К ВОПРОСУ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ
ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Годовникова Л. В., Асафайло О. П.
Россия, г. Белгород,
Белгородский государственный национальный исследовательский университет

 

Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: Сб. материалов II Международной
научно-практической конференции / Отв. ред. Алехина С. В. М.: МГППУ, 2013

 

Современной тенденцией модернизации общего и специального образования России является организация различных форм интегрированного образования детей с ограниченными возможностями здоровья. В настоящее время в нашей стране насчитывается более двух миллионов детей с ограниченными возможностями, что составляет 8% детской популяции, из них около 700 тысяч составляют дети-инвалиды [2]. И по данным различных источников, к сожалению, в последние десятилетия это число постоянно увеличивается. В связи с этим значимость развития инклюзивного образования приобретает особую актуальность.

Неоспоримым фактом является ключевая роль педагога в реализации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями. Для успешного осуществления интегрированного воспитания и обучения необходим запас знаний об особенностях детей с ограниченными возможностями здоровья, умений и навыков работы с детьми с особыми образовательными потребностями. Не менее важными являются готовность педагога к безусловному принятию ребенка с особыми образовательными и социальными потребностями, толерантное отношение к человеческой «инакости», достаточная мотивация к развитию инклюзивного образования.

Рассматривая проблему профессиональной подготовки педагогических кадров для инклюзивного образования, мы выделили следующие компоненты готовности к образовательной интеграции: мотивационный, информационный и технологический. Мотивационный компонент готовности, на наш взгляд, включает не только направленность на поддержку особых воспитанников, но и на непосредственную заинтересованность в реализации образовательной инклюзии. Информационный компонент подразумевает владение знаниями в области специальной педагогики и психологии, а также хорошую информированность об инновационных процессах в специальном образовании, включая осведомленность об инклюзивном обучении детей с ОВЗ. И наконец, технологический компонент предусматривает владение умениями и определенными профессиональными навыками, позволяющими адекватно реализовывать цели и задачи образовательной инклюзии на практике.

С цель выяснения базового уровня готовности студентов дефектологического профиля к реализации инклюзивного образования детей с ОВЗ нами был проведен опрос студентов первого и второго курса направления подготовки «специальное (дефектологическое) образование» Белгородского государственного национального исследовательского университета (в опросе участвовало 53 респондента) на предмет готовности к реализации включенного обучения особых детей. Высокая мотивационная готовность наблюдалась у  67% опрошенных, достаточная информационная готовность у 64%, технологическая ‒ у 51%. Понятно, что самым проблемным полем оказалась именно технологическая готовность. По нашему мнению, данные показатели не являются достаточными для реализации инклюзивного образования, тем более что в опросе участвовали будущие дефектологи, изначально сориентированные на оказание образовательных услуг детям с ОВЗ. По результатам исследования вполне закономерен вывод о необходимости повышения уровня готовности студентов – будущих педагогов к осуществлению включенного обучения.

Относительно просто нам представляется ситуация с повышением уровня информационного компонента готовности: знания студент – будущий педагог получает в рамках программы обучения в университете. Но для эффективного усвоения этих знаний (условием чего является достаточно развитый мотивационный компонент), приобретения умений, навыков (то есть повышения технологической готовности),  развития необходимых качеств личности у будущего педагога в сфере инклюзивного образования требуется специальная система подготовки, включающая различные направления и обеспечивающая благоприятную среду для повышения всех показателей готовности студентов к реализации включенного обучения.

