПФ ребенка. Также необходимо  особенно отметить, что важнейшее значение имеет именно  произвольное внимание, так как оно опосредовано общением ребенка с взрослым и  формируется под воздействием процесса обучения и воспитания. По мнению А. Н.Леонтьева, гораздо быстрее идет развитие внешне опосредованного внимания, характеризующегося сложной структурой, активностью, социально выработанными способами организации поведения. Учитывая  нейропсихологические особенности в развитии детей  с НСТ, осложненными СДВГ, становится ясным, что именно произвольное внимание является необходимым условием для овладения ребенком собственной интеллектуальной деятельностью, основными ее структурными компонентами: мотивационно-ориентировочным, операционным, контрольно-оценочным. Для нормативных  детей  СДВГ, как поведенческий компонент, встречается нередко и вызывает такие же  трудности в обучении, как и у слабослышащих детей.

Так как важнейшая особенность слабослышащих детей ‒ это приоритет зрительного анализатора, на который ложится основная нагрузка по поступлению и переработке информации, а это возможно только при устойчивом внимании, ‒ была разработана коррекционно-развивающая программа по преодолению синдрома гиперактивности инклюзивной группы. Программа реализует следующие задачи:

·      коррекция произвольного внимания;

·      развитие коммуникативных навыков в общении всех участников процесса;

·      преодоление психологических барьеров, ведущих к повышению самооценки обучающихся;

·      развитие способности к эмпатии, милосердию и других значимых ценностных ориентиров;

·      создание положительного микроклимата для раскрытия всего ресурсного потенциала участников;

·      развитие способности к толерантности.

Таким образом, учитывая особенности психологического развития обучающихся с нарушениями слуха и СДВГ, когнитивной и эмоционально-волевой сферы всех участников группы, коррекционная программа носит комплексный  и системный характер, включающий в себя нейропсихологические, психологические, педагогические компоненты. Исходя из этого очевиден вывод: нахождение ребенка в речевой среде дает намного больше перспектив в его развитии, и именно инклюзивное образование эти перспективы  реализует.