КОПИНГ-СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ КАК АДАПТАЦИОННЫЙ РЕСУРС ЛИЧНОСТИ
ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

 

Калягина Е. А.
Хакасия, г. Абакан,
ФГБОУ ВПО «ХГУ им. Н.Ф. Катанова»

 

Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: Сб. материалов II Международной научно-практической конференции / Отв. ред. Алехина С. В. М.: МГППУ, 2013

 

Проблемы специального образования являются одними из самых актуальных в работе всех подразделений Министерства образования и науки РФ, а также системы специальных коррекционных учреждений. Это связано в первую очередь с тем, что число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов неуклонно растет. В настоящее время в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями (8% всех детей), из них около 700 тыс. составляют дети-инвалиды. Кроме роста числа почти всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, отмечается и тенденция качественного изменения структуры дефекта, комплексного характера нарушений у каждого отдельного ребенка.

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) образования является одним из основных  и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

В настоящее время в России начинают активно складываться региональные модели инклюзивной практики обучения, при которой дети с особыми образовательными потребностями включаются в общеобразовательный процесс, но не стихийно, а при создании в образовательном учреждении специальных условий обучения.

Адаптация образовательной среды – залог успешного включения учащегося с особенностями развития в жизнь школы. Под адаптацией понимается приспособление к нуждам ребенка с ОВЗ помещений школы, режима дня, учебных программ, методических пособий и т.д. Немаловажное значение имеют и адаптационные ресурсы личности детей и подростков. В этой связи возникает ряд вопросов, стоящих перед педагогами и психологами: какие качества личности можно отнести к адаптационным ресурсам человека, какие способы взаимодействия со средой необходимо формировать у ребенка с ОВЗ, каковы симптомы и причины дезадаптации учащихся.

Говоря о проблеме адаптационных ресурсов личности, уместно обратиться к понятию «копинг-поведение». Понятие «копинг» в отечественной психологии рассматривается как адаптивное, совладающее поведение или психологическое преодоление[1]. Психологическое предназначение копинг-поведения состоит в том, чтобы как можно лучше адаптировать человека к требованиям ситуации, позволяя овладеть ею, ослабить или смягчить эти требования, постараться избежать их или привыкнуть к ним и таким образом  погасить стрессовое действии ситуации. Для совладания со стрессом каждый человек использует собственные стратегии (копинг-стратегии) на основе имеющегося у него личностного опыта (личностных ресурсов ‒ копинг-ресурсов) [3] .

Целью нашего исследования стало выявление особенностей копинг-стратегий в поведении детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения, обучающихся в классах общеобразовательных учреждений. Эмпирическая выборка составила 50 человек (25 детей с условной нормой психического развития, 25 ‒ имели нарушения зрения (амблиопия, косоглазие)).

Для выявления копинг-стратегий поведения традиционно используются тесты-опросники (такие как «Индикатор стратегий преодоления стресса» Д. Амирхана, методика определения индивидуальных стратегий Э. Хайма и др.). Однако эти методики не всегда понятны и доступны для детей младшего школьного возраста с нарушениями в развитии. В этой связи была предпринята попытка разработки проективной методики с условным названием «Картинки», направленной  на определение копинг-стратегий в поведении. Стимульный материал методики включал 10 контурных рисунков, изображающих типичную конфликтную или стрессовую ситуацию для ребенка младшего школьного возраста (ссора с одноклассниками, родителями, учителями). Использование данной методики позволило нам выявить четыре типа копинг-стратегий, заимствованных из классификации отечественных психологов Н.Я.Сирота, В.М. Ялтонского, стратегии разрешения проблем, стратегии поиска социальной поддержки, стратегии избегания, эмоционально-ориентированные стратегии [2].

Анализ результатов исследования показал, что дети младшего школьного возраста с нарушениями зрения чаще используют стратегию поиска социальной поддержки (60%), которая проявляется в желании обратиться за помощью и поддержкой к окружающей среде (родителям, друзьям, значимым другим). Данная стратегия ‒ мощный копинг-ресурс, социальная поддержка, смягчая влияние стрессов на организм, сохраняет здоровье и благополучие человека. В то же время она может иметь не только позитивный, но и негативный эффект, последний связан с чрезмерным и неуместным оказанием поддержки, что может привести к потере чувства контроля и к беспомощности.

Также для этой категории детей была характерна стратегия избегания, проявляющаяся в желании избежать контакта с окружающей действительностью, уйти от разрешения проблем. Стратегия избегания – одна из ведущих поведенческих стратегий при формировании дезадаптивного поведения, использование этой стратегии детьми младшего школьного возраста обусловлено недостаточностью развития личностных копинг-ресурсов и навыков активного разрешения проблем.

Результаты проведенного исследования показали необходимость психолого-педагогической работы с детьми младшего школьного возраста как с нарушениями зрения, так и условной нормой развития по формированию адаптивного функционального копинг-поведения. Работа с личностью младшего школьника заключается в том, чтобы на основе овладения осознанными стратегиями совладания с трудными ситуациями способствовать разрешению индивидуальных проблем адаптации, снижать напряженность неэффективных форм психологической защиты. Важно формировать у детей умение понимать себя и других, свои психологические трудности, выстраивать отношения с окружающими, расширять способы взаимодействия путем формирования новых способов общения. Для ребенка с особенностями развития детский коллектив, в котором он находится, является самым мощным ресурсом для развития. От того, как к ребенку относятся сверстники, во многом зависит его психологическое здоровье, мотивация к учебе. Основная задача взрослых – научить детей взаимодействовать друг с другом, развивать у младших школьников социальный, эмоциональный  интеллект, продуктивные стратегии совладания с трудностями.

 

ЛИТЕРАТУРА

1.     Нартова-Бочавер С. К. «Coping behavior» в системе понятий психологии личности // Психологический журнал. Том 18. 1997. № 5. С. 20‒30.

2. Никольская И. М., Грановская Р. М. Психологическая защита у детей. СПб: Речь, 2000.

3.  Сирота Н. А., Ялтонский В. М. Профилактика наркомании и алкоголизма. М: Академия, 2003.