Наиболее оптимальным, по нашему мнению, вариантом технологической подготовки студентов – будущих педагогов является волонтерская деятельность. В настоящее время численность студентов, участвующих в волонтерской деятельности, неуклонно растет. Согласно письму министра спорта, туризма и молодежной политики В. Л. Мутко, «доля молодых людей, принимающих участие в добровольческой деятельности, в общем числе молодежи (процентов) составляет на 2010 год 11 процентов, а на 2011 год ‒ 18 процентов» [1], что подтверждает престижность данного рода деятельности  среди молодежи. В настоящее время «быть волонтером» считается высшим проявлением гражданской активности. По нашему мнению, современный феномен моды на волонтерство необходимо грамотно использовать в целях оптимизации процесса профессиональной подготовки будущих специалистов. Как мы уже отмечали, одной из задач специальной подготовки будущих педагогов к совместному обучению обычных и необычных детей является развитие мотивационного компонента готовности студентов, восприятия необходимости включенного образования как закономерного процесса демократизации и гуманизации всего общества. Участие в волонтерских акциях позволяет студентам глубже проникнуть в суть проблемы, прочувствовать сложность и важность реализации образовательной инклюзии, что влияет на их мотивационную готовность. Кроме того, студенты – будущие педагоги в рамках деятельности волонтерской группы, поняв и лично прочувствовав актуальность данной проблемы, подбирают наиболее эффективные способы донесения до общества идеи о необходимости инклюзивного образования.

Как считает Г.С. Курагина, мотивы вовлечения студентов в волонтерство носят не только альтруистический или религиозный характер. Они могут являться ответом на другие потребности человека (например, обучиться новым навыкам, найти поддержку, почувствовать себя способным сделать что-то новое, строить социальные отношения и др.) [3]. Зачастую в группах, классах, где уже реализуется включенное обучение, необходимо присутствие в классе второго взрослого, который оказывал бы помощь учителю. Работу второго взрослого могут успешно выполнять волонтеры ‒ будущие специалисты в области специального образования, что позволит им приобрести базовые практические знания, навыки работы с детьми с ограниченными функциональными возможностями, тем самым повысив уровень операционной готовности к реализации включенного образования. По мнению того же автора, необходимым условием для развития студенческого волонтерства в вузе является достаточное количество как предлагаемых к реализации, так и инициируемых самими студентами проектов [3]. С этой целью, по нашему мнению, имеет смысл координировать волонтерскую деятельность студентов внутри вуза, налаживать связи с другими волонтерскими организациями, обмениваться опытом с волонтерскими группами других вузов.

Одним из средств, успешно опробованных нами в ходе повышения уровня готовности студентов к активному осуществлению включенного обучения, мы считаем организацию киноклубов, в рамках которых ведется просмотр и обсуждение художественных и документальных фильмов, касающихся проблематики людей с ограниченными возможностями здоровья. Организация таких мероприятий, по нашему мнению, позволяет студентам существенно улучшить уровень своей информированности о существующих социальных проблемах и критически осмыслить противоречия процесса инклюзивного образования.

Повышению мотивационного и технологического компонентов готовности будущих педагогов содействует проведение круглых столов с участием ведущих дефектологов, учителей, реализующих инклюзивное образование, родителей детей-инвалидов, лиц с ОВЗ, ищущих и нашедших свое место в жизни. Общение с такими людьми в процессе подготовки к совместному мероприятию способствует более глубокому пониманию студентами трудностей реализации включенного обучения. Например, на кафедре специальной педагогики и психологии НИУ «БелГУ» регулярно проводятся встречи с дефектологами, учителями-логопедами города Белгорода на базе университета и образовательных учреждений, реализующих инклюзивное образование.

Нами перечислены лишь некоторые направления подготовки студентов к реализации инклюзивного образования, основными принципами которой, по нашему мнению, должны явиться не только обеспечение студентов – будущих педагогов высоким уровнем владения теоретическими основами специальной педагогики и психологии, но и достаточный блок практико-ориентированной деятельности. На наш взгляд, лишь целенаправленная подготовка студентов позволит достичь высокого уровня мотивационной, информационной и технологической готовности студентов к развитию включенного обучения.

 

ЛИТЕРАТУРА

1.    Волонтерство: материал из Википедии ‒ свободной энциклопедии [Электронный ресурс]. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Волонтерство.

2.    Дети-инвалиды: задача со многими неизвестными [Электронный ресурс]. URL: ttp://statistika.ru/zdr/2007/12/12/zdr_9933.html.

3.    Курагина Г.С. Организация студенческой волонтерской деятельности в вузе как направление воспитательной работы// Открытая библиотека научных сборников по гуманитарным дисциплинам [Электронный ресурс].URL: http://utopiya.spb.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=3002:2012-05-03-20-50-42&catid=114:2012-05-03-18-37-25&Itemid=140.