РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ГБОУ СЛШ № 7

 

Шпитальская И. Ю., Бражник Ю. В.
Россия, г. Москва, ГБОУ СЛШ № 7

 

Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: Сб. материалов II Международной
научно-практической конференции / Отв. ред. Алехина С. В. М.: МГППУ, 2013

 

Они говорят, что я не могу бегать, но я могу смотреть.
Они говорят, что я не умею разговаривать, но я могу слушать.
Они говорят, что я не могу строить, но я могу задействовать воображение.
Они говорят, что я не могу читать, но я могу слушать рассказы.
Они говорят, что я не могу многого: но я могу подняться в горы… Если ты поможешь мне.

Пат Патфорт – бельгийский антрополог

 

ГБОУ Санаторно-лесная школа № 7 находится в шестидесяти километрах от Москвы на берегу Истринского водохранилища в лесном массиве экологически чистого района.

Основной контингент учащихся ГБОУ СЛШ № 7 – это дети с ограниченными возможностями здоровья ‒ физическими, интеллектуальными и другими особенностями (с заболеваниями нервной системы (невротические реакции, ММД, ЗПР),  нарушением функций опорно-двигательного аппарата (ДЦП, поражение суставов, черепно-мозговые травмы), мочевыводящих путей, сердечно-сосудистой системы, нарушением обмена веществ, органов дыхания, желудочно-кишечного тракта, онкологией, а также дети, имеющие нарушения психоэмоциональной  сферы, в том числе с аутистическим спектром расстройств. Все они включены в общеобразовательную развивающую среду, где вместе учатся, поправляют здоровье, отдыхают и живут. Приоритетной задачей нашего учреждения, на данном этапе развития, мы видим развитие инклюзивной образовательно-развивающей среды, обозначающей такое включение в образовательное пространство, которое учитывает особые потребности детей.

Процесс реабилитации в ГБОУ СЛШ № 7 представляет собой многогранную совокупность согласованно проводимых медицинских, психолого-педагогических, рекреационных  и социально-культурных мероприятий, направленных на развитие личности ребенка, полноценное включение его в жизнь общества, с учетом его возможностей и способностей. Цель комплексной реабилитации учащегося ГБОУ СЛШ № 7 – формирование активной жизненной позиции у школьников.

Основные принципы содержания инклюзивной среды СЛШ № 7:

- комплексность реабилитации ‒ успешная реабилитация детей с ОВЗ осуществляется только в комплексе, в тесном контакте всех участников образовательного процесса: родителей, педагогов, психологов, медицинских специалистов, обслуживающего персонала;

- личностно-ориентированный подход к детям; обеспечение комфортных, безопасных условий;

- уважение и любовь к ребенку, формирование позитивной «Я-концепции» у каждого ребенка;

- деятельностный подход – психологическая помощь осуществляется с учетом ведущего вида деятельности ребенка и ориентацией на личностно-значимый;

- избыточность среды – предоставление ребенку большого разнообразия дополнительных занятий и возможности самому выбирать интересные для себя.

Весь процесс реабилитации ГБОУ СЛШ № 7 базируется на:

•             гуманизме и толерантности;

•            развитии интеллекта и творческих способностей;

•            балансе физиологических, эмоциональных и этнических компонентов личности.

И все это возможно лишь в безбарьерной среде, где нет преград в информационном, эмоциональном, коммуникативном и эргономическом пространстве школы.

Дети, приезжающие к нам, являются представителями разных ярко дифференцированных социальных стратификаций (благополучные и неблагополучные, многодетные и опекунские семьи, материально обеспеченные и семьи, доходов которых хватает лишь на приобретение необходимого питания и одежды (43% ‒ по результатам анкетирования за 2012/2013 учебный год).

Школа для наших детей не только образовательное, профилактическое учреждение, но и сфера их жизнедеятельности. Дети представляют собой коллектив, в котором они взаимодействуют друг с другом, выстраивают взаимоотношения, совместно с педагогами решают и преодолевают трудности, у детей развивается готовность к помощи. Это и есть педагогика сотрудничества, содействия и поддержки.

