ВОПРОСЫ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ
НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ,
РЕАЛИЗУЮЩЕЙ ИНКЛЮЗИВНУЮ ПРАКТИКУ
Медведева М. А.
Россия, г. Москва, ГБОУ Центр образования № 1447 им. Н. А. Островского
Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: Сб. материалов II Международной научно-практической конференции / Отв. ред. Алехина С. В. М.: МГППУ, 2013
Современная реформа образования требует новых подходов к воспитанию и обучению подрастающего поколения. Большое внимание государство уделяет проблемам лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» закрепляется право каждого человека на образование. При этом «создаются условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказание ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья» [1].
Федеральный закон «Об образовании» определяет понятие «инклюзивное образование» как «обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей»[1].
Возможность учиться и общаться со здоровыми сверстниками для учащихся, имеющих недостатки развития, позволяет в дальнейшем учиться жить и действовать так, как это принято в окружающем мире, легче адаптироваться в жизни. Для здоровых учащихся общение с такими детьми позволяет быть терпимее и доброжелательнее в отношении к ним.
В состав учащихся с ограниченными возможностями здоровья входят дети с интеллектуальной недостаточностью. В силу своих психофизических особенностей такие дети не могут обучаться по программам и учебникам массовой школы. Неспособность к отвлеченным обобщениям, к установлению связей и зависимостей, к анализу и синтезу, недостаточность процессов сравнения, слухового и зрительного восприятия, нарушения пространственной ориентировки, моторики значительно замедляют процесс усвоения учебного материала.
Дети с интеллектуальной недостаточностью медленнее усваивают учебный материал, им необходимы многократные повторения изученного, подбор наглядных средств, игровые формы обучения, применение специальных методов и приемов работы, что требует участия специалистов – дефектологов (олигофренопедагогов), логопедов, психологов.
Обучение детей с интеллектуальной недостаточностью в массовой школе требует решения многих вопросов.
1. Готовность педагогических кадров к обучению таких детей.
Один из вариантов подготовки педагогов к работе с детьми с ОВЗ – курсы повышения квалификации, но краткосрочные курсы повышения квалификации редко меняют подходы к обучению и воспитанию детей с интеллектуальными нарушениями в массовой школе. Непонимание педагогами особенностей и возможностей умственно отсталого ребенка и необходимости использования специальных методов и приемов в работе с ними вызывает огромное количество вопросов учителей массовой школы к специалистам коррекционно-развивающей педагогики. Эффективность обучения детей с нарушением интеллекта в инклюзивной школе во многом зависит от взаимодействия учителя и специалистов, а также использования всего арсенала требуемых вспомогательных средств и организации коррекционно-образовательного процесса. Поэтому подготовка педагогических кадров для инклюзивных школ должна осуществляться в педагогических учреждениях профессиональной педагогической подготовки, где студенты смогут получить основы специальных знаний, а для работающих педагогов ‒ это факультеты переподготовки кадров.
2. Отсутствие учебных программ, учебников и учебных пособий для обучения детей с интеллектуальными нарушениями в инклюзивной школе.
Имеющиеся учебные программы под ред. И.М. Бгажноковой и под ред. В.В. Воронковой и учебники разработаны для коррекционных учреждений VIII вида и могут только частично использоваться в школах, реализующих инклюзивное образование. Программы общеобразовательной школы и программы коррекционных учреждений VIII вида имеют различия:
· По содержанию, по темпу прохождения программы.
Например, освоить частично учебный материал по программе 1-го класса общеобразовательной школы ребенок с интеллектуальной недостаточностью может только хорошо подготовленный к школе: читающий, пишущий. В принципе, уже владеющий учебным материалом 1-го класса коррекционной школы VIII вида. Но и для него при подборе учебного материала используются специальные методы и приемы, применяемые специалистами.
· Недостаточное количество часов на изучение отдельной темы учащимися с интеллектуальными нарушениями.
· Многие темы сложны для понимания умственно отсталыми детьми.
· Многообразие учебно-методических комплексов, включающих учебные программы, учебники и учебно-методические пособия.
Решая данный вопрос, специалисты Центра образования № 1447 г. Москвы адаптировали учебные программы для коррекционных школ VIII вида и общеобразовательной школы, при создании которых:
· учитывался уровень особенного ученика, его стартовые возможности;
· учитывались психофизические особенности ребенка;
· конкретизировался учебный материал;
· был определен объем учебного материала (учебная нагрузка).
В адаптированном варианте планирования темы разбили на три группы: необходимые для изучения, предложенные в варианте ознакомления, и темы, недоступные для изучения. По каждой изучаемой теме специалисты разработали задания и упражнения, что помогает учителям в отборе необходимого материала к урокам для детей с интеллектуальной недостаточностью. Задача специалистов: создание всех условий для того, чтобы особенный ребенок (в частности, ребенок с интеллектуальной недостаточностью) в инклюзивной школе обучался в своем темпе, в соответствии со своими возможностями и уровнем знаний.
В школе, реализующей инклюзивное образование, знания по основным предметам (математика, русский язык, чтение) ребенок с интеллектуальной недостаточностью получает на занятиях со специалистом-дефектологом. В классе учитель не может ему обеспечить тот же уровень из-за несоответствия изучаемых тем, отсутствия адаптированных учебных пособий и трудностей в усвоении учебного материала детьми с интеллектуальными нарушениями.
С целью наибольшей эффективности обучения на основе адаптированных программ в школе были разработаны учебные пособия для детей с ограниченными возможностями. Это рабочие тетради для работы в классе и дома.
Рабочие тетради включают в себя упражнения и задания, направленные на отработку изучаемого материала и закрепление знаний и умений, полученных на индивидуальных занятиях. При составлении тетрадей учитывались особенности ребенка с интеллектуальной недостаточностью и его возможности. Упражнения разнообразны, интересны для ученика, дозированы по объему. Каждое задание несет коррекционную направленность и рассчитано на самостоятельное выполнение.
Рабочие тетради дают возможность детям с особыми потребностями, включая детей с интеллектуальной недостаточностью, получать систематизированное, дозированное и доступное по содержанию обучение.
3. Немаловажным моментом является оценивание учащихся с интеллектуальными нарушениями.
В общеобразовательной школе предметное обучение и уровень образованности учащихся должны соответствовать ФГОС, для детей с нарушениями интеллекта такой уровень требований недоступен. В основе оценки учащегося с ОВЗ ‒ принцип положительного стимула к посещению занятий по предмету, выполнению посильных заданий, а также к дальнейшему общению с учителем и со сверстниками.
Система инклюзивного образования в России получает широкое распространение. Много вопросов возникает по организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Много разнообразных подходов к их обучению разрабатывается педагогами страны, способствующих получению качественного общего и профессионального образования, успешной социализации и полноценному участию в жизни общества и профессиональной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».