Нашей целью является создание микросоциума детей и взрослых, где любой готов откликнуться на зов ‒ «помоги мне сделать это самому» (М. Монтессори), и при этом каждый участник образовательного пространства живет с мыслью: «Он  такой же, как  я, а может даже и лучше!».

Одна из главных задач коллектива Санаторно-лесной школы № 7 – воспитание толерантности у учащихся. В рамках образования в городе ребенок-колясочник чаще всего находится на индивидуальном надомном обучении. В нашей школе он учится рядом со сверстниками. Дети и подростки из неблагополучных семей, с девиантным поведением оказываются за одной партой с ребенком с тяжелыми ограничениями возможностей  здоровья, меняют свое отношение к инвалиду, учатся понимать его и помогать ему. Получив такой опыт социального общения, дети и подростки, возвращаясь домой,  начинают принимать инвалидов более терпимо, транслируя свое отношение к ребенку с ОВЗ друзьям, сверстникам и родителям.

Многие дети, приезжающие в Санаторно-лесную школу № 7, воспитываются в неблагополучных семьях. Не все родители могут обеспечить своему ребенку необходимое домашнее питание, досуговую деятельность, не прививают социально-бытовые навыки (уход за своим телом, одеждой, поддержание чистоты и порядка в личных вещах),  не контролируют режимные моменты жизни ребенка, не проводят профилактику аддиктивного поведения (азартные игры, интернет-зависимость, употребление алкоголя, наркотиков и курение). В свою очередь в СЛШ № 7 создана комфортная среда с четко организованными режимными моментами, полноценным шестиразовым питанием, с квалифицированным медико-психолого-педагогическим сопровождением. Учащиеся работают за компьютерами только в учебных целях. Ребенок, находясь в такой среде, получает положительный социальный опыт, который пытается затем перенести в  повседневную жизнь своей семьи.

Во время пребывания ребенка-инвалида в Санаторно-лесной школе семья получает мощную психологическую поддержку. Сопровождающий член семьи наблюдает, как его ребенок общается со сверстниками, видит его достижения. Уровень гиперопеки снижается естественным путем. Безбарьерная среда позволяет ребенку-инвалиду многие бытовые проблемы разрешать самостоятельно или с помощью сверстников. Родитель, сопровождающий ребенка, сам становится более социально активным.

Психологической службой ГБОУ СЛШ № 7 во втором полугодии 2012–2013 учебного года была проведена работа по внедрению реабилитационной карты учащегося, разработанной под научным руководством И. Ю. Левченко – доктора психологических наук. Целью данного проекта является отслеживание эффективности процесса реабилитации в ГБОУ СЛШ № 7.

Для работы по реабилитационным картам была отобрана пилотная группа учащихся ‒ шестьдесят школьников, имеющих инвалидность, попавших в трудные жизненные ситуации, дети из многодетных и опекунских  семей. Реабилитационная карта заполнялась учителями-предметниками, воспитателями и педагогами дополнительного образования. Полученные данные обрабатывались, исходя из них, рассчитывался коэффициент успешности (с использованием формулы)  каждого учащегося пилотной группы (см. табл.)

Таблица

Динамика показателя коэффициента успешности
учащихся пилотной группы (человек)

 

Отрицательный показатель коэффициента

Показатель стагнации коэффициента

Положительный показатель коэффициента

Количество учащихся

5

2

53

 

Выявленная в целом положительная динамика показателя коэффициента успешности учащихся пилотной группы отражает комфортность и успешность созданной реабилитационной среды ГБОУ СЛШ № 7. Совокупность реабилитационных мероприятий данного образовательного учреждения обеспечивает стимуляцию позитивного личностного потенциала каждого учащегося, поощряет его самореализацию и конструирует активно-деятельностный аспект жизни.